Слайд 1 Тема: «Воздействие художественной литературы на чувства и нравственные представления детей дошкольного возраста»
Слайд 2 Современные дети с раннего детства проводят много времени у компьютеров, телевизоров и гаджетов, что негативно сказывается на их психичес-ком и физическом здоровье. Дети всё чаще проявляют безразличие к близким и иногда даже агрессию. У детей не формируется понятие о том, «что такое хорошо, что такое плохо». В условиях современного образа жизни родителям не всегда удаётся уделять достаточно времени чтению художественных произведений со своими детьми.
Художественная литература тем самым является мощным фактором для формирования чувств, нравственных представлений детей дошкольного возраста.
Слайд 3 Воздействие художественной литературы на чувства и нравственные представления детей дошкольного возраста заключается в следующем:
· Развитие чувственно-эмоциональной сферы. Художественная литература, особенно сказки и детские рассказы, способна вызывать широкий спектр эмоций. Читая о приключениях героев, дети учатся сопереживанию, радости, горю, страху и другим чувствам. Это помогает развивать их эмоциональную осознанность и уверенность в своих чувствах.
· Формирование нравственных понятий. Литература часто затрагивает темы добра и зла, дружбы, честности, смелости и справедливости. Через взаимо-действие с литературными персонажами и их поступками дошкольники начинают понимать нравственные нормы и ценности, которые впоследствии могут служить основой их поведения в реальной жизни.
· Раскрытие мира человеческих чувств и взаимоотношений. Содержание художественных произведений помогает разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь.
· Развитие языковых навыков: Чтение художественной литературы способствует расширению словарного запаса, улучшению навыков слушания и понимания. Это, в свою очередь, помогает детям лучше выражать свои чувства и мысли.
· Стимуляция воображения: Чтение художественной литературы развивает воображение и креативность у детей. Они начинают представлять себе героев и события, что способствует не только эмоциональному,но и интеллектуальному развитию.
· Социальные навыки: Обсуждение прочитанного с взрослыми или сверст-никами помогает детям развивать навыки общения, учит их взаимодействовать и выражать свои мысли.
· Пробуждение гуманных чувств. У детей появляется желание помогать друг другу, проявляются такие нравственные качества, как сочувствие, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к старшим, бережное отношение к результатам труда людей.
· Культурная грамотность: Знакомство с литературными произведениями разных жанров и авторов обогащает культурный кругозор детей, знакомит их с традициями и ценностями разных народов.
·
Путешествия по книгам пробуждают фантазию и образное мышление, учат различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра.
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Слайд 4 Влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста действительно очень важно. В своей педагогической работе использую следующие методы и приёмы для повышения эффективности работы в этом направлении:
К ним относятся:
1.Подбор художественной литературы
2. Чтение художественной литературы
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Игра
5. Решение проблемных ситуаций
6. Театральная деятельность
Слайд 5 В своей работе знакомлю детей с большим количеством произведений детской художественной литературы:рассказываю сказки, демонстрирую настоль-ные кукольные театры, читаем книги с иллюстрациями, разучиваю произведения русского фольклора.
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой начинаю с ознакомления с миниатюрами народного творчества: потешками, песен-ками, прибаутками и частушками. Эти небольшие произведения обладают богатым и многогранным содержанием.(например «Кисонька -мурысонька»,»Баю -баюшки»,»Сорока -ворона»,»Огуречик, огуречик»и т.д.)
Слайд 6 Сказки всегда играли и продолжают играть важную роль в воспита-нии детей, оказывая позитивное влияние на их эмоциональное развитие и формиро-вание моральных ценностей. А. С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, - писал он, - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок».
Очарование сказок не угасает со временем, вызывая у дошкольников желание перечитывать их снова и снова.
Подбор сказок осуществляю также с учетом возраста детей. Отдается предпоч-тение произведениям, герои которых обладают положительными качествами, служат примером для подражания и способствуют формированию таких ценностей, как честность, правдивость, уважение к труду взрослых, ответственность за свои поступки, умение различать добро и зло, а также любовь к родному краю и природе.
В младших группах предпочтение отдается простым и понятным сказкам, таким как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Рукавичка»,»Заюшкина избушка». В старшем дошкольном возрасте репертуар произведений расширяется. Они стано-вятся с более глубоким смыслом, например, «Цветик-семицветик» В. Катаева или «Волшебное слово» О. Осеевой, которые побуждают детей к анализу поступков героев и постижению морали сказок.
Чтение художественных произведений сопровождается демонстрацией нагляд-ного материала, поскольку иллюстрации играют важную роль в понимании смысла произведения. При чтении художественной литературы использую мимику, интона-цию, слегка игривый тон, что создает у ребенка положительный эмоциональный
настрой. Отдается предпочтение книгам с ярким оформлением, и иллюстрациями, которые способствуют более глубокому воздействию на чувства ребенка и запоминанию текста.
Слайд 7 В ходе НОД использую рассказывание сказок, стихотворений по мнемотаблице, по сюжетам, использую метод моделирования (где происходит замена героя геометрической фигурой или фигурой подходящего цвета, значка или символа), например сказка «Рукавичка», сказка «Колосок», Сутеева «Кораблик».
Также в работе с детьми старшего возраста использую такой метод, как приду-мывание продолжения сказки. Но с начало с детьми мы обсуждаем героев, пробуем найти новые выходы героев из данной ситуации, дети рассказывают как бы они поступили, что бы они сделали, а затем придумываем продолжение сказки и ли новую концовку, как со старыми персонажами, так и внося новых героев.
