Образовательный проект

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Образовательный проект Музеи в патриотическом воспитании.docx

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по теме:

«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника»

 

Подготовила: учитель английского языка

МБОУ СОШ № 42 г. Шахты

Предко Н.С.

 

2025 – 2026 г.

 

Пояснительная записка

 

Обоснование актуальности проекта:

Музей как институт неразрывно связан с функцией хранения коллекций и передачи наследия будущим поколениям. В России насчитывается около 3000 государственных музеев федерального, регионального и муниципального уровня. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к современным музеям. Сегодня важно, чтобы музей был не только центром, который сохраняет нашу культуру и позволяет будущим поколениям прикоснуться к истории, но и выполнял определенную социальную миссию. Вот лишь некоторые из этих миссий: развитие чувства прекрасного, способствовать пониманию красоты окружающего мира, развитие собственного мнения, пробуждение творческого начала и патриотическое воспитание школьников.

Современный музей – это площадка, которая объединяет в одно целое самые разные ресурсы. Это место, где легко организовать диалог на разные темы средствами культуры. И социальная ценность такой площадки очень высока.

На региональном уровне музей выполняет особенно важные функции. Он способствует формированию и развитию региональной идентичности. Школьники ощущают свою принадлежность к той или иной территории. Музей, сохраняя историю, культуру, формируя чувство сопричастности, гордости, помогает формировать эту идентичность. И тогда ребенок проносит свою любовь к городу, селу, малой родине через всю жизнь и передает это чувство уже своим детям. И роль музея здесь очень велика. Образование и просвещение — одна из важных функций музея. И музей формирует вокруг себя такую среду, объединяя школы, детские сады, вузы, формируя сообщество, так или иначе вовлеченное в образование.

Использование информационных технологий в музейной сфере предоставляет широкие возможности для преодоления неравенства в степени доступности культурных благ, вызванного географическими особенностями страны и факторами экономического характера. Широкое внедрение новых технологических решений, повышение доступности культурных благ позволяют сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке.

 

Цель проекта:

Формирование у обучающихся основ патриотизма, а так же развитие художественного восприятия вещей.

 

Задачи проекта:

1. Учить детей видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

2. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;

3. Развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение,

эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

4. Воспитывать чувство любви к Родине, к городу, области.

5. Воспитывать нравственные качества личности ребенка.

 

Ожидаемые результаты проекта.

 

В процессе реализации проекта ожидается:

● формирование у детей духовно-нравственных ценностей;

● развитие творческого, логического и креативного мышления;

● развитие коммуникативно-языковой компетенции;

● развитие социальной компетенции;

● обогащение предметно-развивающей среды;

● обогащение образовательного пространства новыми интерактивными формами.

Ожидаемая практическая значимость проекта

 

Данный проект позволит:

● вести разноплановую работу с детьми;

● применять различные методики;

● повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;

● обновить образовательный  процесс новыми интерактивными формами.

 

План реализации проекта:

1.      Этапы

2.      Ожидаемые результаты

3.      Наименование мероприятий

 

Сроки реализации проекта

 

Подготовительный (сентябрь 2025 г.):

·         исследование проблемы, связанной с патриотическим воспитанием школьников;

·         работа по программам «Русский музей – доступная среда»;

·         определение форм и методов осуществления проекта;

·         сбор материалов и публикаций.

 

Организационный: (октябрь 2025 г.):

·         создание условий и необходимой информационной базы для формирования патриотизма у школьников;

·         работа по программам «Русский музей – доступная среда»;

·         осуществление просветительской работы среди учащихся школы;

·         ознакомление с возможностями виртуального посещения музеев;

·         посещение виртуальных экскурсий.

 

Практический этап: (с 1 ноября 2025 по 30 мая 2026 г.)

·         Участие во всех мероприятиях в соответствие с планом реализации проекта.

 

Рефлексивный этап:

·         Подведение итогов работы над проектом (июнь 2026 г.)

 

Предполагаемые результаты реализации проекта

В ходе реализации проекта предполагается:

·         Повышение уровня знаний учащихся об участниках Великой Отечественной войны.

·         Увеличение количества участников в благотворительной программе «Помоги пожилым».

·         Воспитание творчески мыслящего, ответственного, интересующегося историей своего края и Родины гражданина-патриота;

·         Развитие интереса у детей и их родителей к музейной культуре;

 

План мероприятий по реализации проекта

07.09.2025 г. Разработка туристических маршрутов.

14.09.2025 г. Проведение внеклассного мероприятия по знакомству учеников с подвигами своих предков в Великой Отечественной Войне «Герои рядом».

20.10 – 30.10.2025 г. Экскурсии для школьников в народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты».

Февраль - март 2026 г. Знакомство с разными музеями Мира и России.

18 марта 2021 г. Знакомство с возможностями виртуальных экскурсий по музеям России.

Апрель 2026 г. Организация мероприятий, приуроченных к празднованию 81-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Январь-май. Уроки мужества и классные часы: «Они сражались за Родину»; «Герои рядом» (по школьным сочинениям); День снятия блокады Ленинграда» и др.

Март – май. Посещение виртуальных экскурсий по музеям России.

В течение года. Участие в акциях «Обелиск», «Рассвет», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».

 

Содержание и технологическое обеспечение проекта:

·         Изучение краеведческой литературы;

·         Сбор материалов и расширение экскурсионных маршрутов;

·         Написание сочинений и создание проектов по самым запомнившимся экскурсиям;

·         Создание видеотеки.

 

Перспективы развития проекта:

·         активизировать исследовательскую деятельность учащихся;

·         продолжить поисковую деятельность по участникам Великой Отечественной войны;

·         продолжить изучение культуры и истории Дона;

·         продолжить практику виртуальных экскурсий;

·         внедрить туристический маршрут по памятным местам Ростовской области;

·         расширить и обновить экспозиции школьного музея и выставки;

 

Описание ресурсов организации, задействованных в реализации проекта

Для реализации проекта имеется:

·         Материальные ресурсы: актовый зал, кабинеты для работы, компьютеры, принтеры, школьный музей, звуковая аппаратура, фотоаппарат.

 

Долгосрочные планы и мероприятия по развитию проекта:

·         Использование наработанного материала при проведении экскурсий, на уроках истории и занятиях по краеведению, в воспитательной работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста, массовых мероприятиях.

 

Список литературы и интернет ресурсов:

1. 25 самых популярных музеев Мира https://zen.yandex.ru/media/id/59663b5d1410c35da0a45986/25-samyh-populiarnyh-muzeev-mira-5a2df7c25f49679c6590663f

2. Интервью Оксаны Орачевой: музей должен жить в партнерстве с людьми. https://www.asi.org.ru/2015/09/18/oksana-oracheva-muzej-dolzhen-zhit-v-partnerstve-s-lyudmi/

3. Русский музей                                                                                            https://rusmuseum.ru/for-visitors/available-museum/available-environment.php4.

5. Виртуальные туры по выставкам российских музеевhttps://www.culture.ru/museums

6. Самбекские высоты http://sambek-museum.ru/