Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крупинская средняя общеобразовательная школа
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
142516 Московская область
(496)43-73-191 Павлово-Посадский район, деревня Крупино, улица Школьная ,д.11/А e-mail: krupino 2007@ yandex .ru
«РОЖДЕСТВЕНСКА
Я ЁЛКА В ХРАМЕ»
УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КАЧУНИНОЙ ОЛЬГИ ЕВГЕНЬЕВНЫ
2016 год
Цель проекта:
узнать историю Рождества Христова, приобщиться к народным традициям празднования Рождества Христова в России.
Задачи проекта:
• познакомить детей с историей рождения Иисуса Христа;
• познакомить с традициями русского народа, с празднованием Рождества на Руси;
• развивать эмоциональную сферу ребенка;
• формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству;
• приобщать к музыкальной народной культуре;
• формировать потребность в восприятии народной музыки ипеснопений;
• обогащать впечатления детей за счет различных форм работы;
• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное;
• обогащать и расширять словарь обучающихся;
• побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Концептуальные положения.
Концептуальной основой моего проекта является развитие творческих и познавательных способностей младших школьников на основе духовнонравственных ценностей.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Подготовительный этап: разработка основных направлений деятельности участников проекта (педагогов, родителей, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей. Чтение Библии, сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к детской Библии; рассматривание икон с изображением Иисуса Христа; слушание русской народной музыки, песнопений. Домашние чтения и разговоры с родителями о Рождестве, о колядках, о Крещении.
Взаимодействие с семьей:
Беседа с родителями по оказании помощи в изготовлении костюмов к представлению.
Помощь в организации и проведении Рождественских гуляний.
Основной (деятельностный) этап:
1. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
2. Самостоятельная деятельность ребёнка.
4. Экскурсии в Никольский храм д. Ново-Загарье.
5. Развитие речи обучающихся.
6. Чтение художественной литературы.
7. Изобразительная деятельность.
8. Игра.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о празднике Рождества.
2.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям русской народной и духовной музыки.
4. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
5.Формирование у детей представления о разнообразии народных традиций.
6.Развитие личности: мыслящей, творческой, самостоятельной и не растерявшей доброты и сострадания.
Принципы реализации проекта:
• Приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей.
• Обеспечение комфортной эмоциональной среды.
Методическое обеспечение.
Для успешной реализации данного проекта используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.
2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, плакатов, рисунков.
3. Практические методы: ролевые игры, изготовление предметов (открыток, поделок, украшений), выполнение рисунков, экскурсии в храм.
4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (познавательные и ролевые игры, выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
5. Методы создания положительной мотивации:
• эмоциональные: ситуации успеха, поощрение, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
• волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.
«Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре…»
Святитель Василий Великий
Россия не раз переживала тяжёлые времена и выстаивала благодаря самоотверженности своих граждан, благодаря их духовной крепости и несгибаемой воле. В трудные моменты решающее значение всегда имели готовность и способность людей на подвиг и самопожертвование во имя жизни своих ближних и спасения Отечества.
Одной из главных задач, которая стоит сегодня перед обществом, является создание благоприятных условий для развития духовных сил, сокрытых в нашем народе. А это невозможно сделать без создания продуманной системы духовного и нравственного воспитания подрастающих поколений, которым предстоит вершить судьбу России в самом скором будущем.
Школа, семья, церковь… Эти три понятия неотделимы друг от друга. Школа – это мы, семья – это семь Я, а церковь – это и мы, и семья, это дом, в котором можно найти спасение в наше непростое время. В этом едином образовательном пространстве на первом месте стоит человек. А что важно для человека? Несомненно, любовь и милосердие, образование и труд, семья и Отечество, Бог и вера, красота и гармония.
Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить.
Сегодня школа может помочь ребёнку не только стать более образованным, но и обрести те духовно-нравственные ценности, которыми наше Отечество жило на протяжении столетий, которые служили фундаментом тысячелетней истории российской государственности.
Актуальность проекта.
В наше время происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
В нашей школе развитие детей на традициях народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования.
