Общая характеристика России XIX в. Сословия и классы. Справочные материалы для осознанного чтения и изучения художественной литературы.

  • Особые потребности
  • pdf
  • 17.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка представляет собой справочный материал для осознанного чтения и изучения русской литературы XIX–XX веков. Основное внимание уделено социальной структуре России в XIX веке, с акцентом на сословия и классы, которые играли ключевую роль в жизни общества того времени. Цель разработки: помочь читателю лучше понять исторический и социальный контекст, в котором существовали герои произведений русской классики, а также осмыслить, как сословные и классовые различия формировали общественные отношения и культуру России XIX века. Материал предназначен для студентов, преподавателей литературы и всех, кто интересуется историей России и её социальной структурой.
Иконка файла материала м.р. Россия в нач. XIX в, Сословия и классы-25 .pdf

 

 

 

 

 

 

Справочные материалы

для осознанного чтения и изучения

 русской литературы 19 -20 в.в.   

 

Подготовила преподаватель русского языка и литературы Л.И. Балабанова

 

  

Общая характеристика России XIX в.

 

 

Сословия и классы

 

 

"Из каких он?" Сословное представительство персонажей в художественной литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят

в круг наших понятий.

 

Козьма Прутков 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2025

 

 

 

 

 

Предисловие

 

Данный справочный материал представляет собой подробный обзор социальной структуры России в XIX веке, с акцентом на сословия и классы, которые играли ключевую роль в жизни общества того времени. В работе рассматриваются основные группы населения, их права, обязанности, привилегии и роль в экономической, политической и культурной жизни страны. 

XIX век в России был периодом значительных изменений, связанных с реформами, отменой крепостного права, развитием капитализма и промышленности. Эти процессы оказали огромное влияние на социальную структуру общества, что нашло отражение в литературе, искусстве и общественной мысли того времени. 

Материал подготовлен для осознанного чтения и изучения русской литературы XIX– XX веков, так как понимание социального контекста помогает глубже проникнуть в суть произведений, созданных в этот период. В документе также рассматривается, как сословная принадлежность персонажей художественной литературы влияла на их поведение, мировоззрение и взаимодействие с другими героями.

Цель данного материала — помочь читателю лучше понять исторический и социальный контекст, в котором существовали герои произведений русской классики, а также осмыслить, как сословные и классовые различия формировали общественные отношения и культуру России XIX века. 

Этот материал будет полезен не только для студентов и преподавателей литературы, но и для всех, кто интересуется историей России и её социальной структурой.

 

 

  

 

Общая характеристика РОССИИ XIX в.

 

Страна и народы. К началу XIX в.

Территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. На этом пространстве проживало около 40 млн. человек. Из них на долю Сибири приходилось 3,1 млн. человек, Северного Кавказа — около 1 млн. человек. Наиболее плотно были заселены центральные губернии. В 1800 г. плотность населения составляла здесь около 8 человек на 1 кв. версту.

Россия всегда была многонациональной страной.

С русским народом, самым многочисленным, жили другие народы, связанные с ним общностью исторических судеб.

В западных и южных губерниях русское население + украинским и белорусским.

От Волги до Восточной Арктики расселились тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры, якуты и др.).

Поволжье, север Европейской России, Урал и Зауралье - финно- угорские народы (мордва, мари, коми, удмурты).

Эвенки и эвены представляли в России тунгусо-маньчжурские народы.

В религиозном отношении

Россия тоже была неоднородна.

Около 87% населения придерживалось православной веры. От официального православия отделилось старообрядчество, разделившееся на несколько направлений. Значительная группа народов (татары, башкиры, большинство горцев Кавказа) придерживалась ислама. Калмыки, кочевавшие в низовьях Волги, и буряты в Забайкалье исповедовали буддизм. Значительная часть поволжских, северных и сибирских народов сохраняла традиционные родоплеменные (языческие) верования.

Т.о. страна была христианская, и хотя другие верования - ислам, католицизм и так далее - уважались, но православная религия доминировала во всем.

Города и промышленность.

В 1825 г. в России (не считая Украины, Беларуси, Прибалтики и Закавказья) было 415 Городов и посадов (из них 41 в Сибири).

В городах проживало 2,3 млн. человек (примерно 8% населения).

Самым крупным городом был Петербург (438 тысяч жителей).

В Москве насчитывалась 241 тысяча человек.

Третьим по величине русским городов была Тула (38 тысяч) — город рабочих и ремесленников, родина Левши.

В Сибири наиболее крупным городом был Тобольск (16,9 тысячи). Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских грродах было развито садоводство. Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось по 2— каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города.

Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных заведений.

Мелкие, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне.

К середине XIX в. доля вольнонаемных рабочих в русской промышленности составляла около половины. Вольнонаемным рабочим нередко был крепостной оброчный крестьянин. Кадры потомственных вольнонаемных рабочих были еще невелики.

Политический строй России.

По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.

 

 

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия”так и переводится: власть канцелярий. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения.

Высшая бюрократия состояла по преимуществу из дворян- помещиков. Из них же комплектовался офицерский корпус.

Окруженный со всех сторон дворянами, царь проникался их интересами, защищал их как свои собственные.

Император

 

Царская фамилия

(Императорская фамилия)

Это узкий (несколько десятков человек) круг людей, связанных родственными, семейными отношениями с царем.

После Павла I в Российской империи установился порядок

престолонаследия по мужской линии, поэтому все члены царской семьи мужского пола - великие князья - воспринимались в первую очередь как возможные наследники престола.

