Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"
Оценка 4.6

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
история +1
8 кл—11 кл
10.04.2018
Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"
Данное мероприятие было проведено, как общешкольное для учащихся 8-11 классов и было посвящено Всемирному Дню толерантности. разработка была представлена на XVII Международный конкурс «Память о Холокосте - путь к толерантности» (региональный этап). где заняла 3-е место. Методическая разработка содержит элементы художественной композиции с историческими рассказами и сочинениями-эссе уч-ся, которые позволяют школьникам осознать и сформулировать свое отношение к Холокосту и тем, кто пытался ему противостоять. Разработка сопровождается мультимедийной презентацией, элементы которой при желании могут быть изменены и дополнены.
Разработка мероприятия.doc
XVII Международный конкурс «Память о Холокосте ­ путь к толерантности» региональный этап Праведники народов мира против  Холокоста (общешкольное мероприятие к Международному дню толерантности) Казакова Наталья Юрьевна 1 учитель истории и обществознания МОУ СОШ №10 п. Радуга  Новоалександровского района Ставропольского края Аннотация Данная методическая разработка предназначена для уч­ся 8­11 классов  общеобразовательных школ. Она может быть использована  на внеклассных  мероприятиях с целью формирования толерантного мышления через  знакомство с малоизученными страницами периода Второй мировой войны.  Назначение данной разработки – помочь учителю в воспитании у школьников  толерантного отношения к людям другой национальности, вероисповедания,  расы, другой культуры.  Методическая разработка содержит     элементы художественной композиции  с историческими рассказами и сочинениями­эссе уч­ся, которые  позволяют  школьникам осознать и сформулировать свое отношение к Холокосту и тем,   кто пытался ему противостоять. Разработка  сопровождается мультимедийной презентацией, элементы  которой при желании могут быть изменены и дополнены. Цели:  ­ раскрытие сущности геноцида, проводимого фашистами в годы Второй  мировой войны;  ­ показ интолерантности (нетерпимости к геноциду) через рассказы о  «праведниках мира»;   ­ использование средств эмоционального воздействия на учащихся. Задачи:  1. пробуждение у школьников интереса к истории Холокоста, активизация их  поисковой и творческой деятельности; 2. создание эмоционально­сочувственного отношения  к жертвам массовых  убийств и   обстановки сопричастности к изучаемым событиям; 3. формирование подлинно гражданского сознания, понимания того, что  толерантность должны проявлять и отдельные лица, и группы, и государства.  Ход мероприятия 1. Чтец  Наше прошлое требует от нас Стойкости бескомпромиссной В борьбе с нацизмом. Каждый раз Оно нам воскрешает лица Замученных, истерзанных людей, Освенцимом плененных не по воле, 2 Еврейских женщин, стариков, детей… 1­й рассказчик Холок стоо  (от др.­греч. ὁλοκαύστος ­ «всесожжение»): в узком смысле – это преследование и массовое уничтожение евреев, в Германии, на территории её союзников,   на   оккупированных   территориях в   1933­1945 гг.  Его   истоки связаны   с   приходом   фашистов   к   власти   в   Германии   в   1933г.   В   широком смысле     преследование   и   массовое   уничтожение   нацистами представителей   различных   этнических   и   социальных   групп   (советских военнопленных,  поляков,   евреев, цыган, безнадёжно   больных   и   инвалидов и др.). Еврейское население СССР уничтожалось, как правило,   в местах его проживания.   В     Прибалтике,   Украине,   Белоруссии,   почти   возле   каждого небольшого города  и многих деревень, были так называемые  «расстрельные ямы» ­ естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.   Эстония   стала   первой   и   единственной   страной   Европы,   ставшей «свободной от евреев», о чём было доложено в Берлин уже в феврале 1942г.  Всего на оккупированной   территории СССР летом­осенью 1942г. погибло около 70 тыс. евреев.   Демонстрируется 1­й слайд Уничтожение еврейского населения происходило в РФ  в 6 республиках:   1. Адыгее  2. Кабардино­Балкарии  2 краях:  Краснодарском и  Ставропольском.  