Жизнь в школе, особенно для детей младшего школьного возраста, должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего педагогического коллектива. Проект «Рождественская ёлка в храме» направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи. Основу музыкального репертуара составляет фольклор и музыка для детей. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и духовно-нравственного воспитания детей.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации: краткосрочный.
Место проведения: Никольский храм (д. Ново-Загарье).
Цель проекта: узнать историю Рождества Христова, приобщиться к народным традициям празднования Рождества Христова в России.
Задачи проекта:
• познакомить детей с историей рождения Иисуса Христа;
• познакомить с традициями русского народа, с празднованием Рождества на Руси;
• развивать эмоциональную сферу ребенка;
• формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству;
• приобщать к музыкальной народной культуре;
• формировать потребность в восприятии народной музыки ипеснопений;
• обогащать впечатления детей за счет различных форм работы;
• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное;
• обогащать и расширять словарь обучающихся. Побуждать детейрассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Принципы реализации проекта:
• Приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей.
• Обеспечение комфортной эмоциональной среды.
Предварительная работа.
Беседы, чтение детской Библии, сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к детской Библии; рассматривание икон с изображением Иисуса Христа; слушание русской народной и духовной музыки. Домашние чтения и разговоры с родителями о Рождестве, о колядках, о Крещении.
Взаимодействие с семьей:
1. Беседа с родителями по оказанию помощи в изготовлении костюмов к представлению.
2. Помощь в организации и проведении Рождественских гуляний.
Основные направления работы с детьми:
1. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
2. Самостоятельная деятельность ребёнка.
4. Экскурсии в Никольский храм д. Ново-Загарье.
5. Развитие речи обучающихся.
6. Чтение художественной литературы.
7. Изобразительная деятельность.
8. Игра.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, детская Библия, иконы,СД – диски.
2. Технические средства: компьютер, проектор, DVD – проигрыватель.
3. Сотрудничество с Никольским храмом д. Ново-Загарье.
Методическое обеспечение.
Для успешной реализации данного проекта используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.
2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, плакатов, рисунков.
3. Практические методы: ролевые игры, изготовление предметов (открыток, поделок, украшений), выполнение рисунков, экскурсии в храм.
5. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (познавательные и ролевые игры, выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
5. Методы создания положительной мотивации:
• эмоциональные: ситуации успеха, поощрение, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
• волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о празднике Рождества.
2.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям русской народной и духовной музыки.
4. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
5.Формирование у детей представления о разнообразии народных традиций.
6.Развитие личности: мыслящей, творческой, самостоятельной и не растерявшей доброты и сострадания.
Этапы реализации проекта:
1. Материал для информации родителей (оформление стенда, буклеты).
Самый почитаемый среди двунадесятых, праздник Рождества Христова, принято отмечать вплоть до Крещения. Период этот называют Святками, то есть, дни эти святы. В рождественскую ночь во всех храмах совершается Божественная Литургия. Верующие собираются, чтобы вместе с Ангелами на небесах славить воплотившегося Спасителя миру. Ставят свечки перед иконами и подают заздравные записки. Существует мнение, что именно этот праздник наиболее глубоко воспринимают маленькие дети, поэтому родители также берут их с собой на службу.
То, как празднуется Рождество теперь, немного отличается от древних традиций. В старину в Святки по домам ходили христославы или славильщики. Они пели колядки, а хозяева щедро одаривали певцов. Сегодня эта красивая традиция возвращается.
В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. Традиционно, подарки должны иметь духовное содержание.
Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой, а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают Рождество в других странах.
В Святки не принято выполнять тяжелую работу, если только она не связана с профессиональной деятельностью. Это время ликования и отдыха для тела и для души.
Если у человека есть возможность, хорошо было бы пожертвовать деньгами или продуктами больнице, дому престарелых, детскому приюту, просто обделенному судьбой человеку. Раньше на Руси в богатых домах к Рождеству специально накрывали стол для нищих и ждали тех, как особых гостей, потому что так исполняли заповедь Христову о любви бескорыстной.
2. Беседа с детьми на тему: «Рождество».
Благая весть. Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира. В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу
Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега. Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами. И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос. Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.
Весть Ангела пастухам. Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом.
Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении. Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.
Вифлеемская звезда. Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения.
Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский. Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу. Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть. А волхвам сказал так: «Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11). Ладан и смирна это благовония, которые в то время ценились очень дорого. Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайну нахождения Спасителя. Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса в городе уже не было. Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете. Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.
Добрый свет Рождества. В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь Царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе. Рождество – это праздник подарков. В память о дарах волхвов новорожденному Иисусу, люди дарят друг другу подарки на Рождество.
3. Чтение произведений:
Л. Медведев. Стихотворение «В сочельник»;
Ф. Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»;
Е. Поселянин. Рассказ «Николка»;
Н. Хвостов. Стихотворение «Сочельник в лесу»; Б. Пастернак. Стихотворение «Рождественская звезда»;
А. Майков. Стихотворение «Колыбельная».
3. Ознакомление с музыкальными произведениями:
П. Чайковский «Январь. У каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»;
М.Глинка «Камаринская»; рождественский колокольный звон.
4. Беседы по картинам русских художников:
Б.Кустодиев «Ярмарка»;
А. Кившенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»);
А. Саврасов «Зимний пейзаж».
5. Изобразительная деятельность:
рисование на тему «Рождественские вечера»;
изготовление праздничных поздравительных рождественских
открыток; изготовление и раскрашивание рождественских ангелочков для
ёлочки и Вифлеемской звезды.
6. Игры с музыкальным сопровождением:
«Русская народная игра «Плетень»
Количество игроков: любое
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота,
Проходите, господа,
Первой мать пройдёт, Всех детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!
Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, ворота захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, «превращается» в водящих.
Литература:
1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду».
СПб.: Детство-Пресс, 2008.
3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.
5.Журналы «Свечечка» 2010, 2012, 2013 гг.
5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду».
М.: Мозаика-Синтез, 2008
6.Истомин С.В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
Приложение 1 Сценарий «Рождественская ёлка в храме»
Ведущий |
Ну, вот и настала зима! Нагрянула вдруг, легкокрыла, Осыпала снегом дома, Поля и холмы убелила.
Снежинки, легки словно пух, Свой танец затеяли дружный, И мир заискрился вокруг На солнце красою жемчужной! Танец снежинок |
Снежинка 1 |
С дальней тучки мы спустились. Над землею закружились. |
|
Нас работа ожидает, Да никто о ней не знает. |
Снежинка 2 |
Мы порхаем легким роем, И поля, леса укроем Мы пушистым одеялом, Чтоб земля не замерзала. |
Снежинка 3 |
Зимний лес, ты чудо Божье! Наши взоры веселя, Ты сверкаешь в день погожий Как дворец из хрусталя! |
Снежинка 4 |
Сегодня Рождество Христово! Мы празднуем Рожденье снова Младенца нашего Христа. Везде такая красота! Звучит рождественский колокольный звон |
Снежинка 5 |
Слышите, слышите — колокольный звон! Он возвещает нам большую радость — Рождение Господа нашего Христа! |
Снежинка 6 |
Христос рождается — прославьте Христос с небес — Его встречайте! Христос — Спаситель на земле! К Нему вы сердцем возноситесь И всей душой возвеселитесь! Песня «Наступило Рождество» |
Ведущий |
Есть страны, где люди от века не знают Ни вьюг, ни сыпучих снегов; Там только нетающим снегом сверкают Вершины гранитных хребтов... Цветы там душистее, звезды — крупнее, Светлей и нарядней весна, И ярче там перья у птиц, и теплее Там дышит морская волна... В такой-то стране ароматною ночью, При шепоте лавров и роз Свершилось желанное чудо воочию: Родился Младенец — Христос. |