 Официальный наследник назывался цесаревич.

В повседневных ситуациях к царю и царице полагалось обращаться "Ваше императорское величество".

К остальным членам императорской семьи, то есть к великим князьям и княгиням - "Ваше императорское высочество".

При близких отношениях, в быту слово "императорское" могло пропускаться - "Ваше высочество".

 В эпоху Николая I царская семья насчитывала 28 человек, в 1894 году - 46 человек, в 1914 году - более 60 человек.

 

 

 

 

Сословия и классы.

Население дореформенной России делилось на сословия.

 

Сословия — "состояния"

Сословия в Российской империи — термин Свода законов Российской империи, описывающий несколько «разрядов» подданных, пользующихся особыми правами.

Это большие общественные группы, которые отличаются друг от друга юридически закрепленными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Существование сословной системы определяется с 1785 года, когда появились грамоты, детально определившие законные права и привилегии дворян и городских обывателей.

Сословное положение определялось происхождением (по рождению), служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением).

Все сословия Российской империи делились в зависимости от уплаты податей на:

привилегированные - дворянство, духовенство, купечество 1-й и 2-й гильдии

полупривилегированные – купечество. К полупривилегированным сословиям относили также представителей военно-служилого сословия (казаки, калмыки и часть башкир), иностранных колонистов, разночинцев, солдат и солдатских детей. и податные – мещанство, крестьянство.

  

 

 

Перечень основных сословий в России XIX в.

 

Дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество.

 

 

 

Дворянство

  

 

Слово "дворянин" буквально означает "человек с княжеского двора" или "придворный".

относились  к

привилегированному сословию

Самый богатый, культурный и образованный слой общества.

Составляло основу государства, было главной опорой монарха, играло главную роль в жизни государства. Обращение "ваше благородие"

Дворянство делится на две группы - потомственное и личное.

Потомственное. Более почетно, уважаемо. Потомственных, старинных, или "столбовых" дворянских родов было не так много.

Звание потомственного дворянина высоко ценилось и защищалось законами государства.

Потомственного дворянина можно разжаловать, сослать, лишить имущества, но отобрать имя, предков - практически невозможно. Личное. К XIX веку сложилась система получения личного дворянства представителями других сословий. Человек, дослужившийся до офицерского чина в армии, удостоенный ордена или получивший определенный чин по гражданской службе, становился личным дворянином, приобретая многие права.

Личное было ненаследуемым. Дети личных дворян не являются дворянами и должны сами карабкаться по жизненной лестнице, начиная с низших ступенек.

Если же личный дворянин дослужился до определенного чина (в армии это

VI класс, полковник, в гражданской службе - VIII, коллежский асессор, а с

1845 года - V класс, статский советник), то он переходит в разряд потомственных дворян, и дети его уже получают привилегии этого звания. Но такое дворянство, "служилое", "дворянство по чину", среди старинных потомственных родов считалось второсортным, "ненастоящим".

Дворянина могли пожаловать особым дворянским титулом, переходящим и к потомкам.

Титул барона. Наименее ценился в России, было общее ироническое отношению к этому титулу. Как правило, это были выходцы из западных местностей - прибалтийские, немецкие бароны, либо финансисты, по сути, "покупавшие" баронский титул.

К ним обращались по титулу - "господин барон", "госпожа баронесса".

Графский титул гораздо больше уважали.

К графу и графине обращались в XIX веке "ваше сиятельство". Князья - самая древняя в России и самая многочисленная часть титулованного дворянства. Здесь тоже были свои оттенки титулования. Наследственных "просто князей" полагалось называть "ваше сиятельство". Князя могли императорским указом повелевать титуловать "светлейшим" ("пожаловать светлостью"), и тогда его именовали "ваша светлость". Высший уровень князей - великие князья и княгини, принадлежащие к царской фамилии. Их именовали, как уже было сказано, "ваше высочество". Дворянин мог быть пожалован императором, в знак особого расположения или за большие заслуги, несколькими титулами одновременно.

В частном разговоре, в быту, дворяне, имеющие титул, могли обращаться друг к другу или по имени-отчеству, или по титулу: "Здравствуйте, барон", "Прошу Вас, графиня". Отсутствующих могли называть титулом и именем. Военные в служебных, официальных ситуациях обращались друг к другу по чину - "Господин поручик", "Ваше превосходительство". Но в бытовом, частном общении предпочитали обращение по дворянскому титулу:

 

 

 

 

"Скажите, князь..." - хотя князь был капитаном.

Дворяне между собой различались богатством.

До отмены крепостного права в 1861 году состоятельность оценивалась не столько в деньгах, сколько в количестве принадлежащих дворянину крестьян. Исчислялось это количество "душами", то есть числом крестьян- мужчин. Женщины-крестьянки не входили в списки, их не учитывали при переписях населения (при подаче "ревизских сказок").

Дворяне условно делились на: мелкопоместных - до 80-100 душ, среднепоместных - сотни душ и крупнопоместных - более тысячи душ.

Отдельные представители высших слоев России владели десятками поместий и десятками, а иногда и сотнями тысяч душ.

В знак милости целые поместья вместе с крестьянами императоры и императрицы дарили своим подданным.

И дворянские титулы, и собственность, и привилегии передавались по мужской линии. Жены и дочери титуловались по мужу или отцу: княгиня - жена князя, княжна - его дочь. Если дворянин женился, например, на купеческой дочке, дворянское звание распространялось и на нее. Но если дворянка выходила хоть и за богатого, но купца, она вместе с родовой фамилией теряла и дворянство для своих детей. Так пресекались и очень известные, древние дворянские роды.

