Цель урока: знакомство с правилами и особенностями общения, показать на примерах положительные и отрицательные ситуации в общении.
Задачи:
Планируемые результаты:
Тип урока: урок открытия новых знаний
Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада всех видеть. Урок у нас будет интересным, т.к. тема урока касается каждого из нас. Видеофрагмент.
(Здравствуйте, уважаемые пятиклассники Ординской школы, меня зовут Полина, я учусь в 5 классе Медянской школы. Разрешите мне прочесть вам стихотворение Натальи Беловой, а вы послушайте внимательно!!! )
Без общенья жить нельзя,
Без общенья скука.
Без общенья ты и я
Не поймем друг друга!
Это значит мы должны
Говорить с друзьями,
С братом, бабушкой, сестрой
И, конечно, с мамой.
Про соседей не забыть,
Вежливо общаться,
Чтоб не стыдно было вам
С глазами их встречаться.
(распечатка стиха каждому, подклеивается в тетрадь)
Учитель: Какое ключевое слово вы услышали? О чем мы сегодня будем говорить? (совместное определение темы) (2 мин)
Тема нашего урока: «Общение -большое умение»
Учитель: А почему большое? Мы постараемся узнать.
II. Актуализация и пробное действие (сравнение, обобщение)
Учитель: Возьмите конверт №1 (3 мин)
Используя определения разных источников, обобщите и дайте свое определение.
Что такое «Общение»?
(Работают в группах со словарями: Слайд №1
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (1 мин)
Запишем в тетрадь. (у вас есть право выбора, вы можете свое записать определение или то, что я вам предлагаю ) Слайд №2
III. Выявление проблемы. Анализ действий. (1 мин)
Учитель: Тему определили. С понятием познакомились. А дальше, что мы должны узнать?
Задачи:
1. Какое бывает общение?
2. Как правильно общаться?
3. Каких ошибок не допускать и достигнуть желаемых результатов?
Могут быть версии: 1. Дружеское 2. Деловое 3. Семейное (узнать правила)
IV. Решение проблемы (Практикум в интерактивной форме)
Учитель: Как вы думаете, мы со всеми одинаково общаемся?
Давайте посмотрим, какие стили общения существуют и как нужно правильно общаться.
Работа по группам. Театр -экспромт. (нужно распределить роль и обыграть) (2 мин) Стили общения. Конверт №2
1 группа- (3 мин)
«Покупка в магазине».
1. Установление контакта
Покупатель : Здравствуйте.
Продавец : Добрый день.
Покупатель: Как у вас красиво!
Продавец: Спасибо. Стараемся.
2. Ориентация на ситуацию.
Покупатель: Вы не поможете мне выбрать цветы для мамы?
Продавец: С удовольствием!
3. Обсуждение вопроса, проблемы.
Какие вопросы задаст продавец, чтобы помочь покупателю?
- Сколько лет маме?
- В честь какого события цветы?
- Какие цветы она предпочитает?
Продавец: - Я думаю, вашей маме должны понравиться красные розы.
4. Принятие решения.
Покупатель: Я согласен с вами, я покупаю розы.
Продавец: ну что ж, хороший выбор, у Вас хороший вкус.
5. Выход из контакта.
Покупатель: Большое спасибо.
Продавец: Благодарю за покупку. Приходите ещё.
- И покупатель не раз придёт в этот магазин, потому что с продавцом приятно общаться.
Учитель: как вы думаете, дети какой стиль общения? (деловой) (1 мин)
2 группа: (2 мин) (Дружеское)
«Дружба»: 1ученик Чтобы солнышко светило,
2. Чтоб его на всех хватило,
3. Чтоб цвели в лугах цветы,
4. Чтоб дружили я и ты.
5. За руки возьмемся,
6. Встанем в круг.
7. Каждый человек человеку – друг!
Все вместе: За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод.
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире дружбы круг.
3 группа (2 мин) (Семейный)
"Три мамы".
Действующие лица: автор, дочь (девочка),мама, бабушка.
Автор - Посреди комнаты сидит девочка и играет с куклой.
