"Общение -большое умение"
Оценка 4.6

"Общение -большое умение"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
обществознание
6 кл
06.05.2021
"Общение -большое умение"
Знакомство с правилами и особенностями общения, показать на примерах положительные и отрицательные ситуации в общении
общение.doc

Урок обществознания по теме

"Общение - большое умение". 5-й класс


Цель урока: знакомство с правилами и особенностями общения, показать на примерах положительные и отрицательные ситуации в общении.

 Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о стилях общения и его роли в жизни человека.
  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре общения.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение.
  • Метапредметные - определения нового уровня отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей.

Ход урока

I. Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада всех видеть. Урок у нас будет интересным, т.к. тема урока касается каждого из нас. Видеофрагмент.

(Здравствуйте, уважаемые пятиклассники Ординской школы, меня зовут Полина, я учусь в 5 классе Медянской школы. Разрешите мне прочесть вам стихотворение Натальи Беловой, а  вы послушайте внимательно!!! )

Без общенья жить нельзя,

Без общенья скука.

Без общенья ты и я

Не поймем друг друга!

Это значит мы должны

Говорить с друзьями,

С братом, бабушкой, сестрой

И, конечно, с мамой.

Про соседей не забыть,

Вежливо общаться,

Чтоб не стыдно было вам

С глазами их встречаться.

(распечатка стиха каждому, подклеивается в тетрадь)

Учитель: Какое ключевое слово вы услышали? О чем мы сегодня будем говорить? (совместное определение темы) (2 мин)

Тема нашего урока: «Общение -большое умение»

 Учитель: А почему большое? Мы постараемся узнать.

II. Актуализация и пробное действие (сравнение, обобщение)

Учитель:  Возьмите конверт №1 (3 мин)

 Используя определения разных источников, обобщите и дайте  свое определение.

 Что такое «Общение»?

(Работают в группах со словарями: Слайд №1

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (1 мин)

Запишем в тетрадь. (у вас есть право выбора, вы можете свое записать определение  или то, что я вам предлагаю ) Слайд №2

III. Выявление проблемы.  Анализ действий. (1 мин)

Учитель: Тему определили. С понятием познакомились. А дальше, что мы должны узнать?

Задачи:

1.     Какое бывает общение?

2.     Как правильно общаться?

3.     Каких ошибок не допускать и достигнуть желаемых результатов?

Могут быть версии: 1. Дружеское 2.  Деловое 3. Семейное (узнать правила)

 

IV. Решение проблемы (Практикум в интерактивной форме)

Учитель: Как вы думаете, мы со всеми одинаково общаемся?

Давайте посмотрим, какие стили общения существуют и  как нужно правильно общаться.

Работа по группам.  Театр -экспромт. (нужно распределить роль и обыграть) (2 мин) Стили общения.  Конверт №2

1 группа- (3 мин)

 

«Покупка в магазине».

1. Установление контакта

Покупатель : Здравствуйте.

Продавец : Добрый день.

Покупатель: Как у вас красиво!

Продавец: Спасибо. Стараемся.

2. Ориентация на ситуацию.

Покупатель: Вы не поможете мне выбрать цветы для мамы?

Продавец: С удовольствием!

3. Обсуждение вопроса, проблемы.

Какие вопросы задаст продавец, чтобы помочь покупателю?

- Сколько лет маме?

- В честь какого события цветы?

- Какие цветы она предпочитает?

Продавец: - Я думаю, вашей маме должны понравиться красные розы.

4. Принятие решения.

Покупатель: Я согласен с вами, я покупаю розы.

Продавец: ну что ж, хороший выбор, у Вас хороший вкус.

5. Выход из контакта.

Покупатель: Большое спасибо.

Продавец: Благодарю за покупку. Приходите ещё.

 

- И покупатель не раз придёт в этот магазин, потому что с продавцом приятно общаться.

Учитель: как вы думаете, дети какой стиль общения? (деловой) (1 мин)

 

2 группа: (2 мин)  (Дружеское)

 

«Дружба»:   1ученик  Чтобы солнышко светило,

                      2.  Чтоб его на всех хватило,

                      3. Чтоб цвели в лугах цветы,

                       4. Чтоб дружили я и ты.

5.      За руки возьмемся,

6.       Встанем в круг.

7.       Каждый человек человеку – друг!

Все вместе: За руки возьмемся, пусть пойдет

                        По земле огромный хоровод.

                        Я твой друг и ты мой друг,

                        Пусть будет шире дружбы круг.

 

3 группа (2 мин) (Семейный)

"Три мамы".  

Действующие лица: автор, дочь (девочка),мама, бабушка.

Автор - Посреди комнаты сидит девочка и играет с куклой.

Дочь (девочка) говорит : "Опять ты, дочка, плохо себя вела. Опять маму (показывает на себя) не слушала. Снова кашу не доела!" (качает головой).