Права и привилегии.

ü  Право владеть крепостными крестьянами и огромными угодьями (владение землей). Имения, населенные “крепостными душами”, были главным источником дворянских доходов.

ü  Свобода от подушной подати.

ü  Физическая неприкосновенность (от телесных наказаний).

ü  Свобода от рекрутской повинности. Освобождались от обязательной службы. Было право не служить вообще (этим правом пользовались единицы). Обязательная служба дворянства (исключая военное время) была отменена еще в 1762 г.

ü  Большинство дворян занимало важные посты в государственных структурах, именно эти люди влияли на то, какой становилась страна. Имели значительные льготы при поступлении на службу, для них значительно сокращались сроки выслуги лет для получения чина и ордена, они быстрее поднимались по служебной лестнице.

ü  Могли получить лучшее образование, имели значительные льготы при поступлении в учебные заведения.

Система среднего и высшего образования - предназначалась для детей дворянства и делилась для мальчиков (гимназии, реальные и коммерческие училища, средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии); для девочек, с пониженным объемом знаний (женские гимназии, институты благородных девиц, 

епархиальные училища). Научное образование для девочек не считалось нужным и отодвигалось на второй план.

ü  Имели право на создание своих сословных организаций в губернских (сегодня - областных) и уездных городах. Съезжались дворяне губернии или уезда, собирались в здании дворянского собрания и тайным голосованием выбирали на трехлетие свои правящие органы и их главу - предводителя дворянства (сословное самоуправление).

Окончательно все права и преимущества российского дворянства были оформлены Жалованной грамотой дворянству, утвержденной Екатериной II 21 апреля 1785 года. Этот акт формулировал само понятие дворянства как наследственного привилегированного служилого сословия.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанности.

Были обязаны следить за состоянием своего имения и за собственными крестьянами.

Чиновники. Система социальных отношений, общественная лестница наиболее четко, даже законодательно, обозначалась именно в дворянском сословии.

К нему же может быть приравнен (по отношениям) огромный класс русской бюрократии, чиновничества.

Чиновники, особенно низших уровней, могли быть выходцами из разных сословий. Но получая должность и чин, они вступают в отношения, которые созданы и охраняются главной опорой строя - дворянством. Чиновник, достигший VIII (с 1832 г. — V ) класса по Табели о рангах, становился потомственным дворянином. В дворянской среде происходили довольно сложные процессы. Современники отмечали разрастание слоя мелкопоместных и даже беспоместных дворян, говорили о «засорении» дворянства выходцами из других сословий.

 

,

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовенство

 

 

 .

Люди, "профессионально" занимавшиеся религией.

считалось

привилегированным

почетным сословием в России во все ериоды ее истории

Составляло идеологическую основу империи.

Было определенным, замкнутым сословием, в котором следование избранному пути - служению Богу - как правило, происходило по наследству.

Права и привилегии со стороны государства:

ü  были освобождены от податей;

ü  освобождалось от воинской повинности (от рекрутчины);

ü  служители церкви имели право получить хорошее образование в духовной семинарии;

ü  освобождалось от телесных наказаний;

ü  дети священников имели и гражданские льготы. Если они не  становились священниками, они имели определенные преимущества при поступлении в светские учебные заведения и на государственную службу;

ü  некоторые из них могли получить звание "почетного гражданина" - своего рода "полудворянство".

Единицам даже удавалось выслужиться в настоящее дворянство, по ведомствам гражданской службы стать крупными фигурами в русской истории. Но полупрезрительная кличка "попович", "он из поповских детей" преследовала этих людей всю жизнь.

Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом.

Образование духовные лица получали в особых учебных заведениях: духовных училищах, духовных семинариях и духовных Академиях. Низшие учебные заведения были и женскими. Духовенство было первым устроителем школ и распространителем грамотности.

Рукоположенным священникам в храме на богослужении помогали певчие, дьячки, служки и так далее. Эти помощники официально не относились к духовным лицам и могли быть из других сословий.

Обязанности. Представители Черного духовенства обязаны были  посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители духовенства обязаны были работать на благо церкви на протяжении всей своей жизни.

Активной самостоятельной политики российская церковная элита не вела, во всем существенном поддерживая здравствующего государя.

Православное духовенство делилось на черное и белое.

Черное духовенство

При пострижении в монахи, после периода послушания, своего рода испытательного срока, человек принимал на себя определенные обязанности, в

 

 

 

это монахи, уходящие от "мира" и земных соблазнов, живущие в монастырях, полностью посвящающие жизнь служению Богу.

том числе обет целомудрия.

Делилось на пять степеней, или санов.

Высшие - митрополит и архиепископ, к ним следовало обращаться "ваше высокопреосвященство"; затем епископ - "ваше преосвященство". Всем трем высшим санам принадлежал также общий титул - "владыко". Более низшие степени черного духовенства - архимандрит и игумен (возглавлявший монастырь), к ним обращались "ваше высокопреподобие".

Игуменьей, то есть настоятельницей монастыря женского, могла быть женщина.

Белое духовенство

 

Священники, живущие "в миру", т.е. среди людей, имеющие семью, детей (пресвитеры, иереи, дьяконы, пономари, дьячки).

Делились на пять санов.

Протопресвитер, протоиерей (обращение - "ваше высокопреподобие"), иерей, протодиакон и диакон ("ваше преподобие").