Дочь (девочка) говорит : "Опять ты, дочка, плохо себя вела. Опять маму (показывает на себя) не слушала. Снова кашу не доела!" (качает головой).
Автор - В комнату входит мама и говорит дочери:
Мама-"Дочь, ну почему ты опять маму не слушаешь (показывает на себя)? Ты почему уроки не выучила, портфель не собрала? Давай быстренько в свою комнату и займись этим!"
Девочка уходит к себе. Мама остается.
Автор - В комнату входит бабушка и говорит матери (своей дочери):
"Наташа, ну почему я, твоя старая мать (показывает на себя), должна делать все за тебя? Посуду не вымыла, со стола не убрала! Еще и ребенка отругала! Пойди лучше помоги ей искупаться!
Учитель: Мы познакомились с разными стилями общения.
Учитель: Мы ответили на первый вопрос? Да. (Три стиля общения)
Учитель: А сейчас посмотрим фрагменты ералаша ( также определяем стили общения и сделаем вывод как не надо общаться) (Ералаш) (3 мин) Между Зюкиным и воспитателем -деловой стиль; Зюкиным и детьми – дружеский; Зюкиным и начальником лагеря – семейный. Что не правильно? 1. Шутка не уместна; 2 Шутка приведет к ссоре; 3. Начальник лагеря повел себя как отец, а должен был как начальник.
V. Первичное закрепление.
Учитель: Возвращаемся к задачам. Выполнили 2 задачу. (ДА) Нужно закрепить.
Задание : В конверте №3. Находятся листочки, на них написано слово. Каждое слово-это качество, которое помогает общению или наоборот мешает общению. Положите в ту корзину, куда вы считаете нужно.
Прием «Корзина идей» (5 мин)
(2 корзины)
Качества, помогающие общению |
Качества, мешающие общению |
Дружелюбие |
Жадность |
Любознательность |
Высокомерие |
Внимательность |
Подлость |
Уважение |
Равнодушие |
Отзывчивость |
Зависть |
Честность |
Гнев |
Целеустремленность |
Обидчивость |
Доброта |
Злость |
Общительность |
Невнимательность |
Чувство юмора |
Отсутствие чувства юмора |
Человеколюбие |
Агрессивность |
Порядочность |
Склочность |
Учитель: Проверим правильность. Размышляем, рассуждаем.
VI. Самостоятельная работа с самоконтролем.
Учитель: Заострим внимание на дружеском общении, так как большую часть времени мы находимся в школе, общаемся через интернет в социальных сетях, нас окружаем много людей. (соседи, прохожие и т.д.)
Я хотела бы вам предложить памятку с «секретами» общения.
Появляется пустой слайд – проблема!)
-Секреты исчезли. Что делать?
- Хотели бы вы принять участие в восстановлении памятки? Да. (1 мин)
Задание. В конверт №4. Правила общения с одноклассниками, но они разрезаны и перепутаны, их нужно восстановить и наклеить на лист цветной бумаги. (5 мин)
1. проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам,
старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
2. никогда не смейся над физическими недостатками людей;
1. всегда и во всём помогай младшим и слабым;
2. не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
1. не придумывай никому обидных прозвищ;
2. никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.
Учитель: Данная памятка поможет вам сохранять дружеские отношения. Повесьте в уголок и пусть она висит, напоминая о том, как правильно общаться. (1 мин)
VII. Включение в систему знаний и повторений.
Д.З. Сочинить стихотворение на тему «Общение - большое умение».
VIII. Рефлексия
1. Осознание детьми способа преодоления затруднения.
2. Оценка полученных результатов.
Учитель: Вернемся к теме урока. Общение – большое умение. Убедиться в этом нам поможет игра. (5 мин)
«Паутинка» (по группам)
Все участники встают в круг. (3 группы). Ученик передает рядом стоящему клубок ниток, оставляя кончик нитки у себя и так далее, образуя круг. Нитки не отпускаются. Далее нитки передаются напротив стоящему, образуя паутину.
Учитель: (1 мин)
- Ребята, что произойдет, если один из вас отпустит нить?
