Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».
Оценка 4.6

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Оценка 4.6
Работа с родителями +1
docx
психологическая работа +2
1 кл—11 кл
27.03.2017
Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».
Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми». Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Задачи: - познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями; - осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми; - содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения. - обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье. Подготовительная работа: анкетирование учащихся "Насилие и дети", подготовка памяток и мини-анкет для родителей. Уважаемые родители! У учителей школы, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика. И чувствуя своё бессилие, совершаете насилие в отношении собственного ребёнка. Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми». Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Например, в Древней Спарте слабых новорождённых малышей сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; детей хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали. К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия. По данным статистики ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей. Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: • со стороны мужа по отношению к жене; • со стороны жены по отношению к мужу; • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; • со стороны старших детей по отношению к младшим; • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам. В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Жестокое обращение с детьми - это любая форма плохого обращения. Это когда: Ребёнка лишают родительской ласки Ребёнка не слушают Не заботятся о его здоровье Манипулируют ребёнком Не считают нужным отправлять его в школу Ребёнку показывают порнографические материалы Ребёнка оставляют без присмотра Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен. Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются: низкий уровень культуры, образования; негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому; нежелательный ребёнок; постоянные супружеские конфликты; наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, финансовые трудности; критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого человека и пр./ Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, т.е., его избиение. Это: - удары по лицу; - тряски, толчки; - затрещины, - удушения, - пинки; - заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; - избиение ремнём, веревками; - нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода. Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. К психической форме насилия относятся: - открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - угрозы в адрес ребенка в открытой форме; - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; - преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; - ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний. Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощрённо родная бабушка издевается над любимым внуком. Следующий вид насилия - пренебрежение нуждами ребенка – Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке. Пренебрежение – это: - отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию. Без сомнений, любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Последствия жестокого обращения с детьми в семье: - развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости; - объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; - агрессивное, преступное поведение детей; - злоба и ненависть к старшим; - сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. Ребёнок, подвергшийся насилию: накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения; становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство; подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению; снижаются его способности /успеваемость/ склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям; у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня. Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения в семье, в частности. Назовём их. Это Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Вопрос родителям: Как вы считаете, кто несёт большую ответственность за воспитание детей – родители или образовательное учреждение? Ответ: В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. В статье 65 Семейного кодекса РФ говорится: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми. Статья 156 определяет пять видов наказаний: штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы… обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов… исправительные работы на срок до двух лет… принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности… лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определённые должности… По статистике более 80% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а остальные предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как? Какие методы можно применить, чтобы защитить ребёнка от самого себя? Прислушаемся к советам психологов. Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя 1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие! 2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите. 3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!» 4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера. Не бойтесь открыть свою любовь к ребенку. Специалисты выделяют три способа: 1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность. 