17 областях: 1. Белгородской  2. Брянской  3. Волгоградской  4. Воронежской  5. Калининградской  6. Калужской  2­й рассказчик. Во всех субъектах России есть  памятники (памятные знаки) на местах расстрелов евреев.  Но на  территории России еще более 500 мест массовых мест   расстрелов евреев   не имеют таких  памятных знаков.   Демонстрируется 2­й слайд 3 места,   где произошли самые массовые расстрелы евреев:  Змиевская балка  (Ростов­на­Дону,  Змиёвская   балка, 7  тыс.),  Минеральные   Воды    (11 тыс.), Симферополь (11 тыс.).  2­й чтец: М. Джалиль «Варварство» Демонстрируются 3­7 слайды. Звучит песня «Бухенвальдский набат» 7. Курской  8. Ленинградской  9. Московской  10. Новгородской  11. Орловской   12. Псковской 13. Ростовской  14. Рязанской 15. Смоленской  16. Тверской   17. Тульской 3.  Калмыкии 4.Карачаево­Черкесии  5. Карелии  6.   Северной Осетии,   –   это   Самые   известные   памятники   жертвам Холокоста в мире   Минск   (Беларусь).   Мемориал   «Яма»   ­ один   из   первых   памятников   жертвам Холокоста.                       3 Рига (Латвия)  Мемориал «Лес»   Краков, Польша. памятник Подгорже. «Стул   за   1000   евреев»   ­ жертвам   гетто   в   районе   Берлин (Германия). «Плиты, плиты» ­ памятник жертвам Холокоста.        печальных   Будапешт (Венгрия). «Обувь на берегу».      2­й   рассказчик.  Памятник   на   набережной Будапешта появился всего 10 лет назад, но  уже  получил  всемирную   известность.  Один из   самых    и   необычных памятников   мира.   На   набережной   Дуная стоит,   как   попало,     железная обувь.  Стоптанные   грубые   башмаки,   изящные туфельки,   Вся эта обувь стоит   и   издалека   выглядит   как   настоящая.    О   том,   что   это памятник, говорят три металлических  таблички, вмонтированных в бетон: на английском, венгерском и иврите. Туфли и башмаки – все, что оставалось от людей после расстрела. Фашисты не только упивались всесильностью, но и наживались на своих жертвах. Забирали все ценное, не брезгуя даже обувью, которая в военное время была ходовым товаром. Евреев сковывали цепью по несколько   десятков   человек.   Одной   пули   хватало,   чтобы   жертва   падала   в воду, увлекая за собой остальных несчастных. Так фашисты экономили на боеприпасах и не занимались захоронением невинных жертв режима.  Сколько тел приняли в свои объятия воды Дуная, точно не установлено до сих пор.     детские   ботиночки. 4 3­й рассказчик.  Автор книги «Жизнь и судьба» Василий Гроссман, назвал «светлой струей в океане зла и насилия» людей нееврейской нации, которые спасали евреев, рискуя своей жизнью.   Праведник   народов   мира   ­   почётное   звание,   присваиваемое   Израильским Институтом катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста)   и   Героизма   «Яд   Ва­Шем».     По    Закону   Израиля   о   «Памяти Катастрофы»   (1951г.)   оно   присваивается   неевреям,   спасавшим евреев в годы нацистской оккупации  Европы,  рискуя  при   этом  собственной  жизнью. На 1.01.2016г. праведниками народов мира (праведниками мира) признано 26 119 человек из 51 страны.  Вот лишь  наиболее известные из них.  4­й рассказчик. Демонстрируется 8­й слайд   затем     отправил во Францию  Рауль   Густав   Валленберг  ­   шведский дипломат, спасший   жизни   десятков   тысяч   венгерских евреев. По   отцовской   линии   принадлежал   к известной   в Швеции   семье,   из   которой   происходили     многие шведские дипломаты финансисты. Так как его отец умер   еще   до   его   рождения,   воспитанием   Рауля занимался его дед. Он  отдал внука на военные курсы, а для изучения французского   языка.   К   тому   времени   он уже знал русский, немецкий, английский. В 1931г.  он уехал  изучать   архитектуру   в  США,  где  окончил   с  отличием  Мичиганский университет.   В 1936г.  он навестил в Турции своего деда   ­ посла Швеции в этой стране, и тот нашел ему работу в банке в  Хайфе. Здесь Рауль встречает евреев,   бежавших   из нацистской   Германии.  Эти  встречи   произвели   на  него глубокое   впечатление.   