Образы отечественной киномузыки

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Шостакович и Дунаевский первыми в России оценили музыкальные перспективы кино, самостоятельное значение киномузыки. Как многосторонне талантливый музыкант Дунаевский владел разными жанрами, но лучшие его песни пришли из кино. Музыка для первой советской музыкальной кинокомедии "Веселые ребята" положила начало циклу блестящих работ Дунаевского в кино"
Иконка файла материала Образы отечественной киномузыки.pptx

Образы отечественной киномузыки

В любимых фильмах столько замечательных песен! Слова этих песен шагнули с экрана и стали крылатыми:
«Моей душе покоя нет,
Со мною вот что происходит:
Какой-то старенький сюжет
Во мне мелодию выводит.
Синицей согревает руку,
Щекочет мелочью карман,
Как ёжик — прячется в туман,
Как пони — бегает по кругу.
Журавль по небу летит -
Какое небо голубое!

Тот ускользающий мотив
Задел за самое живое.
Как будто, не дождавшись срока,
Опять без нас, порожняком,
Последний голубой вагон
Умчал в прекрасное далёко.

Приходит миг, приходит срок.
Кавалергарды, век недолог.
И всё отложенное впрок
Вдруг опадает с пыльных полок.
А в приоткрывшемся пространстве,
Под аркой млечного моста
Ждёт безымянная звезда
Финала сказки наших странствий.
Любовь и бедность навсегда,
Сталь подчиняется покорно.

Но прорастают без стыда
Давно заброшенные зёрна.
И нам оставленный в наследство,
Манящий в даль по вечерам
Белеет парусом экран -
Сто кинофильмов после детства

Едва ли не на первых просмотрах «движущихся фотографий» почувствовалось: тишина, в которой на экране подъезжал поезд к станции, набегала волна на берег, ходили, размахивая руками и разевали рты люди, совершенно невыносима. Запечатленный кинокамерой вполне реальный, но обеззвученный мир казался давящим кошмаром, и для «задыхающегося» слуха первых кинозрителей стрекот проекционного аппарата был не помехой, а единственной отдушиной. И тогда кинематограф обратился к музыке

Не раз уже говорилось, что «великий немой», по сути, никогда не был немым: он издавал звуки – «бешеные звуки затравленного фортепиано», как выразился поэт О. Мандельштам в стихотворении «Кинематограф».Музыканты-аккомпаниаторы заменили звучание граммофонов за сценой. Тапёр, во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам. Импровизации тапёров избавили кинозалы от гнетущего беззвучия

Сложность в необходимости соответствия характера музыки и изображения, пианистам приходилось импровизировать на ходу. Выпускались альбомы рекомендуемых для сопровождения фильмов музыкальных произведений. Музыка была одинакова во всех фильмах, переходила из одного фильма в другой. Облегчая задачу музыкантов-иллюстраторов, они в то же время порождали опасность стандарта. Например, мелодрама сопровождалась надрывно-романсовой музыкой, комические фильмы – юморесками, приключенческие – галопом

Шостакович и Дунаевский первыми в России оценили музыкальные перспективы кино, самостоятельное значение
киномузыки. Как многосторонне талантливый музыкант Дунаевский владел разными жанрами, но лучшие его песни пришли из кино. Музыка для первой советской музыкальной кинокомедии "Веселые ребята" положила начало циклу блестящих работ Дунаевского в кино"

.За "Веселыми ребятами" с Леонидом Утесовым в главной роли последовал "Цирк", где соединялись "Песня о Родине", лирический "Лунный вальс", цирковой марш, куплеты, симфонические связки. За "Цирком" возникают "Дети капитана Гранта

Мало кому известно о том, что Дмитрий Шостакович был первым серьезным композитором, кто пришел в советское звуковое кино («Юность Макси­ма», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», ставшие классикой советского кинематографа, и так далее. В1932 году вышел фильм «Встречный», где звучит ставшая очень популярной «Песня о встречном», которой суждено было стать гимном ООН. Шедевром киномузыки стала удивительно романтическая, при этом сдержанная, очень «внутренняя», глубокая музыка  «Романса» из кинофильма «Овод»

Наиболее известным в творчестве Прокофьева для кино является его третья работа - Александр Невский, которого снимал Сергей Эйзенштейн (второй фильм - Пиковая Дама, сгорел при пожаре на Мосфильме в 1936 году). Музыка Прокофьева и без кино широко известна, как кантата "Александр Невский", но в привязке к гениальному видеоряду давно стала мировой классикой. Сергей Сергеевич перепробовал на киностудии все имеющиеся шумовые эффекты и некоторые включил в свою партитуру. Проблема что делать музыку под кино или кино под музыку решилась мэтрами к обоюдному удовольствию и согласию, на то и мэтры. В итоге получилось и кино, и отдельное симфоническое произведение из семи частей

Вот что много позже писал Сидни Люмет, известный американский режиссёр:
"Единственным музыкальным оформлением, остающимся полноправным произведением искусства, является «Ледовое побоище», написанное Прокофьевым для «Александра Невского». Известно, что Эйзенштейн обсуждал музыку с Прокофьевым задолго до начала съемок, тогда композитор и начал её сочинять. Говорят, что Эйзенштейн даже монтировал, приспосабливая эпизод к музыке. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но даже прослушивая киномузыку на пластинке, я немедленно вспоминаю соответствующую сцену. Они неразделимы – великий эпизод, великое музыкальное сопровождение."

В числе самых популярных – песни из фильмов о Великой Отечественной войне. Например, прозвучавшая в фильме песня «Смуглянка», «Нам нужна одна победа» из фильма «Белорусский вокзал», «Те, кто брал Берлин» из фильма «Офицеры»

Нам всем знаком Таривердиев по музыке к кинофильмам «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Мой младший брат», «Король-олень», «Судьба резидента», «Сочинение ко Дню Победы», «Семнадцать мгновений весны». Ум, светлая грусть, романтика, радость жизни и вдумчивое к ней отношение - все это можно найти в творчестве Микаэла Таривердиева

Стоит вспомнить незабвенные советские ленты «Неуловимые мстители» (песня «Погоня»), комедии Леонида Гайдая с музыкой Зацепина «Иван Васильевич меняет профессию» (песня «Вдруг как в сказке...»), «Бриллиантовая рука» («Песня про зайцев»), «Кавказская пленница» («Песенка о белых медведях). Уже первые удачи этого молодого жанра обещают многое

Широкую популярность получил фильм «Айболит-66» (режиссер Р. А. Быков, композитор Б. А. Чайковский). Веселые песенки из этого фильма легко запоминались, а некоторые фразы даже стали поговорками («Это даже хорошо, что пока нам плохо»

Многие отечественные фильмы своей долгой экранной жизнью обязаны музыке Петрова. Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова. Его композиции можно услышать более чем в 80 фильмах, а общее количество его работ не поддается исчислению. Они очень разные, — драматические и светлые, легкие и веселые и заставляющие грустить. Фантастическая музыка подводного мира в фильме «Человек – амфибия» полвека назад звучала необыкновенно новаторски. Задумчивый вальс из ленты
« Берегись автомобиля» стал концертной пьесой. «Моей душе покоя нет», одна из действительно бессмертных песен нашего кино...

Песни к мультфильмам писались на легкие,запоминающиеся мелодии, обычно на отличные тексты. Не одно поколение выросло на песнях известных композиторов, писавших для детей — Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский. Трудно представить свое детство без песен Винни Пуха и Крокодила Гены, Красной шапочки и Буратино, Сережи Сыроежкина и Гостьи из Будущего