Актуальность проекта: Развивающемуся обществу нужны современно образованные нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, накопление детьми социального опыта жизни в своем районе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Всё это формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Отсутствие мотивации у подрастающего поколения получать профессию является актуальной проблемой нашего времени. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, мы должны воспитывать и формировать в ребёнке тягу к ознакомлению с рабочими профессиями, заботе о том, чтобы наши дети стали достойной сменой старшего поколения.
Знакомство детей дошкольного возраста через конструктор Лего с рабочими профессиями вызывает большой интерес, позволяет создавать конструкции, имитирующие реальные объекты окружающего мира, расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об этом мире и способствует ранней профессиональной ориентации.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Солнышко»
Конкурс профессионального мастерства
педагогических работников
«Методическая разработка проекта 2016»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема «Новая улица нашего города»
Автор: Ельченкова Светлана Васильевна
воспитатель
г. Южноуральск
2016 годАктуальность проекта: Развивающемуся обществу нужны современно
образованные нравственные люди, которые обладают развитым чувством
ответственности за судьбу страны. Это чувство возникает еще в дошкольном
детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему
миру, накопление детьми социального опыта жизни в своем районе, городе,
усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к
миру его культуры. Всё это формируется в ребенке постепенно, в ходе
воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам,
родной стране.
Отсутствие мотивации у подрастающего поколения получать
профессию является актуальной проблемой нашего времени. Поэтому,
начиная с дошкольного возраста, мы должны воспитывать и формировать в
ребёнке тягу к ознакомлению с рабочими профессиями, заботе о том, чтобы
наши дети стали достойной сменой старшего поколения.
Знакомство детей дошкольного возраста через конструктор Лего с
рабочими профессиями вызывает большой интерес, позволяет создавать
конструкции, имитирующие реальные объекты окружающего мира, расширяет
кругозор и общую осведомленность ребёнка об этом мире и способствует
ранней профессиональной ориентации.
Целевая группа: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Тип проекта: познавательнотворческий проект, кратковременный.
Цель: формирование нравственнопатриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста по отношению к родному городу, приобщение к его
истории и культуре, местным достопримечательностям, формирование у
воспитанников базовых представлений о трудовых профессиях города
средствами легоконструирования.
Задачи:
Обучающие:
Расширять кругозор, знания дошкольников о жизни города, его
достопримечательностях;
Формировать систему знаний детей о видах технических
специальностей и разнообразии профессий;
Формирование элементарных представлений об общественной
значимости той или иной профессии;
Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности,
желание творить, изобретать; Формировать умение анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные части, устанавливать взаимосвязь между их
назначением и строением.
Развивающие:
Развивать наглядное мышление, стимулировать поиск новых способов
решения практических задач при помощи различных моделей
(городских зданий, строительных машин и др.);
Развитие коммуникативных способностей детей,
творческого
мышления, воображения, мелкой моторики пальцев рук через
легоконструирование;
Развивать интерес к труду и выбору профессии.
Воспитательные:
Воспитывать у ребенка любовь к родному городу, его истории, желание
улучшать внешний облик родного города;
Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение
трудится как самостоятельно, так и сообща.
Основное содержание проекта:
Ресурсы:
Временные: проект краткосрочный с 17.11.2016 по 25.11.2016.
Информационные: Книга об Южноуральске, набор фотографий и открыток с
видами города, подборка стихов о городе, статья в родительский уголок
«Южноуральск – мой любимый город», пословицы, поговорки о Родине,
альбом о строительных профессиях, иллюстрации, посещение библиотеки,
краеведческого музея, экскурсия на стройку.
Интеллектуальные: накопленные знания и опыт в проведении бесед,
дидактических, сюжетноролевых игр, создании творческих работ, поделок,
выставок.
Материальнотехнические:
ноутбук, мультимедийный проектор, использование Интернетресурсов.
Дидактические игры, конструкторы ЛЕГО,
План реализации проекта
1 этап – Организационный
Создание проблемной ситуации – загадка о стройке и строителях Проведение опроса детей на тему «Кто построил наш город? Что мы
знаем о строительстве нашего города? Что мы хотим узнать о
строительстве нашего города? Что мы узнали о строительстве нашего
города?»