Придерживаясь   либеральных   и   гуманистических воззрений,   Рауль   Валленберг   ужасался   порядкам   нацистов   в   Европе.   В июле 1944г. он стал  первым секретарём шведского посольства в  Будапеште. Пользуясь   своим   дипломатическим   статусом,   вон   ыдает   многим   евреям шведские «защитные паспорта», дававшие им статус шведских граждан. Есть версия,   что   он     предотвратил   уничтожение будапештского   гетто накануне наступления Красной Армии. Если она  верна, то Валленбергу удалось спасти не менее 100 тысяч евреев.  После занятия Будапешта советскими войсками 13 января 1945г. он был задержан СМЕРШем и тайно переправлен в Москву. После   его   исчезновения     Швеция   делала   несколько   запросов   о местонахождении   своего   дипломата,   но   советская сторона   сообщала,   что   информацией   о   нем   не располагает.  Предположительно, он  умер в  тюрьме в июле   1947г.  За   заслуги   перед человечеством   Раулю Валленбергу   поставлены   памятники   в   Стокгольме, Будапеште, Лондоне, Братиславе, Сантьяго,  Нью­ 5 вице­консул  Норке,   Тель­Авиве  и   др.   26   ноября 1963г.  ему   было   звание «Праведника народов   мира».  В 1981г.   американский   конгрессмен   Том   Лантос,  один   из спасённых   им   евреев,   стал  инициатором   присвоения   ему   звания   почётного гражданина   США.   Он   также   является почётным   гражданином   Канады, Венгрии   и   Израиля.   В   декабре 2000г.   Генеральная   прокуратура России приняла   решение   о   реабилитации   шведского   дипломата   Рауля Валленберга. В  2016 г. Швеция официально признала его умершим. Демонстрируется 9­й слайд 5­й рассказчик.  Тиунэ   Сугихара ­   японский дипломат,    Японии в Каунасе (Литва). Его   отец хотел, чтобы сын стал врачом, а он намеренно провалил экзамены   и   в   1918г.   поступил   в университет,   где   изучал   английскую литературу. Завершить учёбу он не смог из­за недостатка средств. В 1919г. сдал экзамен на стипендию министерства иностранных дел и  был отправлен в Харбин ­  центр русской эмиграции ­  для изучения русского языка. Там он принял православие. С 1924г.  на дипломатической работе в Харбине, МИДе Японии,     в   посольстве   Японии   в   Хельсинки   (Финляндия).   В   марте   1939г. Сугихара был назначен вице­консулом в Каунас   и   стал   первым японским дипломатом   в   Литве.   После   нападения   Германии   на   Польшу   в   Литву   от немцев   сбежало   множество   евреев.     Большая   часть   Европы   уже   была оккупирована   нацистами,   а   большинство   остальных   стран   запретили   въезд евреям­беженцам. Он помог более чем 6000  евреев покинуть страну, выдавая транзитные   японские   визы,   по   которым   они   ехали   через   СССР   во Владивосток,   там,  садясь  на  японские пароходы,  уезжали   в Японию.   В 1940г. произошло присоединение Литвы к СССР. Иностранным дипломатам предложили покинуть страну. Сугихара, знавший русский язык, договорился о месячной   отсрочке   распоряжения   для   завершения   дел.   Получив   указание своего   МИДа   выдавать   визы   только   тем,   кто     располагал   необходимыми средствами, он пренебрёг им, выдав гораздо  большее количество виз.  Целый месяц   он   только   выдавал   визы,   а   когда   закончились   бланки,   продолжал выписывать визы от руки с помощью своей жены. Они работали   по 18­20 часов в сутки, выписав около 2100 виз. Учитывая, что виза выдавалась на семью, можно считать, что благодаря им еще  около 6 000 евреев уехало из Литвы. Когда закрыли консульство, ещё три дня Тиунэ с семьей снимал номер в гостинице,   продолжая   выписывать   визы.   Даже     сидя   в   купе   поезда   на Берлин,   он выписывал визы. А когда поезд тронулся, дипломат протянул консульский   штамп   через   окно   оставшимся   беженцам,   и   они   продолжили выписывать визы, подделывая его подпись. На японской границе «сработали» не менее 400   поддельных виз. В годы Второй мировой войны он   работал консулом   в   Праге,     Кёнигсберге,   в   Румынии.   После   занятия   советскими войсками   Бухареста   в   1945г.   Сугихара   был   интернирован   в   СССР.   