Ведущий |
То были времена чудес; |
|
Сбывались слова пророка; Сходили ангелы с небес; Звезда катилась с востока. Мир искупленья ожидал — И в бедных яслях Вифлеема, Под песнь хвалебную Эдема, Младенец дивный воссиял... |
Ведущий |
В эту ночь земля была в волненье: Блеск большой диковинной звезды Ослепил вдруг горы и селенья, Города, пустыни и сады. Овцы, спавшие на горном склоне, Пробудившись, увидали там: Кто-то светлый, в огненном хитоне Подошел к дрожащим пастухам. А в пустыне наблюдали львицы, Как дарами дивными полны, Двигались бесшумно колесницы, Важно шли верблюды и слоны. И в числе большого каравана, Устремивши взоры в небосклон, Три царя в затейливых тюрбанах Ехали к кому-то на поклон. А в пещере, где всю ночь не гасли Факелы, мигая и чадя, Белые ягнята увидали в яслях Спящее прекрасное Дитя. В эту ночь вся тварь была в волнении: Пели птицы в полуночной мгле, Возвещая всем благословенье, Наступленье мира на земле. Звучит негромкая мелодичная музыка |
Ведущий |
Ветер по траве бежит волною, Чуть мерцает в темноте костер. Небеса с сияющей луною — Словно звездный шелковый шатер. Ночь благоухает лавром тонко, Серебрится в ручейке вода, У костра беседуют негромко Пастухи, пасущие стада. |
1-й пастух |
Слышится мне в роще за селеньем |
Тихое таинственное пенье. 2-й пастух Словно звездный хор поет с небес... 3-й пастух Или шелестит ветвями лес… Звучит торжественная музыка. Появляется Ангел, одетый в белые одежды, озаренный лучами света. Ангел Пастыри! Не бойтесь понапрасну, Радость я великую принес! Этой ночью благодатной, ясной В мир пришел Спаситель наш Христос! Не бойтесь, Бог меня послал Вам возвестить живую радость! В священном граде Вифлееме Родился ныне в это время Спаситель мира и людей! Позабудь тревогу, Беспокойный мир! Слава в вышних Богу, И на земле мир! Звучит рождественское песнопение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение». 1-й пастушок Все идут, спешат с волненьем, С радостью на сердце: Все несут свои подарки Дивному Младенцу! Я несу Тебе в суме Теплые носочки, Чтоб они Тебе согрели Маленькие ножки. (Кладет носочки). 2-й пастушок Я принес тебе, Дитя, Живую овечку. Можешь с нею Ты играть, Сидя на крылечке. (Кладет «овечку»). |
3-й пастушок |
Ну, а я принес Тебе Молочка парного, Чтобы с Матушкой Твоей Были вы здоровы! (Ставит молоко). |
Ведущий |
Степями знакомыми с Востока Из-за халдейских дальних стран В отчизну Нового Пророка Тянулся длинный караван. Им освещал далекий ход На небе звездный хоровод! Музыка. Выходит Звезда |
Звезда |
Я, Вифлеемская звезда, Пришла из космоса пустого. Там вечный мрак и холода. И там впервые Божье Слово Меня нашло. И вот, я здесь, Чтоб ночью этой долгожданной Вам возвестить благую весть: Уже явился вам желанный Спаситель мира. На земле Пусть каждый, преклонив колени, Прославит в радостной хвале Любовь и полное прощенье. И будет мир в душе того, Кто примет Господа, как друга И верным станет для Него, Хваля дела Его повсюду. Я вижу свет в одном окне, Ученый звезды изучает. Вот взгляд остановил на мне, Вот книги пыльные листает… |
1-й волхв |
О! Этого не может быть! Мы ждали этой ночи долго. Ничто не может так светить, Как знак родившегося Бога! Я знал, что будет праздник нам… |
|
Но кто-то в дверь ко мне стучится, Скорей открою я друзьям, Чтоб этой вестью поделиться. |
2-й волхв |
Ты видел яркую звезду, Что предвещали древние писанья? |
1-й волхв |
Да! Видел. Вас я только жду, Чтоб разделить святое ликованье! |
3-й волхв |
Давайте собираться в путь. Пусть каждый Агнцу святому Возьмет в подарок что-нибудь. |
1-й волхв |
Я золото возьму из дому. |
2-й волхв |
Ему я смирну повезу. |
3-й волхв |
Я подарю Ему душистый ладан |
1-й волхв |
Пока темна небес лазурь, Скорее отправляться надо. |
2-й волхв |
Да, миссию свою Пред Богом мы должны исполнить. Ведь мы идем к царей Царю. Всегда об этом нужно помнить! |
