Образовательный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Богатыри Земли Русской»
Познавательно - творческая деятельность.
Участники проекта: дети подготовительной группы № 2, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта:
Исследовательский, творческий, долгосрочный, закрытый, групповой.
Актуальность:
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: « Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
Гипотеза:
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.
Цель проекта:
Формирование духовности, чувства патриотизма у детей старшего возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа.
Задачи:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.
Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях.
Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
Раскрыть понятие «былинный богатырь».
Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.
Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «Былинные герои».
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах и видах детской деятельности
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной страны.
Осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Механизм реализации проекта:
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.
Дети, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности: в игре, посвященной роли богатыря-защитника; при беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество; в изобразительной деятельности они знакомится с разными средствами воплощения художественного замысла; у ребёнка проявляется самовыражение, через музыкальную деятельность. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности детей, участвующих в проекте. Взрослые (педагоги и родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками творческих выставок, конкурсов, праздников, развлечений.
Схема реализации проекта
Образовательные области |
Содержание |
Познавательное развитие
|
Беседы на тему: «Россия родина моя», « Откуда мы родом», «Как жили славяне», (из детской энциклопедии «В гостях у истории»), «Отличие сказки от былины», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли». НОД «Мир русских былин в картинах В.М. Васнецова» («Витязь на распутье» В. Васнецов «Битва на Калиновом мосту» В. Васнецов «Богатыри» В. Васнецова « Три богатыря» В. Васнецов) рассматривание картин: «Настасья Микулишна» Васильев (женщина богатырь), «Илья Муромец» Рерих. Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход». Посещение мини музея «Богатыри Земли Нижегородской» НОД «Путешествие в историю Древней Руси» Экскурсия в музей самоваров и предметов быта города Городца. |
Речевое развитие |
Беседа «Отличие сказки от былины». Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской. Объяснение значений новых слов (предки, вороги, летопись, кольчуга, брамица, поручи, булава, колчан, богатырь, былина, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, оберёг). Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря». Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь». Чтение русских народных сказок о защитниках, сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Первый бой Ильи Муромца», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», « Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич» и др.. Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход». |
Художественно-эстетическое развитие
|
Слушание композиции «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко» музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо) Танцевально-игровое творчество детей Разучивание песен Просмотр мультфильмов по теме «Русские богатыри» Слушание былины «Илья Муромец в аудиозаписи» Изобразительная деятельность на темы: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской» «Богатырский щит» Раскраски по теме Аппликация: «Богатырский конь» Лепка из теста «Жаворонки» Конструирование: «Сторожевая башня», «Крепость» Совместная деятельность взрослого и детей: рассматривание репродукций «Витязь на распутье» К.Васильев; «Илья Муромец» Н.Рерих; Васнецов: « Три богатыря ». Беседа о творчестве Васнецова. |
Физическое развитие
|
Подвижные игры: «Чья дружина быстрее соберется», «Не попадись», «Кто самый меткий?» Эстафеты: «Забрось палицу в логово Соловья разбойника», «Самый меткий (смелый)», «Состязание поединщиков », « Кто больше соберет камней », « Сбей богатыря с коня (бой подушками)», « Перетяни богатыря» Досуг « Богатырские состязания»
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Сюжетно – ролевые игры: «Богатырские игрища», «Защитники заставы », «Крепость». Музыкально-театрализованное представление: « Илья Муромец и Змей Горыныч». Танцевально-игровое творчество детей.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.