Он вернулся в Японию вместе с семьёй весной 1947г. В это время МИД  Японии 6 был  сокращён, и Сугихара был уволен. После войны он работал в торговой компании.   В   1968г.   Сугихару   нашёл   один   из   спасённых   им   евреев, израильский   дипломат   Йошуа   Нишри.   В   1985г.   Сугихаре   было   присвоено почётное звание Праведника народов   мира. По состоянию здоровья он сам уже не смог присутствовать  на почётной церемонии. Награду приняли его жена и сын. Через 45 лет после тех событий, отвечая на вопрос о мотивах выдачи виз евреям, Сугихара назвал две причины: во­первых, беженцы ­ тоже люди, а во­вторых, они просто нуждались в помощи.   Когда его спросили, стоило ли рисковать карьерой, спасая других людей, он процитировал древнее выражение самураев: «Даже охотник не станет убивать птицу, просящую у него защиты». В этой стране Сугихара  стал единственным Праведником мира. Несмотря   на   публичную   огласку   его   действий   Израилем   и   другими государствами, он долгое время был  почти  неизвестен в Японии. И только на его     похоронах   в   1986г.,   где   присутствовал   посол   Израиля   в   Японии   и большая   делегация   евреев   со   всего   мира,   соотечественники   узнали   о   его подвиге. В настоящее время Сугихара один из самых известных японцев в мире   и   почитается   как   местно   чтимый святой  Японской   Православной Церкви в лике праведных.      фирме   6­й рассказчик.   Демонстрируется 10­й слайд Отто Шиндлер ­ немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во   время Холокоста,   предоставив   им   работу на своих заводах в Польше и Чехии. Его история легла в основу   книги   «Ковчег   Шиндлера»   и   снятого   по     ней фильма   «Список   Шиндлера».   Окончив   техническое училище,   он   работал   в     отца,   занимался производством   и   продажей   сельхозтехники.   В   1931г. фирма   обанкротилась.     В   поисках   работы   Отто     уехал в Берлин,   занимался     банковским   бизнесом,   продажей   собственности.   Со временем его финансовое положение стало стабильным. Шиндлер вступил  в фашистскую   партию,   даже     принял   деятельное   участие   в   подготовке   к вторжению   в   Польшу.   С   началом   войны     уехал   в Краков,   где       приобрел недвижимость.   В   дальнейшем   это   стало   поводом   для   обвинений   его   в соучастии в нацистских преступлениях против евреев. В Кракове   Шиндлер познакомился   с евреем­бухгалтером   который порекомендовал ему приобрести польско­еврейское предприятие Rekord. Это предприятие   сегодня   музей   «Фабрика   Шиндлера».   От   Штерна   он     узнал фразу   из Талмуда «Кто   спасает   одну   жизнь,   спасает   весь   мир»,   которая изменила   всю   его   жизнь.   В   декабре   1939г.   он   предупредил   Штерна   о грядущем еврейском погроме в Кракове. В Кракове Шиндлер познакомился  с Леопольдом   (Польдеком)   Пфеффербергом­Пейджем ­   евреем,   бывшим польским военным, бежавшим из плена.  Их дружба длилась до самой смерти  Ицхаком   Штерном, 7 О. Шиндлера. Одной из ключевых фигур в его жизни  стал бывший директор и совладелец купленной им фабрики Абрахам Банкир. Он  реально руководил фабрикой и обеспечил ей финансовый успех. У него был отдельный кабинет рядом   с   кабинетом   Шиндлера,   и     он   никогда   не   носил   жёлтую   звезду. Благодаря ему   часть продукции шла на «чёрный рынок» и возвращалась к Шиндлеру наличными деньгами, которые он использовал на подкуп нацистов, в т. ч. для спасения евреев.   Став свидетелем рейда в Краковском гетто в 1942г.,     осознав   все   ужасы,   творимые   фашистами   против   еврейского населении,     и   свою   причастность   к   нацистским   преступлениям,   Шиндлер занял позицию гуманиста, стал защищать евреев без какой­либо выгоды для себя.   Он   выторговал   у   фашистских   чиновников   право   принимать   на   свои предприятия евреев из концлагеря Плашов. К 1940г. Шиндлер имел в Кракове 3   бизнеса,   на   него     работало   несколько   сотен   рабочих­поляков,     а   число еврейских работников на них  росло постоянно:  150 в 1940г., 550 ­ в 1942г., 900 ­ в 1943г. и 1000 в 1944г.   