2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Переласкать его, считают психологи, невозможно. 3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите. Обращение: Посмотрите вокруг, если Bы видите: РЕБЕНКА, который: побирается; который грязно или не по сезону одет; который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества; который не посещает школу и т. п. Или, если вы видите СЕМЬЮ, которая: ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке; жестоко с ним обращается. Если вам известны ФАКТЫ: вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ; ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Звоните!!! Отдел опеки и попечительства по Луховицкому муниципальному району 63-3-24-72, 8-925-895-92-29 Уполномоченный по правам ребенка в Луховицком районе 63-2-18-64 Комиссия по делам несовершеннолетних 63-2-17-55 МКОУ Орешковская ООШ 63-3-80 Существует также: Единый общероссийский номер на помощь детям «телефон доверия» тел. 8-800-2000-122 Звонок осуществляется бесплатно с любых телефонов В заключительной части моего выступления мне хотелось бы вас познакомить с результатами анонимного анкетирования, проведённого с вашими детьми на тему: «Насилие и дети». Анкетирование было предложено учащимся 2-3 классов, 5-9 класс. В анкетировании приняли участие 87 человек. 1. Допускал ли кто-нибудь когда-нибудь по отношению к вам жестокое отношение? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить /39% - да, 55% - нет; 6% - затрудняюсь ответить; в 8-9 кл. вариант а указали более 69%/ 2. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны сверстников? а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет. /5.5% - да, физическое; 32% - да, эмоциональное, 62,5% - нет/ 3. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны учащихся старше вас? а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет. /15% - а; 19% - б; 66% - в/ 4. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе дома? а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет. /4,5% - а; 3,5% – б; 92% - в/ 5. Пытались ли вы защитить себя? а) да; б) нет; в) не испытывал. /53% - а; 15% - б; 32% - в/ 6. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся жестоком отношении к вам? а) друзьям; б) родителям; в) учителю; г) брату или сестре; д) медработнику; ж) никому; з) затрудняюсь. / 54% - б; 6% - а; 42% - ж, з; причём, 8-9 кл. 61,5%/ 7. Хотели бы вы, чтобы родители обнимали вас, говорили ласковые слова? а) да; б) нет; в) не знаю. /80% - а; 1,1% - б; 18,9% - в; 8-9 кл. почти 31% дали ответ – в; 69% - а/ Выводы делайте сами. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Заключительная часть Индивидуальная работа родителей. 1. Родителям предлагается выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми они поощряют, хвалят своих детей, а в другой – которыми ругают. - Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы. 2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах» - С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок? - С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? - Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами? Уважаемые папы и мамы! Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Методрекомендации по профил.жестокого обращения.docx
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ ПО ВОПРОСАМ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Составители: И.А. Токарева, БОУ ВО «Областной центр психолого­медико­социального сопровождения», Т. В.  Загоскина, заместитель директора БОУ ВО «Областной центр психолого­медико­социального  сопровождения», Ю.П. Силинская,    БОУ ВО «Областной центр психолого­медико­социального  сопровождения»,   Т.Е. Катышева, педагог­психолог БОУ ВО «Областной центр психолого­медико­ социального сопровождения». Актуальность   профилактики   жестокого   обращения   с   детьми   связана   с   тем,   что   насилие   в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на   психическое   развитие   ребенка,   нарушают   его   социализацию,   порождают   безнадзорность   и правонарушения   несовершеннолетних.   Наиболее   эффективным   направлением   защиты   детей   от жестокого   обращения   являются   меры   ранней   профилактики.   В  тех   же   случаях,   когда   ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты   исследований   психологов   убедительно   свидетельствуют   о   том,   что   насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее   будет   организована   профилактическая   работа,   тем   выше   будет   вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Понятие, виды и формы проявления насилия Насилие ­ такое физическое или психологическое действие в отношении личности, группы или общества в целом, которое направлено на ограничение всех форм свободы и носит явный или скрытый характер для объекта. Насилие включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями,   другими   членами   семьи   ребенка,   педагогами,   представителями   органов правопорядка, другими взрослыми. Физическое   насилие   —   это   преднамеренное   нанесение   физических   повреждений   ребенку, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести ­   побои; ­   увечья; ­   убийства; ­   ограничения в еде и сне; ­   вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми в целях получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие   ребенка   на   сексуальный   контакт   не   дает   оснований   считать   его   ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. ­   изнасилование; ­   инцест; ­   сексуальное