В быту, в частном разговоре, особенно в крестьянской и мещанской среде, священника часто называли по имени - "отец Федор" - или "батюшка", "отче".

В белое духовенство женщины не допускались.

Жену священника, попадью (дочь - поповна), в быту часто называли "матушка".

  

Купечество

  

Люди, занимающиеся торговлей и промышленным производством на частной, негосударственной основе, не выделялись в отдельное сословие.

 

относилось к полу-

привилегированному сословию.

Большинство купцов было выходцами из мещан, то есть городских недворянских жителей, но было купечество и крестьянское.

Права и привилегии. Купечество было освобождено от:

ü  некоторых податей;

ü  от рекрутчины;

ü  от телесных наказаний;

ü  могли получать чины и ордена.

ü  Принадлежность к купеческому сословию совмещалась с принадлежностью к почетному гражданству.

ü  Купцы также имели право на получение хорошего образования.

ü  В зависимости от номера гильдии, купцы имели право вести как крупную, международную торговлю, так и просто торговать в городах.

Купечество отличалось манерой одеваться, особым, иногда нарочито

"простонародным" стилем разговора. Мужчиныкупцы носили бороду.

Услугами купцов дворяне охотно пользовались, но отношение к ним было, как правило, свысока.

Дворянин купца называл на "ты", обращался к нему "любезный",

"почтенный", а купец самого захудалого дворянина обязан был называть на "вы".

Низшие по положению люди часто обращались к купцам, особенно значительным, "ваше степенство".

Обязанности. Купцы не освобождались от трудовой деятельности и от службы в армии. Также купец мог быть обвинен в правонарушениях, его могли судить в специальных инстанциях.

Купечество делилось на гильдейское (более богатое) и мещанское.

В зависимости от капитала купец мог быть зачислен в гильдию (группу, категорию, союз).

Купцы первых двух гильдий приближались по своему положению, по правам к дворянству, среди них было больше почетных граждан, а за особые заслуги они могли быть отмечены медалью или даже орденом, в редких случаях получить чин и дворянство.

Они делились на три гильдии в зависимости от количества денег, которые имели.

Купец третьей гильдии

чтобы стать членом третьей гильдии купцу необходимо было иметь 8 тысяч рублей.

 

 

Они обладали привилегиями в мелкой городской и уездной торглвле. Практически приравнивалось к податным сословиям - мещанам, мелким ремесленникам.

Купец второй гильдии

купцу необходимо было иметь 20 тысяч рублей.

Они обладали привилегиями в крупной внутренней торговле

Купец первой гильдии самые привилегированные

капитал для первой купеческой гильдии был установлен в 50 тысяч рублей. Самые богатые купцы, порой были богаче дворян из-за наличия возможности вести международную торговлю.

Купцы первой гильдии имели право носить шпагу и губернский мундир.

Имели преимущественное право вести внешнюю и внутреннюю торговлю.

  

Мещанство

  

В России XIX века мещанами называли жителей городов. Само слово "мещанин" обозначает "живущий в месте", то есть в городе.

 

Непривилегированное (податное) население городов.

В прежние времена всех их называли посадскими людьми.

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам.

Как правило, на запись в мещанское общество того или иного города требовалось согласие общества.

Мещанами считались выходцы из крестьян, ремесленники, мелкие торговцы (лавочники), наемные работники. Многие представители так называемых "свободных профессий" – художники, музыканты, актеры, писатели.

Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

Мещане практически никогда не владели землей, обладали урезанными правами.

Права и привилегии. Мещане могли распоряжаться собственной жизнью, в отличии от простых крестьян. Помещик не имел никаких прав на представителя сословия, его не могли продать или выкупить. Эти свободные люди сами решали, к кому наниматься на работу, и за какую цену.

Имели право корпоративного объединения и сословного самоуправления (мещанские управы).

Обязанности.

Мещане платили все существующие тогда подати.

Несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии, при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Не были освобождены от телесных наказаний.

Не имели права поступать на государственную службу.

Выбраться из мещанского сословия можно было разными путями: получив образование, пойти на государственную службу, в чиновники, дослужиться до почетного гражданства или дворянства. Можно было через удачную торговлю попытаться войти в число купцов II или I гильдии. Но большинство мещан оставались ремесленниками и представителями профессий, обслуживающих высшие сословия: дворники, печники, повара, белошвейки, свахи, портные, часовщики, горничные, сапожники и так далее.

 

 

Крестьянство

 

Крестьянство было самым многочисленным, самым бесправным и самым угнетаемым сословием.

самый многочисленный, кормивший всю Россию, составлявший ее экономическую основу слой

До конца XIX столетия именно крестьяне несли основные тяготы экономики России, именно их руками создавались все богатства страны, всё, чем гордились как своей собственностью высшие слои общества.

Крестьяне были обязаны служить своему владельцу. Все решения, касающиеся жизни и смерти крестьянина до 1861 года принимал его владелец.

Выполняли различные повинности в пользу своих собственников (барщина,

 


 

 

оброк и др.), платили налоги в пользу государства, подлежали рекрутскому набору, они практически никогда не получали заработную плату за свой труд, не имели права получать образование.

Крестьян называли на "ты", они были лишены почти всяких прав, в том числе - до 1861 года - права выбора места жительства, вида деятельности, подчас даже выбора спутника жизни.

Считали их на "души", то есть по лицам мужского пола. Крестьянских женщин даже не брали в расчет при переписях, просто удваивали количество "душ" - и получалось примерное количество населения. При покупке крестьян "оптом" также учитывались, как правило, только мужчины.