3-й волхв |
Ты прав! Ни что нам не должно Мешать достигнуть нашей цели. |
Вместе |
Идти пора - Звезда и приведёт нас к цели. Появляется Ирод и преграждает дорогу Волхвам. |
Ирод |
Куда, почтенные мужи, Далекий держите вы путь? Под кровом моего дворца Вас приглашаю отдохнуть. |
Волхвы |
Приветствуем тебя, царь Иудеи. Царю земли дары мы принесли, О чьем пророк писал рожденье. Так значит, Царь земли рожден? И где сейчас находится Спаситель? |
|
И кто же этот Новый Царь? Какого племени и роду? |
Волхвы |
Не знаем имени Его, К нему ведет, нас свет звезды. |
Ирод |
Звезда? Пообещайте мне — Когда найдется Новый Царь, Вы сообщите мне о нем. Глупцы! Он славы не достоин. Какой Спаситель? Власть моя! Он для народа не отнимет И крошки хлеба у меня. Что мне народ? Пускай погибнет Хоть весь он. Мне не будет жаль. И в этом мире безграничном Я буду полновластный царь! Уж я придумал план отличный. Пускай расскажут лишь волхвы, Где мне найти того младенца. Пошлю Ему я не дары, А нож, вонзенный прямо в сердце. Волхвы направляются к Младенцу. |
Ведущий |
Но вот Звезда остановилась, Рожденье дивное свершилось... Волхвы к пещере подошли И тут Младенца обрели. И мудрецы чужой земли Пред Ним, к земле склонясь, легли. И смирну, золото и ладан Ему в подарок принесли. |
1-й волхв |
Смотрите, наша впереди Звезда уже остановилась! |
2-й волхв |
За нею шли мы очень долго Трудна была дорога та. |
3-й волхв |
Но мы у цели. Слава Богу! |
У двери вечного Христа!
Волхвы кланяются младенцу, преподносят ему дары
Ведущий |
Во тьму веков та ночь уж отступила, Когда, устав от злобы и тревог, Земля в объятьях неба опочила, И в тишине родился «С нами Бог»... Да! С нами Бог — не там, в шатре лазурном, Не за пределами бесчисленных миров, Не в злом огне и не в дыханье бурном, И не в уснувшей памяти веков. Он здесь, теперь, средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог. Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог! |
Ведущий |
Давно погасла в зимней мгле Восточная звезда, Но не забыли на земле Рождение Христа. Как пастухи к Нему пришли До утренней поры, Как мудрецы преподнесли Ему свои дары. Как царь младенцев убивал, Убийцу наградя, Как ангел посланный спасал Священное Дитя. Как, проповедуя любовь И правду Божества, Он каждый год рождался вновь На праздник Рождества. Давно погасла в зимней мгле Восточная звезда, Но не забыто на земле Рождение Христа. |
Ведущий |
Под покровом ночи звездной Дремлет русское село; Всю дорогу, все тропинки Белым снегом замело... Кое-где огни по окнам, Словно звездочки горят; На огонь бежит сугробом |
Со звездой толпа ребят.
Под оконцами стучатся, «Рождество Твое» поют.
Христославы! Христославы!
Раздается там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая О рождении Христа...
Появляются христославы. Поют «Торжествуйте, веселитесь…»
Финальная песня (поют все) «Рождество»
Приложение 2
Все идут,
спешат с волненьем,
С радостью на сердце:
Все несут свои подарки Дивному Младенцу!
Сегодня Рождество Христово! Мы празднуем Рожденье снова Младенца нашего Христа. Везде такая красота!
Рождество – это праздник Света, День рожденья большой Любви!
Рождество – это отзвуки Неба, Это Хлеб и Живая вода!
Сладкие подарки от настоятеля Никольского храма о. Димитрия
Рождественские гуляния на территории Никольского храма после
представления
АНАЛИЗ
МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА В ХРАМЕ»
Поставленная цель мероприятия по созданию радостной, дружеской атмосферы праздника Рождества Христова, которая способствует вхождению в традиционную культуру русского народа через воспитание нравственноэстетических чувств, чувства патриотизма, причастности к историческому прошлому и настоящему России, была достигнута.
В празднике были задействованы дети начальной школы. Все проявили себя, как хорошие актеры, ответственно подошли к выполнению поручения (чтецы).