совращение; ­   вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п. Психологическое   (поведенческое,   интеллектуальное,   эмоциональное)   насилие—   преднамеренное манипулирование объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав),   приводящее   к   различным   деформациям   и   нарушениям   психического   (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития. ­   открытое неприятие и постоянная критика ребенка; ­   угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме; ­   замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; ­   преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ­   однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму; ­   угрозы запугивание; ­   оскорбление; ­   унижение; ­   ругань; ­   вмешательство в личную жизнь. Экономическое ­   запрещение работать/подрабатывать; ­   лишение средств на повседневные нужды; ­   отказ в содержании детей; ­   утаивание доходов; ­   трата семейных денег; ­   самостоятельное принятие большинства финансовых решений. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. ­   отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; ­       отсутствие   должного   внимания   и   заботы,   в   результате   чего   ребенок   может   стать   жертвой несчастного случая; Последствия жестокого обращения, насилия Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок (объект ли он или свидетель насилия) носит   негативный   характер,   тормозит   или   искажает   развитие   его   еще   только­только формирующейся   личности,   является   причиной   многих   психологических   и   социально­ психологических   проблем,   которые   могут   сопровождать   человека   всю   жизнь.   Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, как, с одной стороны, хамство — грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, и, с другой стороны, лакейство — подхалимство, лицемерие, раболепствование. Ю.М. Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же   медали.   Он   считал,   что   это   симптомы   социально­психологической   болезни.   За   этими симптомами, писал он, скрывается психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому. Основными   последствиями   жестокого   обращения   и   насилия   являются   эмоциональные   и поведенческие   нарушения,   включая   девиантное   поведение;   нарушение   социализации   ребенка; трудности в создании в создании собственной семьи воспитании детей. Признаки, характерные для различных видов насилия Чаще   всего   дети,   которые   подвергаются   жестокому   обращению,   ни   с   кем   не   делятся   своими переживаниями. Наблюдательный взрослый (учитель, социальный педагог, любой человек из окружения ребенка) по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Следует подчеркнуть, что для этого важно наличие не одного какого­либо признака, а сочетание их – именно это должно привлечь внимание педагога и родителей: ­     ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; ­     ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет; ­         ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному состоянию и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе; ­     у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием; ­     ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений; ­     ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки; ­         для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов; ­         ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу     (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам); ­     ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; ­     ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара); ­         ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех; ­           ребенок   демонстрирует   несоответствующее   возрасту   «взрослое»   поведение,   рационален, интересуется вопросами секса; ­         ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми; ­     к перечисленным выше признакам также могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.        В случаях, если эти признаки насторожили педагога в отношении кого­либо из детей, следует обратить внимание и на его родителей.  В беседе о ребенке такие родители: ­      настороженны, чрезмерно озабоченны, или наоборот, безразличны; ­      на жалобы по поводу поведения ребенка реагируют очень бурно, эмоционально, или наоборот, холодно; ­      родители часто переводят ребенка из одного учреждения в другое; ­      часто меняют участкового врача ребенка. Главная задача педагога в решении вопросов профилактики жестокости и насилия – планомерная информационная работа с детьми и родителями. Классный руководитель, педагог может проводить следующую работу по данному направлению: ­     информационная работа с детьми по вопросам профилактики жестокости и насилия;         информирование   по   проблеме   жесткого   обращения   с   детьми   (формы,   факторы, ­   ответственность, реагирование на ситуации жестокого обращения с ребенком в семье); ­     изучение нормативных документов, защищающих ребенка от жестокого обращения (семинары, консультации); ­     информирование родителей по проблеме профилактики жестокости и насилия. Жестокое обращение с ребёнком не может быть безнаказанным, в российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка,   не   исполняющие   обязанностей   по   содержанию   и   воспитанию   несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об   административных   правонарушениях»   (ст.   5.35).   