Важную роль в жизни русской деревни играла крестьянская община (мир), которая осуществляла периодическое перераспределение пахотных и сенокосных угодий между крестьянами. На общинном сходе решались важные вопросы, назначались выборные (старосты, сотские и др.) для руководства жизнью деревни.

После 1861 года крестьяне стали вольнонаемными людьми, и теперь помещик не мог распоряжаться их жизнью. Однако список прав данных представителей российского общества был невелик.

Крестьянство подразделялось на несколько групп.

Помещичьи (крепостные)

 

принадлежали частному владельцу

— помещику

 

Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Он мог легко продать своего крестьянина как товар, отдать его за долги или убить представителя сословия без последующего наказания.

Обязанности как собственности дворян: барщина, оброк и др. повинности. В черноземных губерниях крепостничество отличалось более жестокими формами.

Государственные

(казённые), принадлежащие ка Посессионные, приписанные к рудникам или заво

 

зне. дам

В сравнении с помещичьими крестьянами они жили свободнее и имели больше земли.

Обязанности как подданных государства.

Они платили разные подати и повинности: рекрутская повинность, уплата налогов.

Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда.

Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.

Удельные, принадлежащие царской фамилии

 

Принадлежали членам императорской семьи и управлялись особым дворцовым ведомством, уделом.

 

 

Казачество

  

Как сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения.

 

В XIX в. стало даже создавать новые казачьи войска для охраны границ.

В середине XIX в. в России существовало 9 казачьих войск: Донское,

Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское.

В число казаков зачислялись лица других сословий, прежде всего государственные крестьяне. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское.

Казак являлся на службу со своей строевой лошадью, обмундированием и холодным оружием. Благодаря хорошей боевой подготовке и военным традициям казачьи части сыграли видную роль в Отечественной войне 1812 г. и в других войнах. Сохранялось их значение в охране внешних рубежей России.

Атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Во главе

                                                                                                                                                                                                                                1

 

каждого войска стоял наказной (назначенный) атаман. Станичные атаманы избирались на станичных сборах (сходах). В этом звене сохранялись традиции казачьего самоуправления.

Казаки отличались своеобразием своего быта, традиций, языка, фольклора. Они были трудолюбивы, гостеприимны, набожны (особенно старообрядцы), почтительны к старшим. В казачьей семье слово и воля родителей считались законом.

Права и привилегии. Представители казачества относились к привилегированному сословию, поскольку имели право владеть землей, освобождались от выплаты разорительных податей. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью.

Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.

Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках.

Городские обыватели.

 

Это сословие делилось на 6 групп: почетные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане,

мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.

Почетные граждане.

Это группа населения в России еще не дворяне, но уже и не купцы, мещане, духовенство. Это звание, причем потомственное, могли получить дети священников, закончившие учебное заведение, но служащие по гражданской службе, а также купцы I или II гильдии, получившие орден, чин или за особые заслуги.

Личное, без передачи потомкам, почетное гражданство могли иметь дети священников, не имеющие специального образования и не пошедшие по духовной линии; мещане, окончившие институт или университет; чиновники, не имеющие права на дворянство.

Почетные граждане имели некоторые дворянские права: они не платили подушную подать, освобождались от телесных наказаний. Но заветной мечтой большинства почетных граждан все же оставалось "настоящее" дворянство.

Почетным гражданством часто отмечали деятельность представителей "свободных профессий" - художников, музыкантов.

Этим званием в XIX веке награждали артистов Императорских театров.

К сельским сословиям

относились крестьяне, однодворцы и казаки.

Однодворцами (хуторянами) называли сельскохозяйственное население западных губерний, где не существовало общинной системы земледелия (Прибалтика – хутора).

 

 

Классификация в начале XX века

 

В начале XX века в России наблюдался переход от традиционного общества к индустриальному. По-прежнему основу социальной структуры составляли сословия - замкнутые группы людей, наделенные определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству (в России наследственным зачастую был и род занятий).

Представители творческой интеллигенции, преподаватели, юристы в большинстве своем были дворянами.

В начале XX в. мы видим и элементы новой России - буржуазию, рабочий класс (формировавшийся в основном из крестьян) и интеллигенцию.

 

По состоянию на начало XX века

проживающие в Российской империи разделялись на подданных и иностранцев.

Подданные делились

на природных подданных, инородцев и финляндских обывателей.

Природные обыватели России

Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов (статья 2) все природные обыватели России предполагались разделёнными на четыре главных группы людей:

1. дворяне,

делилось на потомственное и личное, последнее было ненаследуемым;

2. христианское духовенство,

разделялось по исповеданиям на православное, римско-католическое, протестантское и армяно-григорианское

3. городские обыватели,

распадалось на пять различных «состояний» (статья 503):

Ø почётные граждане (личные и потомственные)

Ø гильдейское купечество, местноe и иногороднеe (до 1863 года три гильдии, затем только две);

Ø мещане или посадские Ø ремесленники или цеховые Ø рабочие люди.

4. сельские обыватели

(крестьянство).

Выделялись:

Ø помещичьи крепостные крестьяне,

Ø казённые или удельные (принадлежавшие государству или правящему дому),

Ø посессионные (приписанные к рудникам или заводам).

Крестьяне рассматривались как податное сословие (платили подушную подать) Российского государства (наряду с мещанством)

Казачество

Закон называл казачество «казачьим сословием», «казачьим состоянием», «казачьим званием», и «казачьим населением» (иногда в тексте одного и того же закона).

