Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"
Оценка 4.7

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история
10 кл
24.01.2019
Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"
Актуальность. Обряды, молитвы и другие магические действа в шаманизме бурят были весьма разнообразны, и имели определенный порядок. И одним из направлений среди бурятского населения Забайкалья являются ламаистский и шаманский культы обоо. На территории Верхнеудинска было много обоо. Но в данный момент они практически забыты. По сведениям, полученным у старожилов, действуют обоо в районе села Тулунжа, Верхняя Березовка. И мы хотели бы рассказать, как это сохранилось в Тулунже. Обряд жертвоприношения барана был непременным условием при проведении молебна. У бурят существовали коллективные, индивидуальные обряды жертвоприношения, которые были как обязательные, так и необязательные, регулярные и нерегулярные. Поэтому мы хотим изучить виды обряда жертвоприношения барана на обоо, выявить его особенности.
1.doc
Министерство образования и науки Республики Бурятия МАОУ «Цаган­Моринская средняя общеобразовательная школа» Направление: Культурное наследие Обряд жертвоприношения барана  на «обоо тахилга» Выполнил: Данзанов Э.  Ученик 10   Руководитель: Шойдонова С.Ш. Содержание: 1. Введение                                                                                               С. 2 2. Жертвоприношение барана на обоо тахилга Глава 1. Понятие  «Обоо тахилга».                                                        С. 3 Глава 2. Жертвоприношение барана в ламаистской практике.           С. 4 Глава 3. Обряд жертвоприношения барана шаманом.                         С. 5 3. Заключение                                                                                           С. 6 4. Список литературы                                                                               С.7 Введение. Актуальность. Обряды, молитвы и другие магические действа в шаманизме бурят были  весьма разнообразны, и имели определенный порядок. И одним из направлений  среди  бурятского населения Забайкалья являются ламаистский и шаманский культы обоо. На  территории Верхнеудинска было много обоо. Но в данный момент они практически забыты. По сведениям, полученным у старожилов, действуют обоо в районе села Тулунжа, Верхняя  Березовка. И мы хотели бы рассказать, как это сохранилось в Тулунже. Обряд  жертвоприношения барана был непременным условием при проведении молебна. У бурят  существовали коллективные, индивидуальные обряды жертвоприношения, которые были  как обязательные, так и необязательные, регулярные и нерегулярные. Поэтому мы хотим  изучить виды обряда жертвоприношения барана на обоо, выявить его особенности.  Цель нашего исследования – изучить обряд жертвоприношения барана в бурятской  шаманской практике. Объект исследования – Обряд жертвоприношения барана на обоо в  местности Тулунжа. Предмет – виды обряда жертвоприношения барана у бурят.  Задачи исследования – 1.Раскрыть понятие «обоо тахилга». 2.Рассмотреть  жертвоприношение  барана в ламаистской практике .  3.Выявить  различия  обрядов жертвоприношения барана в ламаистской и шаманской практике. Основным  источником стали книги Бабуевой В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», Т.М.  Михайловой «Из истории шаманизма». Также я использовал газету «Угай зам», «Духэриг»; где представлены интересные материалы о жертвоприношении барана в бурятской  шаманской практике. Основным методом исследования стал метод интервьюирования –  личное общение со старожилами, шаманами, использовался метод анализа, обобщения,  классификации, этнографическое наблюдение.  Респонденты: Дашие Союл Александрович, дядя по отцовской линии. Цыремпилов Жаргал Чингисович, дядя по материнской линии. Глава 1. Понятие  «Обоо тахилга»  Основным  видом коллективного жертвоприношения барана духу­хозяину является обоо  тахилган, который является одним из самых важных событий в жизни людей, проживающих в данной местности, то есть города Улан­Удэ, и входит в ряд самых торжественных  праздников. Повсеместно у бурят бытуют ламаистский и шаманский культы обоо.   Обоо ­  молебствия, устраиваемые всем улусом, в жертву приносят обычно баранов белой  масти. Когда обряд проводит лама, жертвенное животное закалывается накануне дня  совершения обряда обоо тахилган, ближе к вечеру, варится его мясо, изготавливаются  различные колбасы. По другой схеме проходит обоо тахилган, если обряд проводит шаман. На обоо съезжаются все местные жители, приносят с собой угощения. Цель обряда ­  умилостивить хозяев, духов местностей, чтобы они покровительствовали  жителям данной  местности, вовремя отправляли дожди, тепло, охраняли от разных болезней,  способствовали размножению скота и т. д. Обряд жертвоприношения барана встречается и  других народов. Например, мусульманский праздник жертвоприношения Курбан­Байрам,  который сопровождается принесением в жертву ритуальных животных ­ баранов. Монголы  на празднике их наадам также проводят обряд жертвоприношения барана. Обряд  жертвоприношения в бурятской шаманской практике расценивается как жертва – дар,  который не требует немедленной материальной отдачи. В ответ божества должны в течение длительного времени содействовать благополучию семьи, приросту скота, богатству,  здоровью и другим видам благодеяний.  Глава 2. Жертвоприношение барана в ламаистской практике. В.