Рассмотрение   дел   по   указанной   статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Российское   уголовное   законодательство   предусматривает   ответственность   лиц   за   все   виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско­правовая   ответственность.   Жестокое   обращение   с   ребенком   может   послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством: ­     лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ­     ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации),  ­         отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная  ответственность  наступает,  если должностные  лица,  в чьи обязанности входит обеспечение  воспитания,  содержания,  обучения  детей,  допускают  сокрытие  или оставление  без внимания фактов жестокого обращения с детьми. При сокрытии фактов жестокого обращения с детьми, совершается должностное преступление. Педагог   может   заметить   изменения   в   поведении,   психоэмоциональном   состоянии   ребенка   и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие. Внимание педагогов к детям поможет своевременно оказать им необходимую помощь. Каждому взрослому,   находящемуся   рядом   с  детьми,   важно   не   оставаться   равнодушными   к   их   судьбе   и информировать соответствующие службы о фактах жестокого обращения с детьми. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку В беседе ­ противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью идет от постороннего лица Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преуменьшение или преувеличение их Невнимание к ребенку, неласковое обращение с ним Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка Выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка Рассказы о том, как их самих наказывали в детстве. Последовательность действий педагога в случае выявления факта жестокости и насилия 1.   Постараться   «разговорить»   ребенка,   установить   контакт,   доверительные   отношения   с   ним. Оказать   эмоциональную   поддержку.   Здесь   необходимо   учесть,   что   взрослый   должен продемонстрировать   по   отношению   к   ребенку   интерес,   дружелюбие,   искренность,   теплоту   и эмпатию.   В   таком   случае   ребенок   почувствует,   что   данный   человек   действительно   слышит   и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения, не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.   Если   нет   возможности   устроить   его   на   ночлег   к   родственникам   или   в   другое безопасное место необходимо обратиться: ­        в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет   место   сочетание   ненадлежащего   исполнения   обязанностей   по   воспитанию   ребенка   с жестоким обращением; ­        в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы; ­        в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся   к   группе   риска   по   алкоголизму,   наркомании   или   психическим   заболеваниям   и невозможно их обучить родительским навыкам; ­        на консультацию к психологу, социальному педагогу. 2.   Рекомендовать   родителям   (законным   представителям)   проведение   диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее   насилие,   алкоголизм,   наркомания,   асоциальное   поведение   родителей,   психические заболевания). Обучения   родителей   ненасильственным   методам   воспитания,   приемам   релаксации   и   способам снятия нервно­психического напряжения. К   основным   задачам   администрации,   социального   педагога   ОУ   по   выявлению   и предотвращению жестокого обращения с детьми относятся следующие: ­           принятие решения об организации работы по выявлению случаев оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей ­      взаимодействие с социальным педагогом, педагогами ОУ по данной проблеме через ПМПк, привлечение специалистов по охране прав детства. Получив   информацию   о  факте   жестокого   обращения,   прежде   всего,   следует   наедине   тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что   ребенок   сразу   расскажет   о   факте   насилия.   Нужно   заслужить   его   доверие   и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту. Если ребенок говорит об этом в классе, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему. Затем организуйте разговор с ним наедине. Если ребенок сообщает Вам о насилии: Постарайтесь   разговорить   ребенка.   Отнеситесь   к   нему   серьезно   и   верьте   ему.   Успокойте   и поддержите ребенка словами. Доведите до его сознания, что он правильно сделал, сообщив Вам об этом, что он не виноват в совершенном насилии и что такое случается и с другими детьми. Сообщите   ребенку,   какие   действия   Вы   намерены   предпринять   («Мне   нужно   сказать   об   этом сотруднику полиции (социальному педагогу и т.д.). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они   постараются   тебе   помочь»).   Не   давайте   обещаний,   которых   Вы   не   сможете   выполнить! Терпеливо и честно отвечайте на вопросы ребенка. Обязательно   выясните   у   ребенка,   сможет   ли   он   подтвердить   свое   заявление   в   присутствии работников полиции и иных органов по защите детей, а также есть ли кто­то еще, кто сможет подтвердить эту информацию. Это поможет Вам определить алгоритм своих действий. Помогите ребенку подготовить план безопасности. Ребенку нужно: ­ Знать места, где он будет в безопасности. ­ Не пытаться самому остановить насилие. ­ Знать взрослого, к которому можно обратиться, или телефон, по которому можно позвонить. Поговорите с законным представителем или родственником ребенка (но не с агрессором!). В ходе беседы очень важно: ­ Не обвинять. ­ Дать гарантию конфиденциальности. ­ Говорить с позиции заботы о ребенке и матери (если она также является жертвой насилия). Алгоритм действия сотрудников образовательных учреждений: В  первую   очередь,   ребенок,   пришедший   в   школу   с  телесными   повреждениями,   должен   пройти осмотр медицинским работником для того, чтобы определить, может ли ребенок в таком состоянии заниматься   в   школе   и   не   требуется   ли   ему   немедленная   медицинская   помощь.   