ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по теме:
«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника»
Подготовила: учитель английского языка
МБОУ СОШ № 42 г. Шахты
Предко Н.С.
2025 – 2026 г.
Пояснительная записка
Обоснование актуальности проекта:
Музей как институт неразрывно связан с функцией хранения коллекций и передачи наследия будущим поколениям. В России насчитывается около 3000 государственных музеев федерального, регионального и муниципального уровня. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к современным музеям. Сегодня важно, чтобы музей был не только центром, который сохраняет нашу культуру и позволяет будущим поколениям прикоснуться к истории, но и выполнял определенную социальную миссию. Вот лишь некоторые из этих миссий: развитие чувства прекрасного, способствовать пониманию красоты окружающего мира, развитие собственного мнения, пробуждение творческого начала и патриотическое воспитание школьников.
Современный музей – это площадка, которая объединяет в одно целое самые разные ресурсы. Это место, где легко организовать диалог на разные темы средствами культуры. И социальная ценность такой площадки очень высока.
На региональном уровне музей выполняет особенно важные функции. Он способствует формированию и развитию региональной идентичности. Школьники ощущают свою принадлежность к той или иной территории. Музей, сохраняя историю, культуру, формируя чувство сопричастности, гордости, помогает формировать эту идентичность. И тогда ребенок проносит свою любовь к городу, селу, малой родине через всю жизнь и передает это чувство уже своим детям. И роль музея здесь очень велика. Образование и просвещение — одна из важных функций музея. И музей формирует вокруг себя такую среду, объединяя школы, детские сады, вузы, формируя сообщество, так или иначе вовлеченное в образование.
Использование информационных технологий в музейной сфере предоставляет широкие возможности для преодоления неравенства в степени доступности культурных благ, вызванного географическими особенностями страны и факторами экономического характера. Широкое внедрение новых технологических решений, повышение доступности культурных благ позволяют сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке.
Цель проекта:
Формирование у обучающихся основ патриотизма, а так же развитие художественного восприятия вещей.
Задачи проекта:
1. Учить детей видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
2. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
3. Развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение,
эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
4. Воспитывать чувство любви к Родине, к городу, области.
5. Воспитывать нравственные качества личности ребенка.
Ожидаемые результаты проекта.
В процессе реализации проекта ожидается:
● формирование у детей духовно-нравственных ценностей;
● развитие творческого, логического и креативного мышления;
● развитие коммуникативно-языковой компетенции;
● развитие социальной компетенции;
● обогащение предметно-развивающей среды;
● обогащение образовательного пространства новыми интерактивными формами.
Ожидаемая практическая значимость проекта
Данный проект позволит:
● вести разноплановую работу с детьми;
● применять различные методики;
● повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
● обновить образовательный процесс новыми интерактивными формами.
План реализации проекта:
1. Этапы
2. Ожидаемые результаты
3. Наименование мероприятий
Сроки реализации проекта
Подготовительный (сентябрь 2025 г.):
· исследование проблемы, связанной с патриотическим воспитанием школьников;
· работа по программам «Русский музей – доступная среда»;
· определение форм и методов осуществления проекта;
· сбор материалов и публикаций.
Организационный: (октябрь 2025 г.):
· создание условий и необходимой информационной базы для формирования патриотизма у школьников;
· работа по программам «Русский музей – доступная среда»;
· осуществление просветительской работы среди учащихся школы;
· ознакомление с возможностями виртуального посещения музеев;
· посещение виртуальных экскурсий.
Практический этап: (с 1 ноября 2025 по 30 мая 2026 г.)
· Участие во всех мероприятиях в соответствие с планом реализации проекта.
Рефлексивный этап:
· Подведение итогов работы над проектом (июнь 2026 г.)
Предполагаемые результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта предполагается:
· Повышение уровня знаний учащихся об участниках Великой Отечественной войны.
· Увеличение количества участников в благотворительной программе «Помоги пожилым».
· Воспитание творчески мыслящего, ответственного, интересующегося историей своего края и Родины гражданина-патриота;
· Развитие интереса у детей и их родителей к музейной культуре;
План мероприятий по реализации проекта
07.09.2025 г. Разработка туристических маршрутов.
14.09.2025 г. Проведение внеклассного мероприятия по знакомству учеников с подвигами своих предков в Великой Отечественной Войне «Герои рядом».
20.10 – 30.10.2025 г. Экскурсии для школьников в народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты».
Февраль - март 2026 г. Знакомство с разными музеями Мира и России.
18 марта 2021 г. Знакомство с возможностями виртуальных экскурсий по музеям России.
Апрель 2026 г. Организация мероприятий, приуроченных к празднованию 81-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Январь-май. Уроки мужества и классные часы: «Они сражались за Родину»; «Герои рядом» (по школьным сочинениям); День снятия блокады Ленинграда» и др.
Март – май. Посещение виртуальных экскурсий по музеям России.
В течение года. Участие в акциях «Обелиск», «Рассвет», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».
Содержание и технологическое обеспечение проекта:
· Изучение краеведческой литературы;
· Сбор материалов и расширение экскурсионных маршрутов;
· Написание сочинений и создание проектов по самым запомнившимся экскурсиям;
· Создание видеотеки.
Перспективы развития проекта:
· активизировать исследовательскую деятельность учащихся;
· продолжить поисковую деятельность по участникам Великой Отечественной войны;
· продолжить изучение культуры и истории Дона;
· продолжить практику виртуальных экскурсий;
· внедрить туристический маршрут по памятным местам Ростовской области;
· расширить и обновить экспозиции школьного музея и выставки;
Описание ресурсов организации, задействованных в реализации проекта
Для реализации проекта имеется:
· Материальные ресурсы: актовый зал, кабинеты для работы, компьютеры, принтеры, школьный музей, звуковая аппаратура, фотоаппарат.
Долгосрочные планы и мероприятия по развитию проекта:
· Использование наработанного материала при проведении экскурсий, на уроках истории и занятиях по краеведению, в воспитательной работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста, массовых мероприятиях.
Список литературы и интернет ресурсов:
1. 25 самых популярных музеев Мира https://zen.yandex.ru/media/id/59663b5d1410c35da0a45986/25-samyh-populiarnyh-muzeev-mira-5a2df7c25f49679c6590663f
2. Интервью Оксаны Орачевой: музей должен жить в партнерстве с людьми. https://www.asi.org.ru/2015/09/18/oksana-oracheva-muzej-dolzhen-zhit-v-partnerstve-s-lyudmi/
3. Русский музей https://rusmuseum.ru/for-visitors/available-museum/available-environment.php4.
5. Виртуальные туры по выставкам российских музеевhttps://www.culture.ru/museums
6. Самбекские высоты http://sambek-museum.ru/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.