Обсуждение прочитанного произведения является неотъемлемой частью работы с художественной литературой. С помощью беседы побуждаю детей к размышлениям и высказыванию собственного мнения, помогаю им анализировать поступки сверстников и отличать что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. (Например: «Почему герой поступил именно так?» или «Как ты бы поступил на его месте?»,
«Чему учит нас эта сказка?»).
Беседую с детьми на такие темы как «Мои добрые поступки» и «Мои добрые дела», «Что такое доброта?» Такие беседы способствуют развитию у детей эмоцио-нального интеллекта, формированию нравственных ценностей, осознанности важ-ность доброты и взаимопомощи. В заключение беседы мы обсуждаем вопрос о том, как дети могут совершать добрые поступки каждый день. Помогаю детям сформу-лировать простые действия, которые они могли бы реализовать в своей повседневной жизни.
В своей деятельности придаю большое значение использованию пословиц и поговорок. Они обогащают знания детей, заставляют думать, воображать, поступать правильно. Так, например, читая и рассказывая сказку «Рукавичка» мы знакомим детей с поговоркой «В тесноте, да не в обиде», «Зимовье» - «У страха глаза велики», произведение В. Катаева «Цветик семицветик» разбираем значение пословиц о доброте и лени.
В своей педагогической практике широко применяю разнообразные игры: коллективные игры, инсценировки, упражнения в игровой форме, игры-драматизации, ролевые игры.
Дети с большим энтузиазмом принимают участие в инсценировках сказок, басен («Репка», «Колобок», «Свинья под дубом»). С детьми среднего возраста с удовольствием используем проигрывание разнообразных игровых ситуаций по отрывкам из сказок («Муха -Цокотуха», «Мойдодыр»), где дети изображают эмоции героев: гнев, страх, радость, удивление.
Для определения настроения героя сказки использую кубик «Настроения». Используем его и для определения своего настроения после прочтения какого-либо художественного произведения, в ходе НОД, для закрепления знаний о различных эмоциональных состояниях.
Для лучшего запоминания художественного произведения и развития интереса к сказке проводим дидактические игры, например: «Собери сказку по картинкам», «Какого сюжета не хватает», «Какой герой лишний», «Кому что».
Слайд 8 В своей работе я успешно применяю декоративные камешки «Марблс» в качестве эффективного инструмента для воздействия художественной литературы на эмоциональную сферу ребёнка.
Данный материал способствует развитию речевых и сенсомоторных навыков у детей. Взаимодействие с «Марблс» вызывает у дошкольников положительные эмо-ции: радость, удовлетворение, побуждая к исследованию, тактильному восприятию и игровым действиям. ( например «Выложи по силуэту и назови», «Чудесный сундучок», «Укрась варежку», «Проложи дорожку к домику»).
Рисование, лепка любимых персонажей или отдельных сцен из сказок, а также выполнение творческих заданий, связанных с миром сказок и стихов, позволяет исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и окружающим, его индивидуальные особенности.
Слайд 9 Участие в театральных постановках благотворно сказывается на развитии коммуникативных навыков у детей, способствует укреплению межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети учатся работать в команде, выражать свои мысли и чувства, что важно для их социальной адаптации.
Создавая с детьми театральные постановки, основанные на произведениях
художественной литературы, помогают им переживать эмоции персонажей, что способствует развитию эмоционального интеллекта, умению сопереживать и понимать чувства других людей. Ребята наблюдая за персонажами и их поступками, могут видеть последствия тех или иных действий. И это становится основой для формирования их собственных нравственных представлений, понимания понятия «добро» и «зло».
Слайд 10 На протяжении многих лет наша дошкольная организация
поддерживает тесное сотрудничество с библиотекой № 5, расположенной в здании нашего учреждения. Наши воспитанники с большим интересом посещают библиотеку. В рамках совместной деятельности мы участвуем в различных городских , республиканских и международных конкурсах.
Регулярно организуются творческие встречи с приднестровскими писателями и поэтами: Наталья Самони и Анна Штро, Муза Гончарова. На этих встречах дети знакомились с творчеством авторов, их произведениями и героями, сопереживали персонажам и радовались успехам создателей. Вместе с библиотекарем Инной Рихордовной мы проводим развлекательные мероприятия, основанные на произве-дениях К. Чуковского и А.С. Пушкина, а также принимаем участие в литературных чтениях по произведениям А. Барто., В. Бианки, С. Маршака и сказкам, как с детьми, так и с родителями .
Слайд 11 С целью объединения усилий семьи и детского сада в воспитании нравственной культуры детей использовались следующие формы работы:
- групповые собрания;
- консультации («Роль книги в нравственном воспитании детей», «Воспитание сказкой», «Читайте ребёнку правильные сказки», «Развитие ребёнка традиции семейного чтения»)
- папки передвижки (»Сказкотерапия»)
- выставки книг;
Слайд 12 Одним из результатов нашей работы является участие наших воспитанников в городских и республиканских конкурсах стихов, театрализованных представлений в которых они занимали призовые места. Что подтверждает эффективность работы.
Таким образом, работа с художественной литературой не только способствует всестороннему развитию детей, значительно обогащает эмоциональный мир детей, но и открывает перед ними новые горизонты, формируя их личность.
МОУ «Бендерский детский сад № 38»
Сообщение из опыта работы
Тема: «Воздействие художественной литературы
на чувства и нравственные представления
детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель Николаева Т.Н.
педагогический стаж 32 года
2 квалификационная категория
г. Бендеры
12.03.2025 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.