Автор - В комнату входит мама и говорит дочери:

Мама-"Дочь, ну почему ты опять маму не слушаешь (показывает на себя)? Ты почему уроки не выучила, портфель не собрала? Давай быстренько в свою комнату и займись этим!"

Девочка уходит к себе. Мама остается.

Автор - В комнату входит бабушка и говорит матери (своей дочери):

 "Наташа, ну почему я, твоя старая мать (показывает на себя), должна делать все за тебя? Посуду не вымыла, со стола не убрала! Еще и ребенка отругала! Пойди лучше помоги ей искупаться!

Учитель: Мы познакомились с разными стилями общения.

Учитель: Мы ответили на первый вопрос? Да. (Три стиля общения)

Учитель: А сейчас посмотрим фрагменты ералаша ( также определяем стили общения и сделаем вывод как не надо общаться)   (Ералаш) (3 мин) Между Зюкиным и воспитателем -деловой стиль; Зюкиным и детьми – дружеский; Зюкиным и начальником лагеря – семейный. Что не правильно? 1. Шутка не уместна; 2 Шутка приведет к ссоре; 3. Начальник лагеря повел себя как отец, а должен был как начальник.

V.  Первичное закрепление.

Учитель: Возвращаемся к задачам. Выполнили 2 задачу. (ДА) Нужно закрепить.

Задание : В  конверте №3.  Находятся листочки, на них написано слово. Каждое слово-это качество, которое помогает общению или наоборот мешает общению. Положите в ту корзину, куда вы считаете нужно.

Прием «Корзина идей» (5 мин)

(2 корзины)

Качества, помогающие общению

Качества, мешающие общению

Дружелюбие

Жадность

Любознательность

Высокомерие

Внимательность

Подлость

Уважение

Равнодушие

Отзывчивость

Зависть

Честность

Гнев

Целеустремленность

Обидчивость

Доброта

Злость

Общительность

Невнимательность

Чувство юмора

Отсутствие чувства юмора

Человеколюбие

Агрессивность

Порядочность

Склочность

Учитель: Проверим правильность. Размышляем, рассуждаем.

VI. Самостоятельная работа с самоконтролем.

 

Учитель: Заострим внимание на дружеском общении, так как большую часть времени мы находимся в школе, общаемся через интернет в социальных сетях, нас окружаем много людей. (соседи, прохожие и т.д.)

 Я хотела бы вам предложить памятку  с «секретами» общения.

Появляется пустой  слайд  – проблема!)

-Секреты исчезли. Что делать?

- Хотели бы вы принять участие в восстановлении памятки?  Да. (1 мин)

 

Задание. В конверт №4. Правила общения с одноклассниками, но они разрезаны и перепутаны, их нужно восстановить и наклеить на лист цветной бумаги.  (5 мин)

1. проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам,  

                                                       старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

2.  никогда не смейся над                                             физическими недостатками лю­дей;

1. всегда и во всём помогай                                          младшим и слабым;

2. не забывай поблагодарить                                        за оказанную тебе услугу;

1. не придумывай никому                                                     обидных прозвищ;

2. никогда не проявляй к людям неуважения,             бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Учитель: Данная памятка поможет вам сохранять дружеские отношения. Повесьте в уголок и пусть она висит, напоминая о том, как правильно общаться. (1 мин)

VII.  Включение в систему знаний и повторений.

Д.З.  Сочинить стихотворение на тему «Общение - большое умение».

VIII.  Рефлексия

1.  Осознание детьми способа преодоления затруднения.

2.   Оценка полученных результатов.

Учитель: Вернемся к теме урока. Общение – большое умение. Убедиться в этом нам поможет игра. (5 мин)

«Паутинка» (по группам)

Все участники встают в круг. (3 группы). Ученик передает рядом стоящему клубок ниток, оставляя кончик нитки у себя и так далее, образуя круг. Нитки не отпускаются. Далее нитки передаются напротив стоящему, образуя паутину.

Учитель: (1 мин)

  - Ребята, что произойдет, если один из вас отпустит нить?

- Сможет ли один человек удержать паутинку?

- Что это доказывает?

Вывод: Правильное общение зависит от каждого человека.

Учитель:

Я очень рада, что познакомилась с вами:

  1.  « Друг, спасибо тебе за работу»
  2. «Дорогие дети, мне очень приятно было с вами работать»
  3. «Я ощущаю себя членом вашей дружной семьи»

 

Учитель:  В завершении урока я предлагаю вам выразить свое отношение к тому, что вы сегодня на уроке узнали.

Чемодан, корзина, мясорубка (1 мин)

На доске 3 листа. На - чемодан, на втором -мусорная корзина, на третьем –мясорубка. Красный стикер приклеиваем к плакату с изображением чемодана (готов забрать с собой и использовать в  жизни; Синий- ненужное, бесполезное; зеленый – интересно, но пока не готов к правильному общению.