Позже евреи, спасённые Шиндлером, стали известны   как   «евреи   Шиндлера»   (около   1200   человек,   800   мужчин,   300 женщин и 100 детей). В конце 1944г. нацисты начали массовое уничтожение всех евреев в   концлагерях. Шиндлер вывез своих подопечных в г.Бренец  в Моравии. Почти все ночи он проводил на  предприятии, опасаясь внезапного появления  гестаповцев. 10  мая 1945г.  Бренец  был  освобождён советскими войсками. В 1948г.     Шиндлер с женой эмигрировал в Аргентину, и   только через 10 лет они вернулись в ФРГ. Последние годы своей жизни он провёл в полной   нищете,   существуя   на   пособия   еврейских   организаций,   подарки спасённых им людей. Умер в   1974г. Похоронен на горе Сион в Иерусалиме. 7­й рассказчик.  Демонстрируется 11­й слайд   8 Ирена   Сендлер   ­  польская активистка движения Сопротивления,   спасшая   2 500   еврейских   детей   из Варшавского гетто. Её отец был врачом и   лечил в основном     евреев­бедняков,   которым   остальные доктора   отказывали   в   помощи.   Он   умер   от   тифа, заразившись   от   пациентов.   После   его   смерти еврейская   общины   помогла   его   жене     оплатить обучение   Ирены   в   Варшавском   университете.       Во время Второй   мировой   войны Ирена   Сендлер   – сотрудница Управления здравоохранения   и   член   польской   подпольной организации   ­   часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывозили из гетто детей, передавали   их     в  польские   детские   дома,  в  частные   семьи   и     монастыри. Младенцам давали снотворное, помещали в   корзины, маленькие коробки и мешки с дырками, чтобы они не задохнулись, и вывозили в машинах, которые варшавского доставляли в лагерь дезинфекционные средства. Их прятали также в ящик из­ под   инструментов,   а   детей   постарше ­   под   брезент   в   кузове   грузовика. Некоторых   детей   выводили   через   подвалы   домов,     прилегавших   к   гетто. Использовали для побегов и водосточные люки.   Ирена Сендлер записывала данные   всех   спасённых   детей   и   прятала   список   в   стеклянной   бутылке. Бутылка закапывалась под яблоней в саду у подруги. В октябре  1943г.  она была   арестована по доносу. После пыток её приговорили к смерти, но она была   спасена.   Охранники,   которые   сопровождали   её   к   месту   казни,   были подкуплены и  её тайно вывели из тюрьмы. В официальных бумагах она была объявлена   казнённой.   До   конца   войны   Ирена   Сендлер   скрывалась,   но продолжала помогать еврейским детям. После войны Ирена раскопала свой тайник   с   данными   о   спасённых   детях   и   передала   их Адольфу   Берману, председателю Центрального комитета польских евреев. Сотрудники комитета разыскали детей и передали их родственникам. Сирот поместили в еврейские детские дома, большую часть переправив в Израиль.    После прихода к власти в   Польше   коммунистов   Ирена   Сендлер   подверглась   преследованию   со стороны властей за её сотрудничество с Правительством Польши в эмиграции. Из­за политических разногласий с Израилем польские власти не выпускали Ирену   Сендлер   из   страны.  В 1965г. израильский   музей Холокоста «Яд   ва­ Шем» присудил Ирене Сендлер звание   «Праведника народов мира».   Она смогла поехать Израиль только после падения коммунистического режима и смены правительства Польши.   Демонстрируется 12­й слайд.   Последние годы  жизни она жила в Варшаве. Ирена Сендлер   умерла   в 2008г.  на   99­м   году   жизни. Почётная гражданка  Варшавы и Тарчина. В 2007г. польский президент  и  премьер­   её   кандидатуру министр Израиля  выдвинули   на Нобелевскую   премию   мира за   спасение   2   500 детских жизней. Но премия не была присуждена, т. к. по положению она присваивается за действия, совершённые в течение 2 последних  лет.  8­й рассказчик.  Во многих странах Европы, где живут «Праведники народов  мира» (Австрии, Великобритании, Германии  и др.), их награждают национальными наградами. В   2004г.     руководители научно­просветительного   центра   «Холокост» Алла Гербер и Илья   Альтман обратились   к президенту   России   В.   В.   