Мастер-класс по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Сегодня я поделюсь опытом формирования читательской грамотности на уроках чтения.
Читательская грамотность- это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».
Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе.
Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текстлежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.
Техника чтения — важнейший фактор, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна, и на ней есть свои сложности и препятствия.
· Незнакомые слова.
· Непривычный строй фраз. Наша речь меняется, потому что язык — живое явление.
· Дети не готовы трудиться. У них нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи и так достаются достаточно легко.
· Неразвитость восприятия мира и чувств.
Современному ребенку достаточно не понять всего одно слово, и смысл текста начнет ускользать. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту
Основные принципы формирования навыка чтения и понимания текста:
· Быть внимательным к слову
· Уметь вступать в диалог с текстом
· Обладать активным воображением
· Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли
За основу в своей работе я беру технологию смыслового чтения.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты:
• понимать;
• анализировать;
• сравнивать;
• видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Я хочу показать фрагмент урока Урок литературного чтения 2 класс Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»
(УМК «Школа России», Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, М.)
Форма урока: проблемный урок с использованием технологии смыслового чтения
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Приемы: корзина идей, кластер, чтение с остановками, бортовой журнал, синквейн
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Слайд №2. Чтение хором.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!!
Улыбнитесь друг другу. Садитесь!
I. Вызов.
1.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы познакомились с произведением Ю.Ермолаева «Два пирожных». Какие пословицы вы подобрали о дружбе и справедливости?
2.Актуализация знаний.
-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?
-Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека?
-На зеленой карточке у вас в два столбика записаны слова, обозначающие название предметов и слова, обозначающие признак предмета.
сказка деревянная
палочка красивый
лампа интересная
слово настольная
цветок волшебное
-Стрелкой соедините слова, связанные по смыслу. (работа в парах)
-Давайте проверим правильность выполнения задания. (Слайд 3)
-Какое словосочетание здесь лишнее? Почему? (Слайд 4)
- Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими славами из первого столбика? Что у вас получилось?
- Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.
-Составьте кластер «Волшебные слова»
-Как слово может действовать на поведение человека? Запишите свои мысли и поместите их в корзину идей (дети работают в группах).
- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута)
- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
-На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его.
( а,В,а,н,т,е,л,и ; в,с,е,а,е,О) (Слайды 6,7)
Физминутка
II. Осмысление.
Знакомство с новой темой.
. 1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил побежал домой»)
-Читать рассказ будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками на листе текста:
+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.
- Поведение какого героя вам понравилось и почему?
- Найдите в тексте, как выглядел старичок.
-Кого он вам напомнил? (Волшебника)
-Почему? (Он говорит о волшебном слове)
-А что вы можете сказать о Павлике? Почему?
- Найдите в тексте (1 часть) слова, подтверждающие вашу точку зрения.
2. Ведение бортового журнала. (Слайд 8)
- Откройте бортовой журнал и сделайте запись в первом столбике, описав действия мальчика.
Присел
Покосился
Буркнул
сжал кулаки
засопел от обиды,
стукнул кулаком
3. Самостоятельное чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
- Как только вы найдете это слово, остановитесь.
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
5. Самостоятельное чтения рассказа до конца.
- Дочитайте рассказ.
-Оправдались ли ваши предположения? (обращение к древу предсказаний)
Работа над образом героя.
1. Продолжение работы с бортовым журналом. (Слайд 10)
Откройте бортовой журнал. Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.
говорил тихим голосом,
смотрел в глаза,
думал о волшебном слове,
подпрыгнул от радости,
прошептал,
глядя в глаза,
прислушивался,
сидел тихо,
положил руку на плечо,
попросил тихо
- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?
-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?
-Сравните свои записи. (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).
III. Рефлексия.
1. Корзина идей.
-Давайте вернемся к нашей корзине идей и проверим ваши предположения. Оправдались ли они?
- Как слово может действовать на поведение человека?
- Что вы предполагали в начале урока?
-Что нового узнали?
-Какой вывод вы можете теперь сделать?
3. Творческая работа. Работа группами.
Задание 1. Синквейн.
-Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн.
-Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится. (Слайд 11)
(Примерные синквейны:
1 группа:
1. Слово
2. Волшебное, доброе.
3. Произносится, помогает, радует.
4. Волшебное слово действует!
5. Радость.
2 группа:
1. Мальчик
2. Сердитый, грубый.
3. Слушает, проверяет, изменяется.
4. Помогло! Опять помогло!
5. Спасибо!
3 группа:
1.Старик.
2. Добрый, мудрый.
3.Наблюдает, спрашивает, советует.
4. Это волшебное слово!
5. Волшебник.
Задание 2. «Соберите пословицы»
1. Доброе слово, путь к сердцу откроет.
2. Вежливость украшает человека.
3. Доброе слово для человека, что дождь в засуху.
Задание 3. «Сердечко чувств».
- У меня на столе сердечки двух цветов: розовый – меня взволновало, я сопереживаю;
белый – мне было безразлично.
-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на большое сердце на доске.
-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. (Слайд 12)
Домашнее задание. (Мини – сочинение)
Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора, и напишите об этой истории. Спасибо за урок!
Когда ребёнок привыкнет не просто скользить взглядом по тексту, но вдумываться в содержание, анализировать прочитанное и выносить собственные умозаключения, он приобретёт один из самых важных навыков в жизни — умение широко и нестандартно мыслить.
Более того, постоянная практика смыслового чтения поможет начать нестандартно мыслить в повседневной жизни:
найти нестандартное решение проблемы будет проще,
ребёнок научится аргументировать собственную позицию,
чётко обозначать свои интересы.
Именно так сформируется фундамент продуктивной учёбы и построения успешной карьеры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.