Одновременно телесные повреждения ребенка фиксируются в медицинской документации. О   предположительном   факте   насилия   следует   сообщить   директору   школы   путем   направления служебной записки. Директор обязан сообщить о данном факте в орган опеки и попечительства и/или орган внутренних дел (см. выше). При отсутствии на месте руководства школы, педагогу следует самостоятельно сообщить в указанные органы о данном факте. Следует планировать свои действия совместно с сотрудниками органа опеки или полиции. Нужно выяснить, собираются ли они приехать в школу или домой к ребенку и в какое время, а также выяснить  у ребенка,  хочет  ли он,  чтобы  с  ним находился  кто­то из  взрослых  при  разговоре  с представителем   компетентного   органа.   При   планировании   действий   следует   проявлять   особую деликатность,   поскольку   если   факт   насилия   не   будет   доказан,   а   ребенок   за   свое   заявление подвергнется еще большему насилию со стороны агрессора, это заставит его полностью потерять веру   в   возможность   выхода   из   ситуации.   Постарайтесь   «не   выдавать»   ребенка   –   агрессор,   по возможности, не должен знать, что информация исходила от него! Орган опеки должен провести немедленное обследование условий жизни ребенка, по результатам которого составляется акт обследования. По   итогам   проведенных   мероприятий   руководитель   образовательного   учреждения   немедленно направляет   в   правоохранительные   органы   информацию   о   выявлении   признаков   жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий   жизни   и   воспитания   ребенка,   оставив   копии   сообщений   и   прилагаемых   материалов   в документах по делопроизводству. Руководитель   образовательного   учреждения   направляет   информацию   о   выявлении   признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего  сообщения,  оставив  копии  сообщений и  прилагаемых  материалов   в документах  по делопроизводству. В силу п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители не вправе представлять интересы своих детей. Если законный представитель ребенка является агрессором, компетентный орган должен определить, кто будет представлять интересы ребенка. Последовательность   действий   родителей   в   случае   выявления   факта   жестокости   и   насилия   по отношению к их ребенку: Если   есть   синяки,   ссадины,   и   прочие   следы   побоев   —   необходимо   обратиться   в   медпункт   и показать   их   медсестре,   заведующему   по   воспитательной   части,   и   дальше   в   любой травматологический   пункт   для   освидетельствования.   Есть   специальная   процедура, регламентированная законом ­ при вашем обращении в травматологический пункт и фиксации в медицинской   документации   последствий   физического   насилия   медицинский   работник   обязан послать информацию в отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, чтобы этот случай стал предметом внимания дознавателей (работников следственных органов полиции). После   освидетельствования   побоев   можно   написать   список   обидчиков,   и   приложить   его   к заявлению в трех экземплярах — для директора школы, заместителя директора по воспитательной работе и сотрудника полиции (участкового или инспектора по делам несовершеннолетних). Важно!   Обращение   родителей   (письменное   заявление)   должно   быть   зарегистрировано   в канцелярии и иметь входящий номер. Если участковый отказывается принимать заявление от родителей,   тогда оно дополняется фразой «участковый   Ф.И.О.   отказался   принимать   заявление»   и   направляется   в   районное   отделение полиции (РОВД), а именно — к начальнику участкового. В случае морального унижения (издевательство или угрозы) при отсутствии физических побоев также пишется заявление (директору школы и в полицию). Кроме   того,   можно   (и   нужно!)   обратиться   к   психотерапевту,   если   родитель   чувствует   страх, тревогу,   а   у   ребенка   пониженное   настроение   и   нет   желания   ходить   в   школу,   есть психосоматические нарушения. Ребенку   –  жертве   жестокого   обращения   потребуется   особая   поддержка   со  стороны  педагогов, психологическая помощь и постоянный последующий контроль за ситуацией в семье. Вероятно, ребенка в семье будут подвергать преследованию за то, что он сообщил о факте насилия. Чтобы избежать этого потребуется совместная работа школы, комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и правоохранительных органов. Поэтому очень важно, чтобы педагоги и другие взрослые знали инстанции, куда они могут обратиться за помощью: Органы опеки и попечительства. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Оказание психологической помощи жертвам насилия. Социально­реабилитационные центры. Службы юридической помощи. Службы экстренной психологической помощи. Психолого­педагогические правила организации общения между учителем и учениками Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения   от   нормы.   Пристального   внимания   учителей   и   родителей   требуют   резкие   “вдруг” возникшие изменения в поведении. