КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Методическая разработка занятия из цикла
«В гостях у Тюбика и Гусли»
МУЗЫКА ВЕСЕННЕГО ЛЕСА
Занятие в музыкальной гостиной
Выполнила:
воспитатель Неверова Е.А.
Г. Семилуки
2018-2019
Цели:
- развитие интеллекта и воображения;
- расширение эмоциональной сферы воспитанников;
- укрепление памяти, произвольного внимания;
- формирование умения понимать и ценить прекрасное;
- реализация творческих способностей.
Задачи:
- создание атмосферы доброжелательности;
- пробуждение положительных эмоций, желания получить новые эстетические знания и впечатления;
- воспитывать умение слушать других и выражать себя в коллективном творческом деле;
- привитие этических норм, коррекция поведения в общественных местах.
Слово воспитателя:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы поговорим о песнях. Многие из вас любят петь и знают немало веселых детских песенок. Скажите, как называется песенка, которую мама напевает своему малышу? (ответы детей). Правильно, это колыбельная. Ее мелодия плавная, тихая, ласковая. Малыш успокаивается, закрывает глаза и незаметно засыпает. Как же рождается песня?
Чтобы она появилась, нужно, чтобы поэт написал стихи, а композитор сочинил к ним музыку. Обычно песня состоит из отдельных кусочков-куплетов. Часто за куплетом следует припев, в котором слова и мелодия повторяются. Первый куплет песни называется запевом. Давайте все вместе споем всем вам знакомую песню крокодила Гены из мультфильма «Чебурашка и его друзья» и вместе определим в ней запев и припев. (Дети исполняют песню и самостоятельно высказываются о запеве и припеве.)
Ведущий: Я слова на музыку положу,
Для тебя я песенку напишу.
Унесется песенка на простор,
И подхватит песенку птичий хор.
Ребята, многие из песен, которые вы знаете и любите, сочинил народ. Это народные песни «Калинка», «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем» и многие другие. Недаром говорится, что песня – душа народа. (исполняется одна из песен, по выбору)
Для того, чтобы люди услышали песню, ее надо спеть. Если поет один человек – это соло. Но песню может спеть и хор. Что такое хор, как вы думаете? (ответы детей). Правильно, хор - это коллектив певцов. «Хор» в переводе с греческого означает «собрание». Хоры бывают мужские, женские, смешанные и детские. Голоса в хоре красиво сливаются в едином звучании. Давайте все вместе хором споем нашу любимую песню «Листочки». (исполнение детей).
Если песня звучит без сопровождения, это называется «а капелла». Но очень часто пение сопровождается аккомпанементом.
Хорошую песню любят все. Она трогает сердца, вносит в нашу жизнь радость. Какие песни бывают по настроению? (ответы детей). Верно, песни бывают веселые и грустные, быстрые и медленные. Веселые плясовые песни обычно пишутся в мажорном ладу, а плавные, грустные – в минорном. (Приводятся примеры мажорных и минорных песен, дети на слух определяют лад.)
«СКАЗКА О ПЕСЕНКЕ» (инсценировка)
Однажды на уроке музыки дети спели веселую песенку о весне. Песенка закружила по классу и вылетела в открытое окно.
- Какой чудесный денек!- обрадовалась Песенка,- тепло, сухо, солнышко! Полетаю-ка я на просторе, полюбуюсь весной, а потом вернусь к ребятам.
Так подумала песенка и полетела в лес. Первым услышал песенку Скворец. Он взлетел на ветку и стал ее напевать. Его пение услышали иволги, зяблики, синички и овсянки. Они дружно подхватили чудесную мелодию, а дятел стал выстукивать ее ритм клювом. Кукушка, вторя ему, стала звонко куковать. Целый день в лесу звенел птичий хор, распевающий песенку. К вечеру птичьи голоса смолкли, и песенка присела отдохнуть на ветку.
Когда совсем стемнело, на охоту вылетел Филин. Весь день он проспал в дупле и не слышал весенней песенки.
- Ух, ух, ух…- громко заухал Филин.
- Эй ты, соня! Ты чего зря раскричался? Самое интересное-то ты проспал. Знаешь, какая чудесная песенка залетела в наш лес!- сказала Филину его соседка Ежиха.
- Песенка? какая еще песенка? - удивился филин.- Не слышал я никакой песенки. Зато слышу, как мыши в норках шуршат. Я проголодался.
- И все-таки жаль, что ты не слышал этой песенки! - вздохнула добрая Ежиха.
Филин расправил крылья и закружил по лесу. Вдруг в темноте он заметил Песенку. Она сидела на ветке и дремала.
- А вот и песенка, о которой рассказывала Ежиха. Отнесу-ка я ее в дупло и спрячу там. Пусть песенка звучит для меня одного.
Он подхватил сонную Песенку и спрятал ее в своем дупле. А чтобы она не смогла оттуда выбраться, попросил паука заплести вход паутиной. На рассвете проснулись птицы, стали звать Песенку, а ее нигде нет. А Песенка проснулась и видит – кругом темно, тихо и все паутиной затянуто.
- Ой, где это я? – удивилась Песенка. – Где ясное солнышко, синее небо, цветы и птички?
- Ты у меня в гостях – ответил Филин, заглядывая в дупло. – Поживи здесь немного, пой для меня, а потом я тебя отпущу.
Ведущий: Как вам кажется, захочет ли Песенка петь в дупле и почему? (ответы детей)
- Здесь темно и душно. Мне совсем не хочется петь. Я хочу летать, кружиться на воле, купаться в солнечных лучах! Отпусти меня, пожалуйста!
- Нет, нет и нет! Ты моя пленница и я не отпущу тебя. А сейчас я хочу поспать.
- Как же мне вырваться отсюда?- задумалась Песенка.
Ведущий: В это время птицы собрались на совет и стали думать, как отыскать Песенку. Как вы думаете, что решили птицы? (ответы)
- Я буду проверять все трещинки в коре деревьев и облечу все дупла. Может быть, я найду нашу любимую Песенку – сказал Дятел.
- Мы тоже станем ее искать – поддержали его птицы и разлетелись по лесу. Дятел заглядывал во все дупла и звал:
- Милая Песенка! Где ты? Откликнись!
- Я здесь, в дупле Филина! – откликнулась Песенка, - но я не могу отсюда выбраться – Паук заплел выход паутиной.
- Сейчас я освобожу тебя! – обрадовался Дятел. Он клювом разорвал паутину и выпустил Песенку на волю.
Она легко взмахнула крыльями и полетела по лесу. Она вспомнила, что ее ждут ребята, и полетела к ним в класс. И снова зазвучала веселая песенка, и ее подхватили детские голоса.
(Дети хором исполняют разученную ранее песню по выбору).
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.