Комментаторы-юристы объясняли: казак — это лицо другого (обычно крестьянского) сословия, носящее постоянное военное звание и потому с гражданской точки зрения казаки составляют группы внутри сословий, в основном, внутри крестьянского сословия, а с военной — воинское звание.

Казаки и несущие казачью службу инородцы (башкиры, калмыки, буряты и т. д.) подушной подати не платили, то казачество было отдельным сословием и с юридической точки зрения и относилось к неподатным сословиям (как и дворянство).

 

Классы

 

Реформа 1861 г., освободив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма. С развитием капитализма сословная принадлежность постепенно теряла свою общественную значимость. К середине XIX в. среди городского населения все более четко можно было выделить классы, характерные для капиталистического общества. Они формировались не на юридической, а на чисто экономической, имущественной основе, что характерно для капиталистического общества. С середины XIX в. в России начался промышленный переворот. Развитие промышленности вело к численному росту того слоя лиц, кто занимался предпринимательством. Среди удачливых предпринимателей — не только купцы первой и второй гильдий, но и сколотившие огромные состояния крепостные крестьяне.

Классовое положение людей приобретала все большее значение. В состав и буржуазии, и пролетариата вливались представители всех традиционных сословий – дворянства, духовенства, купечества, крестьянства. Одни «благородные господа» находили себя в меняющейся России – и становились владельцами и совладельцами заводов и фабрик, держателями акций. Другие нищали

 

и разорялись – и пополняли ряды наемных рабочих. В России сложилась уникальная ситуация: если в промышленности бурно развивались капиталистические отношения, то в сельском хозяйстве сохранялись еще полуфеодальные порядки.

И в стране, наряду с буржуазией и пролетариатом, существовали и основные классы феодального общества – помещики и крестьяне.

Картины начала и конца 19-ого века очень различны. Если в начале 19 в. основная власть была в руках дворян, то к концу 19 в. дворяне играют уже не столь значительную роль, зато всё большую силу набирают буржуазия и рабочие движения. Во 2-ой половине 19 в. в экономике складываются капиталистические отношения, чего не было в начале века. Хотя роль дворянства в экономической жизни падала, его роль в политике оставалась ведущей.

Церковь пользовалась непререкаемым авторитетом в вопросах культуры, образования и воспитания. Хотя в России не было запрещенных религий, Русская Православная Церковь находилась на привилегированном положении.

Не редкость была встретить человека, который не знал, к какому сословию он принадлежал.

Классы

  Помещики-крестьяне,    буржуазия - пролетариат

Буржуазия

владельцы капиталистических предприятий, мануфактур, эксплуатирующие труд наемных рабочих.

Постепенно становилась ведущей силой в экономике страны.

В рядах предпринимателей (буржуазии) оказывались многие дворяне, купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне.

В политической системе самодержавно-помещичьей России буржуазия играла незначительную роль. Крупная буржуазия поддерживала самодержавие, средняя выдвигала проекты умеренных преобразований.

Пролетариат

Рабочие

 

класс наемных работников, лишенных средств производства, продающих свою рабочую силу и эксплуатируемых буржуазией.

Быстро выросший класс в результате индустриализации, к 1913 г. составлял около 19% населения.

Он формировался за счет выходцев из беднейших слоев разных сословий (в основном мещан и крестьян).

Условия труда и быта рабочих были крайне тяжелыми: самая низкая заработная плата, самый продолжительный рабочий день, плохие жилищные условия.

На положении рабочих сказывалось отсутствие политических свобод. Экономические интересы рабочих фактически никто не защищал, так как до 1906 г. не было профессиональных союзов, а политические партии лишь использовали рабочее движение в своих целях.

Кадровый пролетариат вёл упорную борьбу против капиталистической эксплуатации и самодержавного строя.

Рабочее движение, угнетаемое государством и работодателями, постепенно набирает силу и начинает бороться за свои права, что в результате станет одной из причин революций 1905-ого и 1917-ого годов. Появляются тайные общества, целями которых является свержение царя мирными или насильственными способами.

Интеллигенция

Занимала особое место в обществе, пополнялась из различных слоев населения.

Ее отличали: жертвенность и подвижничество, стремление служить своему народу, но при этом оторванность от народа и власти; социально активная роль - ее представители формировали основные политические партии, разрабатывали идейные доктрины.

Изменился состав и российской интеллигенции. Раньше ее ряды пополнялись в основном за счет дворян. Но все изменилось после отмены крепостного права и реформ 60-70-х годов, сделавших образование более доступным для представителей всех чинов и сословий. Численность интеллигенции стала расти за счет разночинной молодежи.

Разночинцы

Новым явлением было также формирование обширного слоя разночинцев.

Мелкие чиновники, дети священнослужителей и разорившихся купцов, они были освобождены от уплаты налогов, но не могли покупать землю без крестьян, заниматься торгово-промышленным

предпринимательством. Сферой приложения их сил становились чиновничья служба, занятия свободными профессиями (врачи, учителя, журналисты и др.). Именно из разночинцев в последующие полвека сформировалась российская интеллигенция.

Люмпенские элементы

Деклассированный слой людей: нищие, бродяги, уголовники (преступники)

Представитель деклассированного слоя общества, оказавшийся отчужденным от собственности, оторванным от производственной деятельности, утративший профессиональную квалификацию, лишившийся нравственных принципов; нищий, бродяга, опустившийся

 Лю  мпен (нем. Lumpen — «лохмотья», лю  мпены, люмпен-пролетариа  т, нем. Lumpenproletariat) — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее люмпенами стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности).