- Сможет ли один человек удержать паутинку?
- Что это доказывает?
Вывод: Правильное общение зависит от каждого человека.
Учитель:
Я очень рада, что познакомилась с вами:
Учитель: В завершении урока я предлагаю вам выразить свое отношение к тому, что вы сегодня на уроке узнали.
Чемодан, корзина, мясорубка (1 мин)
На доске 3 листа. На - чемодан, на втором -мусорная корзина, на третьем –мясорубка. Красный стикер приклеиваем к плакату с изображением чемодана (готов забрать с собой и использовать в жизни; Синий- ненужное, бесполезное; зеленый – интересно, но пока не готов к правильному общению.
Учитель. На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание. Я надеюсь, что наше деловое общение перерастет в дружеское. Добавляйтесь в друзья в контакте.
Приложение
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
1. проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам,
старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
2. никогда не смейся над физическими недостатками людей;
1. всегда и во всём помогай младшим и слабым;
2. не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
1. не придумывай никому обидных прозвищ;
2. никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.
Качества, помогающие общению |
Качества, мешающие общению |
Дружелюбие
|
Жадность |
Любознательность
|
Высокомерие |
Внимательность
|
Подлость |
Уважение
|
Равнодушие |
Отзывчивость
|
Зависть |
Честность
|
Гнев |
Целеустремленность
|
Обидчивость |
Доброта
|
Злость |
Общительность
|
Невнимательность |
Чувство юмора
|
Отсутствие чувства юмора |
Человеколюбие
|
Агрессивность |
Порядочность
|
Склочность |
«Покупка в магазине».
Покупатель : Здравствуйте.
Продавец : Добрый день.
Покупатель: Как у вас красиво!
Продавец: Спасибо. Стараемся.
Покупатель: Вы не поможете мне выбрать цветы для мамы?
Продавец: С удовольствием!
Продавец: - Я думаю, вашей маме должны понравиться красные розы.
Покупатель: Я согласен с вами, я покупаю розы.
Продавец: ну что ж, хороший выбор, у Вас хороший вкус.
Покупатель: Большое спасибо.
Продавец: Благодарю за покупку. Приходите ещё.
"Папка под мышкой"
Вовка: Слушай, я тебе смешную историю расскажу. Я вчера взял папку по мышку и к дяде Юре пошёл, мамка велела.
Андрей: Ха-ха-ха! И правда, смешно.
Вовка (удивлённо): Да чего смешного? Я ещё и рассказывать не начал.
Андрей (хохоча): Папку... под мышку! Хорошо выдумал. Да твой папка под мышку и не поместится, он же не кот!
Вовка: Почему «мой папка»? Папка - папина. Ты от смеха правильно говорить разучился, что ли?
Андрей: (подмигивая и стуча себя по лбу): А, я догадался! Дедушку - под мышку! Сам неправильно говорит, а ещё учит. Теперь понятно: папка папин - это твой дедушка Коля! А вообще, здорово ты это придумал - смешно и с загадкой!
Вова (обиженно): При чём тут мой дедушка Коля? Я тебе совсем другое хотел рассказать. Не дослушал, а смеёшься, говорить мешаешь. Да ещё дедушку моего приплёл, под мышку посадил, сказочник какой нашёлся! Лучше я домой пойду, чем с тобой разговаривать.
Андрей (сам себе, оставшись один): И чего он обиделся? Зачем смешные истории рассказывать, если и посмеяться нельзя?
"Три мамы".
Действующие лица: дочь, мама, бабушка.
Дочь - Посреди комнаты сидит девочка и играет с куклой. Говорит ей: "Опять ты, дочка, плохо себя вела. Опять маму (показывает на себя) не слушала. Снова кашу не доела!" (качает головой).
Мама - В комнату входит мама и говорит дочери: "Дочь, ну почему ты опять маму не слушаешь (показывает на себя)? Ты почему уроки не выучила, портфель не собрала? Давай быстренько в свою комнату и займись этим!" Девочка уходит к себе.