Путину с просьбой отметить заслуги и   российских праведников мира, но через год материалы   были   возвращены.   И.   Альтман   заявил:   «Россия ­   единственное государство,   которое   не   награждает   никак   государственными   наградами людей, признанных «праведниками мира».  Российский еврейский конгресс с 1996г.   оказывает   каждому   российскому   праведнику   мира   ежемесячную 9 материальную помощь. Первым в  списке российских Праведников мира стал в   1979г.  старообрядец из   русской   семьи Амфиан   Герасимов,   спасавший   во время войны евреев в Риге. Российский еврейский конгресс с 1996г. оказывает каждому российскому праведнику мира ежемесячную материальную помощь. На   1   января   2016г.     звание  «Праведниками   мира»   было    присвоено   197 россиянам.  Сейчас   в   живых   осталось   только   12   из   них.     В   2012г.   в д. Любавичи Смоленской   области     в   России   Аллею праведников народов мира. Расскажем  о некоторых из них. 9­й рассказчик.  Демонстрируется 13­й слайд.       открыли   первую   10 Летом 1942г.  он   Николай   Киселёв   родился в Башкирии  в  1913г.   в д. Богородское  возле Уфы  в   крестьянской   семье. В 1941г. окончил   Институт   внешней   торговли в Москве и   ушёл   добровольцем   на   фронт.   В должности   политрука     воевал   в   составе 29­й стрелковой   дивизии 32­й   армии,     попавшей в окружение под Вязьмой. Попал в  плен, бежал, стал подпольщиком.   В   1942г.   вступил     в   партизанский отряд   «Мститель»,   действовавший   в Вилейском   получил   задание: районе Минской   области. обеспечить переход через линию фронта   278   уцелевшим еврейским жителям д. Долгиново. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под   страхом   смерти.   У   партизанского   отряда,   к   которому   они прибились, не было никакой возможности принять и содержать  их всех. Партизаны запросили Центральный штаб  в Москве и получили приказ: вывести их   через линию фронта.   Пройдя более   1500 км, Киселев вывел через «Суражские ворота» за линию фронта 218 человек, большая часть   из   которых   были   старики,   женщины   и   дети.   Переход   длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкие засады, многие были   ранены.   После   одного   из   столкновений   недосчитались 50 человек, что   с  ними   произошло ­   неизвестно.  Двух   раненых пришлось оставить   в   лесу,   но   они   выжили.   Самой   маленькой   в   группе   была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Родители Берты  в отчаянии решили     ее   утопить,   чтобы   спасти   всю   группу.   Но     Николай     взял ребёнка на руки, успокоил и нёс до конца похода на руках.   Кроме Киселёва, группу сопровождали ещё 7 партизан. Сразу после выхода за линию фронта он был арестован военной контрразведкой как дезертир. Но спасённые им люди  заступились за него, и Киселёва освободили. В Госархиве   Белоруссии   хранится   обращение   спасённых   евреев   к секретарю   ЦК   ВКП(б) П.      К.      Пономаренко.   О   своем   подвиге   Киселёв никому   не   рассказывал.   Документы   о   его   походе       обнаружила директор Музея   истории   и   культуры   евреев  кандидат   исторических наук Инна Герасимова,   найдя так называемый «список Киселёва» ­ его рапорт   о   выполненном   поручении   со   списком     спасённых   людей. Главным   документом,   который   позволил   подтвердить   сделанное Киселёвым,   стал   найденный   ею   приказ   Белорусского   штаба партизанского движения от 14 января 1943г. о награждении  8 партизан под   руководством   Киселёва   Н.   Я.   за   «вывод   из   немецкого   тыла еврейских   семей».   Киселев   воевал   до 1944г.,     был   представлен   к званию Героя Советского Союза, но самолёт с документами был сбит, и награды   он не получил. После войны   он женился на связной Анне, которая вместе с ним сопровождала группу. Умер  в 1974г. и похоронен 11 Москве. в   В 2005г. Николаю   Киселёву было   присвоено звание Праведник народов мира. Из 218 спасённых им людей к 2008г. в живых   осталось   всего 14   человек. Его   память   чтят   более 2000 их потомков. Они   ежегодно собираются в Тель­Авиве 5 июня, в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселёва они сравнивают с Моисеем,   выведшим   из   рабства   еврейский   народ.     