Учитель. На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание. Я надеюсь, что наше деловое общение перерастет в дружеское. Добавляйтесь в друзья в контакте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

 

 

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

 

 

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

 

 

 

 

Правила общения с одноклассниками: (правило общения разрезано на 2 части, нужно по смыслу подобрать и определить для своей группы правила, наклеить на лист и объяснить). Цветная бумага.

1. проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам,  

                                                       старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

2.  никогда не смейся над                                             физическими недостатками лю­дей;

1. всегда и во всём помогай                                          младшим и слабым;

2. не забывай поблагодарить                                        за оказанную тебе услугу;

1. не придумывай никому                                                     обидных прозвищ;

2. никогда не проявляй к людям неуважения,             бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качества, помогающие общению

Качества, мешающие общению

Дружелюбие

 

Жадность

Любознательность

 

Высокомерие

Внимательность

 

Подлость

Уважение

 

Равнодушие

Отзывчивость

 

Зависть

Честность

 

Гнев

Целеустремленность

 

Обидчивость

Доброта

 

Злость

Общительность

 

Невнимательность

Чувство юмора

 

Отсутствие чувства юмора

Человеколюбие

 

Агрессивность

Порядочность

 

Склочность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Покупка в магазине».

 

Покупатель : Здравствуйте.

 

Продавец : Добрый день.

 

Покупатель: Как у вас красиво!

 

Продавец: Спасибо. Стараемся.

 

Покупатель: Вы не поможете мне выбрать цветы для мамы?

 

Продавец: С удовольствием!

 

Продавец: - Я думаю, вашей маме должны понравиться красные розы.

 

Покупатель: Я согласен с вами, я покупаю розы.

 

Продавец: ну что ж, хороший выбор, у Вас хороший вкус.

 

Покупатель: Большое спасибо.

 

Продавец: Благодарю за покупку. Приходите ещё.

 

 

"Папка под мышкой"  

Вовка: Слушай, я тебе смешную историю расскажу. Я вчера взял папку по мышку и к дяде Юре пошёл, мамка велела.

Андрей: Ха-ха-ха! И правда, смешно.

Вовка (удивлённо): Да чего смешного? Я ещё и рассказывать не начал.

Андрей (хохоча): Папку... под мышку! Хорошо выдумал. Да твой папка под мышку и не поместится, он же не кот!

Вовка: Почему «мой папка»? Папка - папина. Ты от смеха правильно говорить разучился, что ли?

Андрей: (подмигивая и стуча себя по лбу): А, я догадался! Дедушку - под мышку! Сам неправильно говорит, а ещё учит. Теперь понятно: папка папин - это твой дедушка Коля! А вообще, здорово ты это придумал - смешно и с загадкой!

Вова (обиженно): При чём тут мой дедушка Коля? Я тебе совсем другое хотел рассказать. Не дослушал, а смеёшься, говорить мешаешь. Да ещё дедушку моего приплёл, под мышку посадил, сказочник какой нашёлся! Лучше я домой пойду, чем с тобой разговаривать.

Андрей (сам себе, оставшись один): И чего он обиделся? Зачем смешные истории рассказывать, если и посмеяться нельзя?

 

"Три мамы".

 

Действующие лица: дочь, мама, бабушка.

 

Дочь - Посреди комнаты сидит девочка и играет с куклой. Говорит ей: "Опять ты, дочка, плохо себя вела. Опять маму (показывает на себя) не слушала. Снова кашу не доела!" (качает головой).

 

 Мама - В комнату входит мама и говорит дочери: "Дочь, ну почему ты опять маму не слушаешь (показывает на себя)? Ты почему уроки не выучила, портфель не собрала? Давай быстренько в свою комнату и займись этим!" Девочка уходит к себе.

 

Бабушка - В комнату входит бабушка и говорит матери (своей дочери): "Наташа, ну почему я, твоя старая мать (показывает на себя), должна делать все за тебя? Посуду не вымыла, со стола не убрала! Еще и ребенка отругала! Пойди лучше помоги ей искупаться!

 

Три мамы".

 

Действующие лица: дочь, мама, бабушка.

 

Дочь - Посреди комнаты сидит девочка и играет с куклой. Говорит ей: "Опять ты, дочка, плохо себя вела. Опять маму (показывает на себя) не слушала. Снова кашу не доела!" (качает головой).

 

 Мама - В комнату входит мама и говорит дочери: "Дочь, ну почему ты опять маму не слушаешь (показывает на себя)? Ты почему уроки не выучила, портфель не собрала? Давай быстренько в свою комнату и займись этим!" Девочка уходит к себе.