Выявление противоречий (выяснено, что дети мало знают о
строительных профессиях, о строительстве нашего города)
Проведение бесед по теме «Все профессии нужны, все профессии
важны», «Профессии моих родителей», «Какую улицу мы хотим
построить»
Рассказ об истории города, его достопримечательностях, улицах
Подбор нагляднодидактических пособий,
демонстрационного
материала.
Разработка конспектов: «Улица, на которой я живу», «Строительная
техника», создание развивающей среды по проекту.
Подбор литературного материала: стихи, песни, иллюстрации.
Подготовка материала для продуктивной деятельности.
Подбор дидактических игр, перфокарты
Подготовка к викторине «Наш город»
Пополнение родителями развивающей среды: пословицами о труде,
картинками о профессиях, фотографиями для выставки «Любимое
место в городе».
Изготовление родителями альбома
«Строительные машины»,
«Достопримечательности и история города»
2 этап – Практический
Поход в краеведческий музей города, библиотеку
Аппликация «Улица города»
Экскурсия на стройку
Рисование «Строим дом»
Проведение НОД,
бесед,
совместной деятельности,
игровой
деятельности в рамках проекта.
Чтение стихов, просмотр клипов, прослушивание гимна, песен о
Южноуральске.
Консультации с родителями
Проведение викторины «Наш город» Проведение дидактических игр «Прогулка по городу», «Кому что
нужно», «Угадай мою модель», «Найди на ощупь»
Оформление выставки «Любимое место в городе»
Составление рассказа на тему «Мой город»
Сюжетноролевая игра «Стройка»
Проведение открытого занятия на тему «Строительная техника»,
оформление выставки
Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут
ремесла», М. Манаковой « Моя первая книга о профессиях», Б. Житков
«Что я видел?», Г. Люшнин «Строители», С. Баруздин «Строим дом»,
В. Маяковский «Кем быть»
Легоконструирование «Участок детского сада», «Транспорт»
Составление кроссворда «Профессии»
Просмотр фильма о истории Лего
Заучивание стихов, пословиц о профессиях, труде
Строительство и обыгрывание макета «Новая улица нашего города»
3 этап – Заключительный
Проведение повторного опроса «Кто построил наш город? Что мы
знаем о строительстве нашего города? Что мы хотим узнать о
строительстве нашего города? Что мы узнали о строительстве нашего
города?»
Фотовыставка «Любимое место в городе»
Альбом «Строительные машины»
Альбом «Достопримечательности, история г. Южноуральска»
Выставка «Строительная техника» из Лего
Макет «Новая улица нашего города»
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы нравственнопатриотические чувства по
отношению к родному городу
Дети имеют знания о достопримечательностях, улицах города
Знают стихи, песни, гимн о городе Южноуральске; умеют составлять
рассказ о городе Дети обладают знаниями о строительных профессиях, строительной
технике
У детей сформировано желание получить знания о технических
профессиях
Дети умеют различать и называть детали конструктора Лего
Умеют строить дома, строительную технику, транспорт, и т.д. по
моделям, схемам и по собственному замыслу
В ходе реализации проекта произошло сплочение детей, родителей и
воспитателя детского сада.
План – график образовательной деятельности
Дата Образовательная деятельность с
детьми
6 Рассматривание иллюстраций,
1
0
2
.
1
1
.
7
1
г
р
е
в
т
е
Ч
фотографий о стройке,
строительных машинах,
строительных профессиях.
Беседа «Какую улицу мы хотим
построить»
Чтение: Г.Люшнин «Строители»,
С.Баруздин «Строим дом».
В. Маяковский «Кем быть?»
Дидактическая игра «Прогулка
по городу»
Образовательная деятельность в
семье
Предложить родителям вместе с
детьми прогуляться по городу,
обращать внимание на
достопримечательности города,
рассказать о них.
Предложить родителям принять
участие в выставке фотографий
«Любимое место в городе».1
0
2
.
1
1
.