О   его   подвиге в 2008г.  был снят документальный фильм «Список Киселёва» (название дано по аналогии со «Списком Шиндлера»).  Просмотр фрагмента фильма «Список Киселева. Спасенные из ада»  /    tvkultura.ru/brand/show/brand_id/29061/ Демонстрируется 14­й слайд.       позже   ставшего   Главным   10­й рассказчик.  Фёдор   Фёдорович   Михайличенко,   будучи   узником в концлагере Бухенвальд,   спас   жизнь     польского еврея Юрчика,   раввином Израиля Исраэлем   Меиром   Лау.   В 1942г. 14­летний Фёдор   был   угнан   из   оккупированного   фашистами Ростова­на­Дону   в Германию,   где   работал   на   военном заводе.   За   распространение   антифашистских   листовок был отправлен в   Бухенвальд в 8­й детский блок. Там находилось 300 детей в возрасте от 10 до 17 лет. Осенью 1944г. в его блок попал   7­летний Юрчик.       Фёдор     крал   у   немцев   картофель,   чтобы   его накормить. После освобождения Бухенвальда 11 апреля 1945г.  американские военные   разлучили   ребят.   Вернувшись   на   Родину,   Фёдор   поступил   в физкультурный техникум. Потом он  учился в Ростовском университете  на  геолого­географическом факультете, защитил диссертацию, стал     научным сотрудником. Федор Михайлович умер в 1993г. Звание Праведника мира было присвоено ему в 2009г.,  израильский раввин искал своего спасителя 60 лет. В семье раввина Лау 50 внуков. Сам он говорит, что этой большой семьи не было бы, если бы в далеком 1945­м в концлагере Бухенвальд жизнь  ему не спас советский солдат Фёдор. Учитель: 3 наших уч­ся и одна из бывших выпускниц школы участвовали в I Всероссийской олимпиаде по истории Холокоста. Они написали сочинения  на предложенные им  темы. Я предлагаю вам их послушать.  Чернышова Юлия:    Не  бывает  геноцида  против  одного  народа. Геноцид всегда направлен против всех». (М.Я. Гефтер).  То, о чем пишет Михаил Гефтер, наиболее отчетливо  проявилось  в годы Второй мировой войны на  оккупированных  территориях  Европы и СССР. Убийства   евреев, которые были отличными специалистами в различных областях (медицина, аптечное дело, юриспруденция, торговля, ювелирное дело, банковское дело и др.), часто единственными   и высококлассными специалистами   в   своем   деле,   привели   к   серьезным   проблемам   на 12 оккупированных     территориях.   Они     катастрофически   сказались   на экономическом   и   физическом   состоянии   миллионов   людей,   т.к.     евреи­ представители представители тех или иных профессий веками занимали определенную   нишу   в   социально­экономической   сфере   того   или   иного региона.  Удельный вес евреев среди всех уничтоженных мирных граждан чрезвычайно   высок.   Особенно   велики   потери   еврейского   населения   в процентном   отношении:   уцелело   менее   4%   от   числа   оказавшихся   на оккупированной территории. Но, как только были истреблены евреи,   начались убийства цыган.   Мы знаем   также,   что   на   оккупированной   территории   СССР   фашисты убивали   коммунистов   и   комсомольцев,   семьи   советских   офицеров, душевнобольных   и   умственно   отсталых   («недочеловеков»),   раненых   и военнопленных. В  ходе борьбы с партизанами  применительно к населению так   называемых   партизанских   зон   была     весьма   близка   к   методам уничтожения еврейского населения. Сжигались жители целых деревень. Универсальность   Холокоста       впервые   проявилась     именно   в   массовом уничтожении фашистами    других категорий советского населения.  Так геноцид против одного народа перерос в геноцид против всех. Сысоева   Наталья:  «Не   бывает   геноцида   против   одного   народа.   Геноцид всегда направлен против всех». (М.Я. Гефтер).  В  годы   Второй   мировой   войны   геноцид   против   одного   народа   (евреев) перерос   в   геноцид   против   всех.   Количество   убитых     представителей еврейского   населения   составило     от   числа   оказавшихся   на оккупированной территории жителей. Но, когда были истреблены евреи,  начались убийства,  поляков, белорусов, украинцев,   русских,   латышей,   литовцев,   эстонцев.   