МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРДАИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Образовательный проект:
«Театр слова».
Выполнил: учитель-логопед
высшей квалификационной
категории
Тарасенко Алёна Сергеевна
Илекский район, 2020
Введение
Сейчас много говорят о деятельностном подходе в обучении. Разрабатывая свой проект, или принимая участие в чужом проекте, обучающимся в любом случае пригодятся те умения и навыки, которые будут вырабатываться в ходе реализации проекта.
Не менее важно найти новый метод обучения, где источником знаний станет сама жизнь, опыт, который дети приобретут, занимаясь конкретным делом.
На просторах интернета я нашла статью, в которой говорится: «Сегодня в условиях социальных и экономических перемен назрела острая потребность общества в нравственных, духовно богатых и творческих людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России». С этим сложно не согласиться, наблюдая за тем, что происходит не только в нашей стране, но и в мире. Как же воспитать духовно богатых людей? Как помочь обучающимся в совершенствовании речи. На мой взгляд, есть оптимальный способ, который поможет сформировать эти качества у наших школьников – это студия ораторского мастерства «Театр слова».
В связи с этим я предлагаю школьный образовательный проект студии ораторского мастерства.
Актуальность образовательного проекта обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, природе и искусстве. Театральные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой способности, речевой коммуникативности обучающихся.
Новизна образовательного проекта состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с особенностями игры на сцене. Причины введения данного образовательного проекта обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное владение культурой диалога, количество часов на культурологические и творческие практикумы.
Образовательный проект направлен на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству, к духовно-нравственным ценностям; направлен на устранение логофобии (боязнь публичного выступления). Отличительной особенностью данного образовательного проекта является интеграция различных видов деятельности: актерское мастерство, ораторское искусство.
Основная цель программы: формирование речевой культуры личности средствами театральной деятельности, развитие творческого потенциала и общекультурного кругозора.
Задачи:
- активизировать познавательный интерес, вызвать интерес к сценическому искусству;
- развивать дикцию, пополнять словарный запас;
- владеть искусством речи, искусством ведения диалога;
- наилучшим образом использовать возможности языка;
- формировать речевой имидж обучающихся;
- помочь приобрести прочные навыки управления аудиторией;
- добавить новые краски в речь и общение обучающихся;
- развивать красноречие и личное обаяние.
- развивать творческие способности, воображение и образное мышление, формировать навыки вежливого обращения с партнерами по сцене;
- освоить технические приемы владения своим голосом, умение держаться на сцене;
- способствовать патриотическому воспитанию обучающихся.
Участники проекта: обучающиеся 5-6 классов.
Принцип обучения прост: минимум теории, максимум заданий и упражнений. Все занятия строятся как творческие уроки - ребята знакомятся с упражнениями на развитие голоса и дикции, выполняют различные речевые этюды и творческие импровизации, проводят творческие вечера, на которых получают возможность применения полученных навыков на практике.
Основные направления деятельности судии ораторского мастерства должны формироваться в соответствии с целями и задачами, определёнными Положением и планом работы, утверждаемым ежегодно.
Основными направлениями деятельности студии ораторского мастерства являются:
- активизация познавательного интереса к сценическому искусству;
- развитие творческих способностей, воображения и образного мышления;
- освоение артикуляционной гимнастики;
- постановка диафрагмального дыхания;
- освобождение голоса;
- работа над речью (текстом).
Виды занятий:
- импровизация на заданную тему;
- творческие экспромты;
- упражнения на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность);
- скороговорки;
- актерское мастерство.
Данные виды дадут возможность каждому обучающемуся реализовать себя.
Образовательный проект имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное от уроков время;
- предоставление выбора ролей в инсценировках.
Формы занятий. Принцип работы студии ораторского мастерства предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в проект с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы работы на занятиях. Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнером, запомнить слова героев, развивать зрительную память, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается четкая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям запоминать нужные позы, учит создавать различные образы).
Бюджет: финансирование студии ораторского мастерства «Театр слова» не предусматривается.
Ожидаемые результаты. У обучающихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- иметь четкую дикцию;
- уметь владеть искусством речи, искусством ведения диалога;
- уметь использовать возможности языка;
- уметь управлять аудиторией;
- уметь владеть своим голосом;
- уметь держаться на сцене.
Проверка результатов работы студии ораторского мастерства «Театр слова»:
- просмотр инсценировок;
- участие в тематических праздничных мероприятиях в школе.
Заключение
Предложенный мной образовательный проект я начала реализовывать с нового учебного года, так как театральная деятельность это очень глубокая сфера, требующая тщательного изучения.
Много написано о том, как сложно быть руководителем, как сложно привлечь подростков и получать от этого результат. Имея, хоть и маленький, опыт работы могу сказать одно: главное в работе руководителя – желание! Именно желание поможет зажечь сердечки детей и сделать из них настоящих театралов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.