Д. Бабуева считает, что в культе обоо усматриваются следы других архаичных культов:  культа гор, почитания предков, земных воплощений небожителей ­ эжинов, хозяев  местности с руководящей ролью шаманов. Далее обоо подверглась сильнейшей ламаизации, самым значительный и популярный из которых ЕхэТайлган ­ Большой Тайлган, на который  собираются все жители какой­либо местности. Остановимся на его структуре и  особенностях. Когда обряд проводит лама, жертвенное животное закалывается накануне  дня совершения обряда обоо тахилган, ближе к вечеру, варится его мясо, изготавливаются  различные колбасы. Жертвенная пища включает: мясную (сваренные голову и части правой стороны туши барана), молочную (зеленый чай на молоке, отдельно молоко), мучную  (традиционные печатные пряники ­ бообо, покупные пряники, печенье и бублики), водку и  конфеты.а также белые платки с изображением " хий­морин”.  Забой скота у кочевников  – дело мужское. У всех кочевников очень высоко ценилось  умение правильно разделывать тушу. Мужчина должен был рассечь грудь забиваемого  животного, и не проливая кровь на землю, снять шкуру, а затем разделать мясо, не  применяя топора. Расчленить по суставам, кровь, аккуратно собрать в посуду. В  соблюдении этих правил отражены представления древнего человека о душе: сохранение  целостности костей обеспечивало душе животного возрождение. Затем мясо барана  полностью варилось в костре, бульон, полученный в результате этого, считался целебным.  Особую роль при угощении гостей отводили трем именным частям овцы: голове, грудинке,  крестцу. Ценность заключалась не во вкусовых качествах, а в чистой символике. Самому  почетному гостю – мужчине принято было подавать баранью голову. Глава 3. Обряд жертвоприношения барана шаманом. По другой схеме проходит обоо тахилган, если обряд проводит шаман. На обоо  съезжаются все местные жители, приносят с собой угощения. Цель обряда ­ умилостивить  хозяев, духов местностей, чтобы они покровительствовали  жителям данной местности,  вовремя отправляли дожди, тепло, охраняли от разных болезней, способствовали  размножению скота и т. д. Жертвоприношения совершаются ежегодно вначале лета, когда листья берёзы становятся  размером с пятак или листья тальника становятся размером с ушко ягнёнка. Для  проведения обряда приглашается шаман. Приехав на место почитания, женщины  привязывают разноцветные лоскутки материи к ветвям берёзы. Жгут на каменных алтарях  можжевельник, благовонный дым от которого считается для духов, божеств приятной  пищей. Хозяин жертвенной овцы (иметь свою долю жертвенного мяса честь для семьи)  сначала отдает ёе шаману, который должен посвятить жертву местному тэнгэри. Шаман  окуривает овцу, кропит молоком ноги, рот и лобную часть головы, совершая таким  образом обряд посвящения, отдаёт животное забойщикам, сам же начинает возлияния  водкой местным духам. Процесс жертвоприношения осуществляется следующим образом:  на березовый шест, укрепленный в землю в вертикальном положении, развешивается шкура  жертвенного животного, снятая вместе с головой и ногами. Голова, одетая на березовый  шест, должна быть устремлена в небо. Мясо жертвенного животного тут же варят. Шаман  начинает произносить призвание к богам, хозяевам местности, просит принять дар. Время  от времени он бросает вверх куски мяса, разбрызгивает сэржэм. На месте совершения  обряда может появиться сам хозяин, обернувшись зверем или птицей. В конце обряда  устраивают общую трапезу, затем проходят игры­состязания: борьба, стрельба из лука,  конные скачки, пляски. В случае успешно проведенного обряда, приема подношения  проявляются знаки благосклонности духов ­ хозяев: начинает идти мелкий, моросящий  дождь, появляется на небе радуга. «Устройство обоо на вершинах гор связано с их  культом, по шаманской мифологии бурят, в мифах других народов ­ горы ­ место, где духи земные встречаются с духами неба. Чем выше гора, тем ближе к небу».  По словам моих информаторов, в советский период проведение коллективных жертвоприношений  официально было запрещено и в отношении выявленных участников такого рода  общественных мероприятий, принимались достаточно суровые административные  взыскания 3. Заключение В ходе исследования мы пришли к выводам, что: 1.  Цель обряда обоо тахилга ­ умилостивить хозяев, духов местностей, чтобы они  покровительствовали  жителям данной местности, вовремя отправляли дожди,  тепло, охраняли от разных болезней, способствовали размножению скота.  Жертвоприношения совершаются ежегодно вначале лета, когда листья берёзы  становятся размером с пятак. 2. Ритуалом забивания барана обязательно занимались мужчины, соблюдая  определенные правила. 3. При проведении обряда обоо тахилга имеются различия между тем как это делает  шаман и лама. Список литературы: 1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан­Удэ, 2004 2. Батуева И.Б., Зориктуев Б.Р. Скотоводство и скотоводческие традиции у бурят//  Этническая история и культурно­бытовые традиции бурят. – Улан­Удэ, 1994 3. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск,1987 4. МихайловТ.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. –  Новосибирск, 1987 5. Нимаев Д.Д. Буряты: этногенез и этническая история. ­ Улан­Удэ, 2000

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"

Обряд жертвоприношения на "Обоо тахилган"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019