Убивали   людей   не только   по   их   этнической   принадлежности,   но   по   другим   признакам: раненые,   военнопленные,   хозяйственные,   партийные   и   государственные служащие, партизаны и подпольщики, те, кто им помогал.  Так в СССР геноцид  привел к тому, что погибло 27 млн. граждан. Из них потери   армии   составляли   только   1/3,   около   9   млн.   Только   на оккупированной  территории  фашисты уничтожили  11  млн.  человек,  их которых 7 млн. – это мирные жители. И это уже был  геноцид не против одного народа,  а против всех. Ташланова Екатерина «Не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда направлен против всех». (М.Я. Гефтер).  Геноцид  был  направлен  не   только  против  евреев  или   армян,   не  только против черных или цветных, христиан или иудеев, он против нас всех, всего человечества. Ведь, начав с уничтожения евреев, фашисты стали убивать массово поляков и белорусов, украинцев и   русских, латышей и эстонцев, чехов   и   цыган,   душевнобольных   и   умственно   отсталых,   военнопленных, причем   тотальному   уничтожению   советские   военнопленные­евреи.   На территории   СССР   проводились   специальные   акции   по   выявлению   и   4%   13 убийству детей­полукровок. Согласитесь,  оказаться таким «полукровкой» может любой, у каждого в  роду могут отыскаться представители тех наций   и   народностей,   которые   объявлены   кем­то   вне   закона   или неполноценными.   История – знает такие примеры, когда   убив врагов, начинали убивать и своих. Достаточно вспомнить якобинский террор.  В своем   высказывании   известный   историк   и   философ   Михаил   Гефтер определил в   универсальную черту геноцида – убийство всех. Ташланова   Виктория:  «Когда   нацисты   пришли   за   коммунистами,   я молчал,   я   же   не   коммунист….   Потом   они   пришли   за   социал­ демократами, я молчал, я же не социал­демократ… Потом они пришли за   профсоюзными   деятелями,   я   молчал,   я   же   не   член   профсоюза… Потом они пришли за евреями, я же не еврей… А потом они пришли за мной,   и   уже   не   было   никого,   кто   бы   мог   протестовать».    Эти   слова принадлежат   немецкому     пастору,   одному   из   самых   известных   и   в Германии   противников   нацизма,   который   на   себе   испытал   ужасы фашистских концлагерей  Заксенхаузен  и   Дахау. Сказанные боле 75 лет назад они сейчас актуальны, как никогда. Это своего рода его гражданское и   политическое   завещание   нам,   живым.     Мы   не   должны   быть безучастными   к   тому,   что   происходит   в   нашей   стране   и   в   мире,   мы должны всегда четко осознавать свою гражданскую позицию и активно участвовать   в   политике.   Иначе   могут     повториться     и   Холокост,   и геноцид.  И   невольно   вспоминаются   слова   другого   великого   немецкого ученого   и   гуманиста,     Альберта   Эйнштейна,   Нобелевского   лауреата, которому   пришлось   бежать   из   фашистской   Германии: «Мир   слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из­за тех, кто стоит рядом и ничего не делает».                                                 Вручение грамот участникам олимпиады                                       Демонстрируется 16­й слайд       Литература     1. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на  территории СССР.­ М.: Фонд «Холокост», 2001                                                     14 2.   Альтман И. А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной  территории СССР / Под ред. проф. А. Г. Асмолова. ­ М.: Фонд «Холокост»,  2002 2.  Кривошеев Г. Ф. «Великая Отечественная война. Цифры и факты». ­  Москва, 1995 Интернет­ресурсы Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru https://ru.wikipedia.org/wiki/   15

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"

Общешкольное мероприятие "Праведники народов мира против Холокоста"

Общешкольное мероприятие   "Праведники народов мира против  Холокоста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018