Урок географии в 7 классе
Тема: Общая циркуляция атмосферы
Цели урока:
образовательная
• сформировать знания о типах воздушных масс;
• раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;
развивающая: продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.
Воспитывающая: воспитывать толерантное отношение к мнению товарищей, воспитывать культуру общения
Ход урока
Оргмомент.
1. Проверка знаний
1Атмосферное давление это - а) Самая верхняя оболочка Земли, б) Воздушная оболочка Земли; в) Атмосферное давление- это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.
2. Атмосферное давление измеряют с помощью:
а)Термометра, б) Флюгера, в) Барометра
3. Единицы измерения атмосферного давления:
а) в мм. рт. Столба, б) в сантиметрах, в) в баллах
4.Определите нормальное атмосферное давление:
а) 780мм. рт. ст., б) 700мм. рт. ст., в) 760мм. рт. ст
5. Выбрать причины изменения атм. давления:
а) атмосферное давление изменяется в результате с нагреванием воды. б) атмосферное давление изменяется в результате изменения температуры воздуха. в) атмосферное давление изменяется в результате землетрясений. г) атмосферное давление изменяется с высотой.
1.Установите соответствие:
А.Умеренные широты 1.Высокое давление
Б.Северный полюс 2. Низкое давление
2.В районах, где преобладают нисходящие потоки воздуха, осадков: А) выпадает мало; б)выпадает много; в)не выпадает
3.Определите в каких широтах выпадает мало осадков: а)экваториальных; б)тропических; в)умеренных; г)полярных
4. Основная причина образования поясов атмосферного давления: А. Неодинаковая освещенность на разных широтах; Б.Разное количество осадков на разных широтах; В.неодинаковое поступление солнечного тепла на разных широтах.
1. По рисунку 28 на с. 43 учебника объясните особенности формирования поясов атмосферного давления.
2. Используя текст учебника и рисунок 28, докажите, что основная причина образования поясов атмосферного давления — неодинаковое поступление солнечного тепла на разных широтах.
3. Сопоставляя физическую карту мира и карту «Среднегодовое количество осадков», докажите, что самые влажные широты на Земле — экваториальные, а самые сухие — тропические.
4. Используя карту «Среднегодовое количество осадков», определите, где выпадает больше осадков — на Аравийском полуострове или полуострове Индостан. Почему вы так считаете?
5. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков?
3. Мотивация. Учитель совместно с учащимися определяет тему и цели урока.
Крыльев нет, но я летаю.
Я незрим, неосязаем.
Но, как только осерчаю,
Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)
На улице метет листву
И в воздух мусор поднимает.
Опять по нашему двору
Никто сегодня не гуляет.
Все говорят, что непогода,
Что вновь бушует мать-природа.
Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.
Что за силища такая? Сила… (ветра)
Тропосфера, стратосфера,
Мезосфера, термосфера – это все слои ...
Ответ: Атмосферы
Что мы называем ветра. ( горизонтальное движение воздуха из области повышенного давления в области пониженного давления)
Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера)
Определим тему и цели урока.
II. Изучение нового материала
Определить по различным источникам, что означает слово «циркуляция». Учащимся предлагается рассмотреть разные значения и определить, что общего.
Циркуляция
1) круговое вращение, круговорот чего-либо, например, вещества, вектора и т. д.;
2) замкнутое течение жидкости или газа;
3) циркуляция атмосферы — совокупность воздушных потоков.
Циркуляция
1. круговорот, круговращение, напр. циркуляция атмосферы, циркуляция крови...
2. Движение жидкости или газа по замкнутой траектории, напр. воды и пароводяной смеси по трубам парового котла...
3. Траектория перемещения центра масс судна во время поворота (одна из характеристик мореходных качеств судна).
С точки зрения географии: циркуляция атмосферы — это система крупномасштабных воздушных течений над земным шаром. Вспомните, что такое ветер? (Перемещение воздуха в горизонтальном направлении из области высокого давления в область пониженного давления.) В тропосфере сюда относятся пассаты, муссоны, воздушные течения, связанные с циклонами и антициклонами, в стратосфере — преимущественно зональные (западные и восточные) переносы воздуха.
Учитель напоминает, что воздух в тропосфере всегда перемещается из области высокого давления в область низкого давления. Циркуляция атмосферы происходит как в виде горизонтальных, так и в виде вертикальных течений. Воздушные течения переносят тепло и влагу из одних широт в другие.
Обучающиеся вспоминают, что такое ветер и воздушные массы, а также какие факторы определяют свойства воздушных масс (географическая широта и характер подстилающей поверхности), и называют зональные типы воздушных масс. По рисунку 30 «Схема распределения основных типов воздушных масс и поясов атмосферного давления в нижних слоях тропосферы» они определяют, какие и где формируются воздушные массы, объясняют их главные свойства: температуру, давление, влажность. А затем, используя текст «Могут ли меняться воздушные массы?», выясняют, почему воздушные массы трансформируются (изменяют свои свойства). Далее школьники, используя текст параграфа, выясняют, какие ветры образуют общую циркуляцию атмосферы. Они знакомятся с пассатами. Учитель предлагает найти на с. 48 учебника, что означает слово «пассат».
Учитель обращает внимание обучающихся на рисунок 31 на с. 47 учебника. Он поясняет, что пассаты — это устойчивые ветры, дующие от тропиков к экватору в течение всего года (из области повышенного давления в область пониженного давления). Анализируя врезку рисунка, подчёркивает, что эти ветры отклоняются от направления своего движения под действием вращения Земли (эффект Кориолиса) в Северном полушарии —вправо, в Южном — влево. В Северном полушарии пассаты имеют преимущественно северо-восточное направление, в Южном — юго-восточное. В океане пассаты порождают пассатные течения, а на суше способствуют образованию и сохранению тропических пустынь.
А какие другие господствующие ветры определяют общую циркуляцию атмосферы? Обучающиеся выясняют это, изучая текст «Как возникают другие господствующие ветры?» на с. 48—49 учебника и обращаясь к рисунку 31 на с. 47 учебника. На основе этого материала они заполняют таблицу.
Господствующие ветры |
Направление |
Западные ветры умеренных широт |
Постоянные ветры, дующие в Северном полушарии с юго-запада, в Южном — с северо-запада |
Восточные (стоковые) ветры полярных областей |
Постоянные ветры, дующие из полярных областей (высокое давление) в сторону умеренных широт (пониженное давление)
|
Муссоны |
Сезонные ветры, меняющие направление два раза в год. Летний муссон дует с океана на сушу, принося влагу, зимний — с суши на океан |
III. Закрепление материала
В завершение урока обучающиеся самостоятельно:
1) создают схему ветров, определяющих общую циркуляцию атмосферы; 2) делают выводы о влиянии господствующих ветров на климат и о значении полученных на уроке знаний для жизни и деятельности людей.3) ВМ и их свойства.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.