 

Бабушка - В комнату входит бабушка и говорит матери (своей дочери): "Наташа, ну почему я, твоя старая мать (показывает на себя), должна делать все за тебя? Посуду не вымыла, со стола не убрала! Еще и ребенка отругала! Пойди лучше помоги ей искупаться!

 

Три мамы".

 

Действующие лица: дочь, мама, бабушка.

 

Дочь - Посреди комнаты сидит девочка и играет с куклой. Говорит ей: "Опять ты, дочка, плохо себя вела. Опять маму (показывает на себя) не слушала. Снова кашу не доела!" (качает головой).

 

 Мама - В комнату входит мама и говорит дочери: "Дочь, ну почему ты опять маму не слушаешь (показывает на себя)? Ты почему уроки не выучила, портфель не собрала? Давай быстренько в свою комнату и займись этим!" Девочка уходит к себе.

 

Бабушка - В комнату входит бабушка и говорит матери (своей дочери): "Наташа, ну почему я, твоя старая мать (показывает на себя), должна делать все за тебя? Посуду не вымыла, со стола не убрала! Еще и ребенка отругала! Пойди лучше помоги ей искупаться!

 

 

 

 

 

«Покупка в магазине».

 

Покупатель : Здравствуйте.

 

Продавец : Добрый день.

 

Покупатель: Как у вас красиво!

 

Продавец: Спасибо. Стараемся.

 

Покупатель: Вы не поможете мне выбрать цветы для мамы?

 

Продавец: С удовольствием!

 

Продавец: - Я думаю, вашей маме должны понравиться красные розы.

 

Покупатель: Я согласен с вами, я покупаю розы.

 

Продавец: ну что ж, хороший выбор, у Вас хороший вкус.

 

Покупатель: Большое спасибо.

 

Продавец: Благодарю за покупку. Приходите ещё.

"Папка под мышкой"  

Вовка: Слушай, я тебе смешную историю расскажу. Я вчера взял папку по мышку и к дяде Юре пошёл, мамка велела.

Андрей: Ха-ха-ха! И правда, смешно.

Вовка (удивлённо): Да чего смешного? Я ещё и рассказывать не начал.

Андрей (хохоча): Папку... под мышку! Хорошо выдумал. Да твой папка под мышку и не поместится, он же не кот!

Вовка: Почему «мой папка»? Папка - папина. Ты от смеха правильно говорить разучился, что ли?

Андрей: (подмигивая и стуча себя по лбу): А, я догадался! Дедушку - под мышку! Сам неправильно говорит, а ещё учит. Теперь понятно: папка папин - это твой дедушка Коля! А вообще, здорово ты это придумал - смешно и с загадкой!

Вова (обиженно): При чём тут мой дедушка Коля? Я тебе совсем другое хотел рассказать. Не дослушал, а смеёшься, говорить мешаешь. Да ещё дедушку моего приплёл, под мышку посадил, сказочник какой нашёлся! Лучше я домой пойду, чем с тобой разговаривать.

Андрей (сам себе, оставшись один): И чего он обиделся? Зачем смешные истории рассказывать, если и посмеяться нельзя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам,  

                                                       старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

2.  Никогда не смейся над                                             физическими недостатками лю­дей;

1. Всегда и во всём помогай                                          младшим и слабым;

2. Не забывай поблагодарить                                        за оказанную тебе услугу;

1. Не придумывай никому                                                     обидных прозвищ;

2. Никогда не проявляй к людям неуважения,           

  бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

 


Урок обществознания по теме "Общение - большое умение"

Урок обществознания по теме "Общение - большое умение"

Это значит мы должны Говорить с друзьями,

Это значит мы должны Говорить с друзьями,

Запишем в тетрадь. (у вас есть право выбора, вы можете свое записать определение или то, что я вам предлагаю )

Запишем в тетрадь. (у вас есть право выбора, вы можете свое записать определение или то, что я вам предлагаю )

Дружеское) « Дружба»: 1ученик

Дружеское) « Дружба»: 1ученик

Качества, помогающие общению

Качества, помогающие общению

Д.З. Сочинить стихотворение на тему «Общение - большое умение»

Д.З. Сочинить стихотворение на тему «Общение - большое умение»

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками,…

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками,…

Правила общения с одноклассниками : (правило общения разрезано на 2 части, нужно по смыслу подобрать и определить для своей группы правила, наклеить на лист и…

Правила общения с одноклассниками : (правило общения разрезано на 2 части, нужно по смыслу подобрать и определить для своей группы правила, наклеить на лист и…

Дружелюбие Жадность

Дружелюбие Жадность

Покупатель : Здравствуйте.

Покупатель : Здравствуйте.

Действующие лица: дочь, мама, бабушка

Действующие лица: дочь, мама, бабушка

Покупка в магазине». Покупатель :

Покупка в магазине». Покупатель :

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их; 2

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их; 2

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу; 1

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу; 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021