Бабушка - В комнату входит бабушка и говорит матери (своей дочери): "Наташа, ну почему я, твоя старая мать (показывает на себя), должна делать все за тебя? Посуду не вымыла, со стола не убрала! Еще и ребенка отругала! Пойди лучше помоги ей искупаться!
Три мамы".
Действующие лица: дочь, мама, бабушка.
Дочь - Посреди комнаты сидит девочка и играет с куклой. Говорит ей: "Опять ты, дочка, плохо себя вела. Опять маму (показывает на себя) не слушала. Снова кашу не доела!" (качает головой).
Мама - В комнату входит мама и говорит дочери: "Дочь, ну почему ты опять маму не слушаешь (показывает на себя)? Ты почему уроки не выучила, портфель не собрала? Давай быстренько в свою комнату и займись этим!" Девочка уходит к себе.
Бабушка - В комнату входит бабушка и говорит матери (своей дочери): "Наташа, ну почему я, твоя старая мать (показывает на себя), должна делать все за тебя? Посуду не вымыла, со стола не убрала! Еще и ребенка отругала! Пойди лучше помоги ей искупаться!
Три мамы".
Действующие лица: дочь, мама, бабушка.
Дочь - Посреди комнаты сидит девочка и играет с куклой. Говорит ей: "Опять ты, дочка, плохо себя вела. Опять маму (показывает на себя) не слушала. Снова кашу не доела!" (качает головой).
Мама - В комнату входит мама и говорит дочери: "Дочь, ну почему ты опять маму не слушаешь (показывает на себя)? Ты почему уроки не выучила, портфель не собрала? Давай быстренько в свою комнату и займись этим!" Девочка уходит к себе.
Бабушка - В комнату входит бабушка и говорит матери (своей дочери): "Наташа, ну почему я, твоя старая мать (показывает на себя), должна делать все за тебя? Посуду не вымыла, со стола не убрала! Еще и ребенка отругала! Пойди лучше помоги ей искупаться!
«Покупка в магазине».
Покупатель : Здравствуйте.
Продавец : Добрый день.
Покупатель: Как у вас красиво!
Продавец: Спасибо. Стараемся.
Покупатель: Вы не поможете мне выбрать цветы для мамы?
Продавец: С удовольствием!
Продавец: - Я думаю, вашей маме должны понравиться красные розы.
Покупатель: Я согласен с вами, я покупаю розы.
Продавец: ну что ж, хороший выбор, у Вас хороший вкус.
Покупатель: Большое спасибо.
Продавец: Благодарю за покупку. Приходите ещё.
"Папка под мышкой"
Вовка: Слушай, я тебе смешную историю расскажу. Я вчера взял папку по мышку и к дяде Юре пошёл, мамка велела.
Андрей: Ха-ха-ха! И правда, смешно.
Вовка (удивлённо): Да чего смешного? Я ещё и рассказывать не начал.
Андрей (хохоча): Папку... под мышку! Хорошо выдумал. Да твой папка под мышку и не поместится, он же не кот!
Вовка: Почему «мой папка»? Папка - папина. Ты от смеха правильно говорить разучился, что ли?
Андрей: (подмигивая и стуча себя по лбу): А, я догадался! Дедушку - под мышку! Сам неправильно говорит, а ещё учит. Теперь понятно: папка папин - это твой дедушка Коля! А вообще, здорово ты это придумал - смешно и с загадкой!
Вова (обиженно): При чём тут мой дедушка Коля? Я тебе совсем другое хотел рассказать. Не дослушал, а смеёшься, говорить мешаешь. Да ещё дедушку моего приплёл, под мышку посадил, сказочник какой нашёлся! Лучше я домой пойду, чем с тобой разговаривать.
Андрей (сам себе, оставшись один): И чего он обиделся? Зачем смешные истории рассказывать, если и посмеяться нельзя?
1. Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам,
старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
2. Никогда не смейся над физическими недостатками людей;
1. Всегда и во всём помогай младшим и слабым;
2. Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
1. Не придумывай никому обидных прозвищ;
2. Никогда не проявляй к людям неуважения,
бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.