8
1
а
ц
и
н
т
я
П
6 НОД Рисование «Дом, в котором
я живу»
Рассматривание открыток,
фотографий о городе
Южноуральске.
Чтение стихов, слушание песен о
Южноуральске.
Легоконструирование «Участок
детского сада» (по модели)
6 Экскурсия на стройку
1
0
2
.
1
1
.
1
2
к
и
н
ь
л
е
д
е
н
о
П
Перфокарты «Кому что нужно
для работы».
Сюжетно ролевая игра
«Стройка».
НОД художественно
эстетическое развитие (музыка)
слушание гимна г.
Южноуральска.
6 Рассматривание макетов «Улица
1
0
2
.
1
1
.
2
2
к
и
н
р
о
т
В
города»
Дидактические игры «Угадай
модель», «Найди на ощупь»
НОД Рукотворный мир
«Инструменты для строителя»
Просмотр видеоклипа о
Южноуральске
Посоветовать родителям вместе с
детьми сходить в краеведческий
музей.
Попросить родителей принести
открытки, фотографии, альбомы о
городе Южноуральске.
Поручить родителям подобрать
материал на тему: «Улица, на
которой я живу».
Привлечь родителей Дениса Ш. к
подбору пословиц, поговорок о
труде.
Привлечь родителей Даши К. к
изготовлению альбома
«Строительная техника»
Поручить родителям Саши Ч.
изготовить альбом
достопримечательности и история
города»
Посоветовать родителям вместе с
детьми почитать стихи о
Южноуральске. Выучить
стихотворение «Наш город»1
0
2
.
1
1
.
3
2
а
д
е
р
С
6 НОД Познавательное развитие
(краеведение) «Улица, на
которой я живу»
НОД Аппликация «Улица
города»
Беседа «Все профессии нужны,
все профессии важны»
Легоконструирование
«Транспорт»
6 Поход в детскую библиотеку
1
0
2
.
1
1
.
4
2
г
р
е
в
т
е
Ч
НОД Речевое развитие.
Составление рассказа «Мой
город»
НОД художественно
эстетическое развитие
«Строительная техника»
Беседа «Профессии моих
родителей»
6 Викторина «Мой город»
1
0
2
НОД Рисование «Строим дом»
Сюжетноролевая игра «Новая
улица нашего города»
.
1
1
.
5
2
а
ц
и
н
т
я
П
В уголке для родителей
разместить консультацию «Как
знакомить ребёнка с родным
городом»
Посоветовать прочитать ребёнку
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»,
М. Манакова «Моя первая книга о
профессиях», Б. Житков «Что я
видел»
Посоветовать родителям вместе с
ребёнком нарисовать рисунок
«Мой город»
Приглашение родителей на
выставки по легоконструированию
«Строительная техника», «Новая
улица
города»,
фотовыставку «Любимое место в
городе»
нашего
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Поставленные мною цели и задачи в ходе проектной деятельности по теме
«Новая улица нашего города» осуществлены. При работе над проектомчувствовался интерес, желание детей, родителей и сотрудников детского сада
сплоченно работать над проектом. Тяга к легоконструированию среди детей
группы повышается. Лего даёт большие возможности детям познать этот мир,
учиться общению в обществе, подражая действиям взрослых. Лего
способствует воспитанию социальноактивной личности с высокой степенью
свободы мышления, развивает самостоятельность, способность решать любые
задачи творчески, находить оригинальные способы решения. В связи с
большим интересом у детей к техническим профессиям продолжение данного
проекта мы видим в осуществлении нового проекта «Космодром»Литература
Е.В. Фешина «Легоконструирование в детском саду» М.: Эксмо,
В.А. Лобанова Учебное проектирование в ДОО. Конспекты
1.
совместных практических занятий: методическое пособие для педагогов
ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2015 – 96 с.
2.
2013 – 202 с.
3.
Е.А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии» Метод
проектов в Д.О.У. – СПб: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2013 – 96 с.
4.
Л.Г. Комарова «Строим из LEGO» М.: ЛинкаПресс, 2001, – 88 с.:
Иллюстрации