Проведенному мероприятию способствовала большая подготовительная работа: были изготовлены костюмы, аксессуары, подобрано музыкальное оформление с показом видеоклипов, мультипликационный фильм.
Зрители активно принимали участие в играх и конкурсах, которые требовали не столько применения физических характеристик, сколько активизации мыслительных процессов и внимания. Была создана атмосфера взаимной радости, восхищения, в процессе коллективной деятельности участников праздника и зрителей.
Тема мероприятия связана с традициями проведения Рождества Христова в России.
Форма воспитательной работы была обозначена как образовательный проект. «Рождественская ёлка в храме» - это музыкальное представление в двух действиях: спектакль в храме и музыкально-игровая программа, что позволяет формировать личностное развитие ребенка в процессе музыкально-творческой деятельности. Это оптимальный способ показа рождественских традиций и обычаев для детей младшего школьного возраста.
Так же в соответствии с целью мероприятия были поставлены следующие задачи:
• познакомить детей с историей рождения Иисуса Христа;
• познакомить с традициями русского народа, с празднованием Рождества на Руси;
• развивать эмоциональную сферу ребенка;
• формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству;
• приобщать к музыкальной народной культуре;
• формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений;
• обогащать впечатления детей за счет различных форм работы;
• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное;
• обогащать и расширять словарь обучающихся. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Решение познавательной задачи началось с подготовительного этапа, который включал в себя участие детей в заочной викторине «Как встречают Рождество люди всех земных широт», в конкурсе презентаций «Что несет нам Рождественская елка?». Для участия в данных конкурсах обучающимся необходимо было самостоятельно найти нужную информацию в книгах, энциклопедиях и других источниках.
Решение регулятивной задачи осуществлялось в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. Так, участвуя в конкурсах «Рождественская газета» и конкурсе поделок «Рождественский сувенир», обучающиеся создавали уникальные рисунки и поделки (творческий продукт, произведение) и использовали выразительные средства художественных материалов. При этом каждому из них пришлось самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный и др.), выполнять работу в материале, придумывать название газете, поделке, оценивать результаты своего труда. Итогом конкурсов стала выставка творческих работ, победители были награждены настоятелем Никольского храма о. Димитрием сладкими рождественскими подарками.
Количественные показатели подтверждают растущий интерес к мероприятию двух категорий: детей и взрослых, как со стороны участников, так и со стороны зрительской аудитории. Созданию атмосферы сотрудничества способствовало совместное участие родителей, детей и педагогов в конкурсах, хороводах, исполнении традиционных рождественских песен и танцев.
Методика работы для решения коммуникативных задач предусматривала взаимодействие между обучающимися: в совместном поиске ответа, требующего догадки (видеовикторина), в коллективнораспределительной деятельности при работе в группах (передать снежный ком – кто быстрей), проведении заданий, направленных на выработку привычки прислушаться к мнению одноклассников (подберите подходящие движение к музыке).
Необходимо отметить, что эффективность мероприятия во многом зависела от использования информационно-коммуникационных технологий.
Рождественское представление для детей, а также их участие в конкурсах, заданиях, связанных с песнями и танцами способствовало повышению их творческого мастерства. А совместное участие детей и взрослых – родителей и педагогов, позволило укрепить их добрые отношения.
Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. В традициях, отмечал А.С. Макаренко, проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали старшие, к их опыту. Наряду с традиционным исполнением песен в хороводе были подобраны новые, современные, которые превратили мероприятие в большой праздник.
Подводя итог, можно сделать вывод, что такие мероприятия, как «Рождественская елка в храме» несут в себе огромный воспитательный потенциал.
Во-первых, это перспектива для обучающихся, веха в их школьной жизни. Зная о том, что впереди их ждет какое-либо интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», и каждый день их сегодняшней жизни окрашен этой радостной перспективой. Благодаря этому жизнь детей становится богаче, интереснее.
Во-вторых, у обучающихся пробуждается желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества, а также способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности у детей.
В-третьих, наличие такой перспективы, как предстоящее интересное событие, сближает детей между собой и взрослыми.
В-четвертых, хорошо организованные мероприятия вызывают чувства гордости у детей за свою школу, уважительное отношение к ее маленьким и взрослым «жителям».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.