 

Маргинальные слои населения

(от лат. marginalis - находящийся на краю).

 

Они пополнялись не только в ходе урбанизации, т. е. массового переселения в города, но и в результате возросшей в конце XIX в. социальной мобильности (подвижности), в результате того, что существовавшие издавна перегородки и барьеры между разными группами и разными сословиями стали преодолимыми, проницаемыми. Приобщение людей к новым ценностям шло намного медленнее, чем рост городов. В итоге в фабричных поселках и на рабочих окраинах промышленных центров происходило сосредоточение людей, не уверенных в своем будущем, не дороживших прошлым, смутно ориентировавшихся в настоящем.

 Маргина л, маргина  льный человек  , маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

 

 

 

Ликвидация сословного разделения

Сословная организация общества была упразднена по декрету «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» в ноябре 1917 года.

Были ликвидированы все классовые привилегии и провозглашено равенство советских граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

11(24) ноября 1917 вышел:

 

Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов

 

Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы 

(княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч.

советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики.

Ст. 3. Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям.

Ст. 4. Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.

Ст. 5. Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений.

Ст. 6. Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются. Ст. 

 

7. Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских

депутатов.

 

Настоящий декрет утвержден Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих и солдатских депутатов в заседании 10 ноября 1917 г.

Подписали:

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Я.Свердлов.

Председатель Совета Народных Комиссаров Вл.Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В.Бонч-Бруевич. Секретарь Совета Н.Горбунов.

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Сословное представительство в художественной литературе.

"Из каких он?"

(т.е. из какого сословия).

 

 

Дворянство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В литературе, и в драматургии XIX века большинство действующих лиц - дворяне.

Старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке" хочет быть не простой, а столбовой дворянкой.

Потомственного дворянина можно разжаловать, сослать, лишить имущества, но отобрать имя, предков - практически невозможно. Поэтому разжалованный Долохов в "Войне и мире" среди солдат - на особом положении (вспомним эпизод с шинелью).

Потомственный дворянин древнего рода может быть и беден, не иметь крестьян, занимать ничтожную должность, но он - представитель высшего сословия государства, и к нищему князю Мышкину в "Идиоте" Достоевского никто не может обратиться на "ты" без его согласия.

Человек, дослужившийся становился личным дворянином, приобретая многие права. Хлестаков в "Ревизоре" кричит Городничему: "Меня вы не смеете высечь!" - и он прав. Дворянин защищен от телесных наказаний, а Хлестаков - коллежский регистратор, чиновник XIV класса, то есть личный дворянин, даже если он и выходец из другого сословия.

Дослужившись до коллежского асессора, имея "Анну" 3-ей степени, получил потомственное дворянство Михаил Андреевич Достоевский, отец великого русского писателя. Но такое дворянство, "служилое", "дворянство по чину", все равно среди старинных потомственных родов считалось второсортным, "ненастоящим".

У родителей лермонтовского Печорина "Три тысячи душ в Саратовской, Воронежской и Калужской губернии".

 

 

 

 

Чацкий - средний помещик, у него 300-400 душ.

Для Фамусова этого мало, его желание -

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, - Тот и жених.

 

Ларины в "Евгении Онегине", по версии Ю.М. Лотмана, помещики средней руки.

 

Понятие кумовства связано с религией. При таинстве крещения крестник приобретает крестного отца и мать. Они не должны быть родственниками ни крестнику, ни друг другу. Крестные родители друг друга называют кумом и кумой. Считалось очень престижным приглашать в крестные высокопоставленных лиц, иногда даже царской фамилии. Так, великий князь Константин Павлович крестил будущего литератора Виссариона Григорьевича Белинского, сына известного врача.

Духовенство

Цензура следила за соответствием произведений искусства религиозным нормам дозволенности.

Появление священника как действующего лица в пьесе практически исключалось.

 

Сыном священника был Н.Г. Чернышевский.

 

Когда мы читаем: "у Покрова", "у Николы" - значит, человек живет поблизости от церкви св. Николая, т.е. в этом приходе. Сюда он приходит на исповедь к духовному отцу ("я был на духу", "говори, как на духу" в бытовом разговоре), сюда приносят крестить новорожденного ребенка, в своей церкви человека и отпевают (А.С. Пушкина отпевали в храме Конюшенного двора, расположенном поблизости от его квартиры на Мойке, 12).

 

В России были и глубочайше верующие Христиане с большой буквы, и вполне атеистически настроенные люди.

Богоискательство героев Л. Толстого и Достоевского, религия представляется им скрепляющей духовной силой, соединяющей всех россиян, и в утрате религиозности они видят источник многих бед. Левин в романе Л. Толстого "Анна Каренина" много лет не ходит в церковь, и только предстоящее таинство венчания заставляет его выполнить положенные обряды; и в то же время вопросы веры, ее сущности его глубоко волнуют.

 Сам Лев Николаевич Толстой, мыслитель глубоко религиозный, официальной церковью был предан анафеме, то есть отлучению. И в то же время демонстративный атеизм считался неприличным, нарушающим нормы поведения.

 

Городничий в "Ревизоре" упрекает судью: "Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите...".

 Страдает дьячиха из рассказа А.П. Чехова "Ведьма" - она никогда не сможет уйти от своего мужа, каким бы ненавистным он ни был, т.к. для священника развод был просто невозможен.

