Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Рыбновский районный Детско-юношеский Центр туризма»
Принята на заседании «Утверждаю» педагогического совета Директор МБУ ДО РР ДЮЦТ
Протокол №4 от 01.08.2023 ______________ Новиков С.В.
Приказ №37 от 01.08.2023
Образовательный проект
«Туризм для самых маленьких»
Автор: педагог-организатор
МБУ ДО РР ДЮЦТ
Воронина Анастасия Сергеевна
г. Рыбное, 2023
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: практико-ориентированный проект, реализуемый в одном дошкольном учреждении – краткосрочный (2 часа), но, учитывая то, что планируется охватить как можно больше детских садов, проект будет реализовываться на протяжении 2 месяцев.
Срок реализации: сентябрь – октябрь.
Участники: Дети старших и подготовительных к школе групп.
Цель проекта: научить дошкольников первоначальным туристским навыкам.
Задачи проекта
Образовательные:
• Изучить основные виды туризма;
• Обучить дошкольников правилам поведения в походе;
• Изучить, как правильно собрать туристское снаряжение, как пользоваться компасом.
Воспитательные:
• Воспитывать нравственные качества ребенка: дружелюбие, заботливое отношение к природе, доброжелательность, отзывчивость;
• Воспитывать в детях самостоятельность, чувство взаимовыручки и взаимопонимания.
Развивающие:
• Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению;
• Способствовать развитию интеллекта ребенка;
• Способствовать развитию творческих способностей дошкольника.
Актуальность: в настоящий момент в нашем учреждении реализуются программы «Юный турист», «Туристенок», «Пешеходный туризм» для детей школьного возраста. Для того, чтобы дети с самого раннего возраста имели представление о том, что такое туризм и могли осознанно заниматься им в будущем, нужно обучать их основам туризма еще в дошкольном возрасте.
Туризм в детском саду будет одновременно содействовать решению ряда задач воспитания через игровую деятельность: физическому, интеллектуальному развитию ребенка; формированию экологического и нравственно-патриотического поведения, формированию навыков здорового образа жизни; становлению межличностных дружеских отношений.
Совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, ребенок знакомится с окружающим миром, изучает свою малую Родину.
В походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в маленькой душе.
Ближайшее окружение дошкольника и познание окружающего мира начинается на прогулках по территории детского сада.
Впоследствии, прогулкам можно придать вид более правдоподобно туристский: приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр на воздухе, что значительно повысит интерес детей к туризму.
Кроме того, для полноценной связи ДОУ с семьей, повышения их компетентности в вопросах укрепления физического и психического здоровья детей, предлагается разработать прогулки-походы за территорию ДОУ совместно с родителями.
Проблема: Туристическую деятельность, как одну из форм работы в оздоровлении дошкольников, используют крайне редко: считается, что туризм – это дело общеобразовательной школы.
Ожидаемый результат:
• Изучены основные виды туризма;
• Дошкольники знают, как вести себя в походе;
• Дошкольники знают, как правильно собрать туристское снаряжение, как пользоваться компасом;
• Сформированы нравственные качества ребенка: доброжелательность, отзывчивость, бережное отношение к природе.
Пути реализации проекта: Ведущим способом организации деятельности является игра: игра-тренировка, игра-соревнование, игра-путешествие.
Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Этапы проекта:
1. Предварительный этап.
Разработка проекта. Подготовка необходимой литературы, снаряжения.
2. Реализация проекта:
▪ «Мы – туристы» – основы туристской и общефизической подготовки.
▪ Игра-путешествие «В поисках клада».
3. Подведение итогов и презентация проекта.
Оборудование и материалы: рюкзак, котелок, фонарик, фотоальбом, утюг детский, спичечный коробок, компас, аптечка, мяч, магнитная кукла с одеждой, обручи, бревно, кегли, тросы, карабины, сундук с сюрпризом.
1. Теоретический блок
Изучаемая тема |
Формы контроля |
1.О туризме и туристах.
|
Дидактическая игра «Угадай и расскажи». |
2. Наш веселый рюкзачок. |
Стихотворение «Что возьмем с собой в поход?» Игры: «Одень куклу»; «Собери рюкзак». |
3.Мы идем в поход.
|
Игра в мяч «Съедобное-несъедобное»; «Собери пазл», загадки, стихи с договариванием. |
4.Путешествуем по карте |
«Сломанные часы» - определить стороны света |
«Мы – туристы» – основы туристской и общефизической подготовки.
Содержание
Тема 1. О туризме и туристах.
Что такое туризм. Кто такой турист. Виды туризма. Времена года. Истории о путешествиях, стихи про туризм.
Практическая подготовка: Дидактическая игра «Угадай и расскажи».
Тема 2. Наш веселый рюкзачок.
Как собраться правильно в поход? Туристическое снаряжение. Личное снаряжение. Должности в походе.
Практическая подготовка: Стихотворение «Что возьмем с собой в поход?» Игры: «Одень куклу»; «Собери рюкзак».
Тема 3. Мы идем в поход.
Правила безопасности в походе. Питание в походе (Ягоды. Съедобные и ядовитые; Грибы. Съедобные и ядовитые). Правила поведения в лесу.
Практическая подготовка: Игра в мяч «Съедобное-несъедобное», «Собери пазл», загадки, стихи с договариванием.
Тема 4. Путешествуем по карте.
Топографическая карта. План маршрута. Первое знакомство с компасом.
Практическая подготовка: Определить стороны света по компасу.
2. Практический блок
«Игра-путешествие «В поисках клада»
1. Подготовительная часть: проверка теоретических знаний, подготовка туристического снаряжения.
2. Поляна знаний:
❖ Игра в мяч «Съедобное-несъедобное»;
❖ Собери пазл «Правила поведения в лесу»;
❖ Туристические загадки;
❖ Стихи про туризм с договариванием.
Переход с песней 3. Полоса препятствий:
❖ Переправа (параллельная переправа);
❖ Лягушки (прыжки из обруча в обруч);
❖ По мостику (пройти по бревну);
❖ Единая команда (змейкой, сцепившись карабинами, обойти кегли).
❖ Координаты по карте (с помощью компаса определить направление движения);
4. Поиски клада.
3. Подведение итогов
Реализация проекта поможет развить у дошкольников кругозор, умение анализировать свои действия и действия других в различных ситуациях, готовность к природоохранной деятельности, сформировать коммуникативные качества, навыки сохранения и укрепления своего здоровья.
Планируется реализовать проект в 5-6 ДОУ г.Рыбное (до 30 дошкольников в одном ДОУ).
С целью отслеживания результатов эффективности будет проводиться мониторинг, включающий игровые задания, игровые упражнения. Итоговый продукт – презентация, видеоролик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.