Общение подростков со сверстниками
Оценка 5

Общение подростков со сверстниками

Оценка 5
Лекции
doc
воспитательная работа
Детсад
01.08.2019
Общение подростков со сверстниками
Работа посвящена проблеме общения подростков с родителями, сверстниками. Как научиться понимать своего ребенка, быть ему другом, наставником, советчиком. Почему надо быть ближе к своему ребенку, но не навязывать своего мнения ему. Дать возможность самому выбрать свой путь. Уметь поддержать и понять проблемы подростка.
Общение подростков со сверстниками.doc
Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области Государственный гуманитарно­технологический университет Кафедра начального и дошкольного образования Контрольная работа ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ВОЗРОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ " Общение подростков со сверстниками" Профиль подготовки  «Дошкольное образование» Квалификация   выпускника  «бакалавр»                                                                                                       Подготовила: Самсонова Наталья Владимировна                                                                                                                                    Орехово Зуево 2018 Общение подростков со сверстниками и взрослыми Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов  побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с  окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные  требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против  обращения с ним как с маленьким.              В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений:  одна со взрослыми, другая со сверстниками. Обе они продолжают  формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и туже общую  социализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко  входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как  равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как  отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.  Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он  отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со  сверстниками.  Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а  их вмешательство вызывает обиду, протест. Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность,  причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у  подростка ярко проявляется потребность общения, совместной  деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть  принятым, призванным, уважаемым товарищами. Взаимная заинтересованность, совместное постижение  окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение  оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и  домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в  детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток  теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы,  тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в  категорической форме отстаивает право на дружбу со своим  сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу  не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на  его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в  общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная  свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу  как право на взрослость. При этом по отношению к родителям  подросток, как правило, занимает негативную позицию.  . Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков,  возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и  находясь в равных отношениях с товарищами, ­ вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества  взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу,  который характерен для общения младших школьников, у подростков  появляются два других вида отношений слабо или почти не  представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало  подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).  С переходом во вторую половину подросткового возраста общение  подростков превращается в самостоятельный вид деятельности,  занимающий достаточно много времени и выполняющий важную  жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для  подростка, как правило, не меньше чем все остальные его дела.  Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя  явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта  детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них  независимо от степени развитости специальной потребности в общении.  В неформальных подростковых объединениях формируется  своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр.argo) – слова или  выражения, употребляемые определенными возрастными группами,  социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь  сленговая, но может иметь в обороте 5­7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они  преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной  пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки  пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а  также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми  названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и т.д.). Общаясь со своим 16 ти летним сыном, я узнала, что в их классе  они используют цитаты из песен, добавляют слова прочитанные или  услышанные где то. Даже не понимая их значения, просто слово красиво  звучит. в общении со мной, он тоже часто добавляет разные слова (не  комильфо, катарсис ­индивидуальный или групповой процесс  высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки,  способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта,  фиаско). Мне очень интересно и забавно слушать "язык" подростков,  сравнивать их взаимоотношения с тем временем, когда я сама была в  этом возрасте. Но в отличии от своих родных, я стараюсь не вмешиваться в их общение и не навязывать свои правила. Я стараюсь понять их и быть  сыну советчиком, другом. Я знаю, что не все он мне рассказывает и не  всем делится, но и не закрывается от меня.  Другие группировки подростков также имеют свои внешние  выразительные атрибуты и свой специфический сленг. Помимо  автономной сленговой речи, которая объединяет подростков в группы,  необходимо выделить также площадные жесты и позы – агрессивные,  снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Подростковое  невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это  взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту  возрастную инициацию вольными жестами и позами. Подростки легко  дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака,  подкручиванием пальца у виска, демонстрацией «фиги». Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором  дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу,  желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к  делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут  появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для  подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать  таким же, приобрести те же личностные качества, знания, умения и  навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами на  разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в  жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и  взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных  «тайн». Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в  близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским  взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание,  отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ»  становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим  личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными  нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.   Общение со сверстниками противоположного пола К концу подросткового возраста возникает интерес к другу  противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого  появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере  поведения, соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина, Я  как женщина». Особое значение в этой связи придается личной  привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах  сверстников.  Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное  для подростков необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами  доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное  «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по­ видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых  отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость,  иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики  в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику  противоположного пола и т.п. У старших подростков общение между мальчиками и девочками  становится более открытым: в круг общения включаются подростки  обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть  интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение.  Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций. Я интересуюсь у своего сына отношениями между мальчиками и  девочками постоянно. И заметила, что в детском саду он более открыто и не посредственно участвовал в играх с девочками не зависимо от их  внешности. В начальной школе уже начинал проявлять симпатию к  отдельным девочкам, выискивая более глубокие чувства в поведении,  внешности, обращал внимание на интеллект. В старших классах все более обращает внимание на внешность, характер и умственное восприятие,  общительность, культуру поведения.  Заключение У подростков свои понятия и восприятия мира, мы для них уже  давно пережитые  и темные люди. На наши вопросы они отвечают  однозначно, либо короткой фразой: "Тебе не понять". Подростки сами  того не желая и не понимая заставляют нас вспоминать о нашем возрасте, об устаревших взглядах.  Но у всех по разному протекает этот период жизни. Многое зависит и от нас самих. Взрослому поколению нужно больше присматриваться и прислушиваться к своим повзрослевшим детям, понять, что это хоть и  маленькая, но личность. Тогда подростковое общение со старшими будет не таким уж и тяжелым. Л.А. Першина "Возрастная психология"

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2019