 

Театр, с точки зрения церкви, дело "греховное". Во время великих постов спектакли запрещались, артисты представлялись людьми весьма сомнительной нравственности. В рассказе Чехова "Панихида" дочь

 

 

лавочника, ставшую актрисой, сам отец называет "блудницей".

Иудушка в "Господах Головлевых" Салтыкова-Щедрина, Фома Фомич в "Селе Степанчикове и его обитателях" Достоевского, при всей их агрессивной религиозности, не могут иметь официального отношения к духовному сословию - цензура никогда бы не пропустила такое произведение в печать.

Купечество

Купечество (и мещанство) занимали заметное место в культуре России 19 в., из этого слоя большинство героев А.Н. Островского.

 После реформы 1861 года, отмены крепостного права, исчезли многие экономические, торговые, социальные ограничения, и купечество перешло на новый этап развития. Многие купеческие дети получили образование, "пошли в науку", активизировались контакты с заграницей. Появился новый тип купца, во многом конкурировавший с дворянством даже в культуре, в образованности, в манере поведения. Эта разница хорошо видна на примере творчества А.Н. Островского.

Купцы из его ранних пьес - Большов, Коршунов, Ахов - еще дореформенные, малообразованные, грубые, самодуры.

В поздних его пьесах появляется совсем другой купец. Он образован, энергичен, ездит за границу, свободно чувствует себя и в светской гостиной. Это Паратов, Прибытков, Великатов; это чеховский Лопахин, горьковский Булычов. Именно такое купечество составляло значительную часть класса российских капиталистов, в короткие сроки выдвинувших российское государство в число наиболее динамично развивавшихся стран мира.

Мещанство

Киевский мещанин по паспорту - Константин Треплев ("Чайка" А.П. Чехова) и его отец, актер. Сословие это считалось податным, мещане платили подать, их забирали в армию.

Крестьянство

В области духовной трудящийся крестьянин часто выступает в произведениях русских писателей как эталон душевной цельности, порядочности, нравственности, религиозности, здравого смысла. Таковы толстовские Аким во "Власти тьмы" и мужики в "Войне и мире", герои чеховского рассказа "Степь", персонажи "Записок охотника" И.С. Тургенева.

Но рядом с мужиками, трудящимися на земле, существовал еще один тип крестьянина - дворовые люди. Они не работали на пашне, их задача - обслуживание двора помещика, выполнение его приказаний, прихотей, услужение его семье. В этой среде зачастую процветали низменные человеческие качества - лакейство, подхалимство, подлость. Таковы Яша  в "Вишневом саде", Смердяков в "Братьях Карамазовых", Видоплясов в "Селе Степанчикове и его обитателях". Дворовых людей не уважали ни настоящие, земельные крестьяне, ни собственные господа. (Конечно, были и другие дворовые люди, достаточно вспомнить двух близких А.С. Пушкину людей - камердинера Никиту, провожавшего поэта в последний путь, и няню поэта Арину Родионовну.)

Как действующие лица, центральные герои произведений, крестьяне  не часто появлялись в литературе XIX века. Разница между иными представителями крестьянства здесь скорее психологическая, человеческая, чем социальная. Крестьяне, даже грамотные и образованные, в официальных документах, особенно в начале века, именовались в униженной форме - "Васька", "Ивашка". Позже возникла форма более уважительная - "Петр Иванов сын Степанов", иногда сокращенно - "Петр Иванов Степанов". После реформы 1861 года у крестьян, особенно сумевших разбогатеть, привилось подчеркнуто уважительное обращение

 

друг к другу с "-вичем", то есть "Федорович", "Сергеич". Ранее такое обращение употребляли только дворяне в неофициальном обращении.  После отмены в 1861 году крепостного права, отрывавшиеся от земли крестьяне или уходили в город, теряя родственные и духовные связи с прошлым, или нанимались к своим же бывшим хозяевам, либо к богатым крестьянам (в начале ХХ века появляется для таких термин "кулак"). И все эти пути психологически были непросты, очень непривычны.

Разрушались старые отношения, новые только закладывались. Как всегда при переменах, на поверхность всплывали худшие человеческие черты - злость, зависть, цинизм, развращенность. Неудивительно, что не только помещики, но даже многие крестьяне тосковали о "старых, добрых временах". Так, в "Вишневом саде" А.П. Чехова Фирс, дворецкий, бывший дворовый человек, называет "волю" несчастьем.

"Из каких он?"

Человек в России XIX века принадлежал к какому-то сословию. Неясность в этом вопросе, отсутствие, например, документов, рождало мучительную неопределенность, в том числе и душевную - Незнамов в "Без вины виноватых" Островского страдает и от сиротства, отсутствия родителей, но и от социальной неопределенности, достаточно вспомнить его монолог о паспорте ("виде") Шмаги.

Подавляющее же большинство российских граждан точно знали, к какому сословию они принадлежат, знали свои права и обязанности, знали свой "шесток" в государственном здании.

Рабочий класс

В конце 19 в. стремительно формировался также рабочий класс, но в произведениях художественной литературы и драматургии его

представители встречаются еще редко, писатели не успели осмыслить этот тип психологии, особую социальную группу людей.

Представители рабочих появляются только в творчестве М. Горького, но это уже явление скорее культуры советского периода, нежели русской классики "золотого" века.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е

2.      Россiя. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгаузъ, И.А. Ефронъ. СПб., 1898.

3.      Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. М.: Наука, 1990.

4.      Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М.: Просвещение, 1984.

5.      Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство-СПБ, 1994.

6.      Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л.: Просвещение, 1983.

7.      Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: Linka-press, 1995.

8.      Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л.: Наука, 1991.