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из­за быстро нарастающего утомления). Нельзя   торопиться   с   выводами,   проявляйте   терпение,   доброжелательность   по   отношению   к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо: ­   наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение; ­   понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты; ­   уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите! Знать   и   уметь   дать   профессионально   грамотные   рекомендации   родителям,   дети   которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними. Стратегии безопасного поведения, которые следует обсудить с детьми и родителями Безопасность по телефону Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего, ты можешь легко ошибиться. Никогда и никому не говори, что ты дома один. Если   просят   назвать   адрес,   не   называй,   попроси   перезвонить   позже,   назвав   время   прихода родителей. Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто­то, кроме   тебя;   Если   тебя   пытаются   втянуть   в   непристойный   разговор,   положи   трубку   и   сообщи обязательно родителям. Если абонент ошибся номером и спрашивает, какой это номер, попроси назвать его набранный и ответь, что он ошибся, не называя своего. Если незнакомец спрашивает у тебя, один ли ты дома, отвечай, что нет, и кто­то из родителей спит или в ванной. Если   звонивший   говорит,   что   он   друг   твоих   родителей   и   просит   тебя   назвать   адрес,   попроси позвонить   позже   или   дай   телефон   родителей   на   работе,   но   не   давай   адрес,   даже   если   тебе показалось, что ты узнал голос абонента! Если тебе звонят знакомые твоих родителей и говорят, что они скоро придут, попроси их подойти ко времени прихода твоих родителей. Безопасность: один дома Если нежданные гости позвонили тебе в дверь, не открывай, а попроси зайти позже, а сам тут же перезвони родителям и попроси их придти домой. Кто бы ни спрашивал тебя о распорядке дня в твоей семье, не говори. Никогда не открывай дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришел. Не открывай дверь на ответ: "Это я!". Если ты один дома, не открывай дверь никому, даже если эти люди представились работниками коммунальных служб, полиции или почты. Попроси зайти позднее, назвав время прихода твоих родителей. Если ты дома не один, и пришли работники коммунальных служб,попроси их назваться полным именем и сказать о причине визита, пусть твои родители позвонят им на место работы, выяснят, действительно ли это те люди, за кого они себя выдают. Если   тебя   просят   принести   попить   или   дать   позвонить,   объясни,   как   дойти   до   ближайшего магазина, где можно купить воды, или попроси сказать номер телефона, сам позвони и, не открывая двери, расскажи, что тебе ответили. Если ты не можешь открыть дверь, не доверяй ключи посторонним. Если к тебе в дом пришли посторонние, которые напали на твоих родителей, не пытайся бороться с ними, выбегай из квартиры и зови на помощь людей (соседей, прохожих), можешь при этом громко кричать "Пожар!". Если ты пришел домой, а дверь в квартире оказалась открытой, не заходи, пойди к соседям и от них позвони домой, и если трубку не снимают, вызывай полицию "02". Если около квартиры стоит посторонний, не подходи к нему, пойди в другой конец лестничной клетки и позвони к соседям, когда они откроют, попроси их о помощи. Безопасность в лифте Научите детей правилам безопасности в лифте, объясните, чем чревато их невыполнение. Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи. Кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что­то забыл взять дома или оставил на улице. Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или полиции, не плачь, будь спокойным, постарайся вовлечь насильника в разговор. Насильник прижимает тебя к себе – укуси его так сильно, как только можешь. Если   вы   все   же   стали   жертвой   изнасилования,   расскажите   все   близким   и   сходите   с   ними   на освидетельствование. Безопасность на улице Оставляя  ребенку  ключи  от квартиры,  не вешайте  их  ему на  шею  и не  закрепляйте   на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман. Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас. Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас. Если вы не сможете придти за ним в школу или детский сад, предупредите, кто его заберет, и покажите  этого человека в лицо.  Не забудьте  предупредить  воспитателя о том,  кто придет за ребенком. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали. Если ты увидел группу людей, постарайся обойти их. Если тебя пытаются втянуть в спор или драку, уходи немедленно. Если к тебе подошли люди и спрашивают, как пройти, объясни на словах, нарисуй схему, но ни в коем  случае  не  провожай  их,  даже  если тебе  это по дороге или тебя предлагают подвезти  на машине. Если к тебе подошли посторонние и говорят, что их прислали твои родители, при этом просят отвести их домой, откажись, сославшись, что тебя не предупреждали. Не играй вблизи дорог, стоящих автомашин, в подвалах и чердаках. Если тебя пытаются увести насильно, громко кричи: "Это не мои родители, я их не знаю! Меня зовут... Мой телефон... позвоните моим родителям!". Если ты уходишь из дома в отсутствие родителей, оставь записку, куда и с кем ты пошел, где тебя искать и во сколько ты будешь. Если ты задерживаешься, то позвони родителям и предупреди их. Если во время прогулки к тебе подходит незнакомец и предлагает пойти с ним, обещая что­то за это, откажись, а вечером расскажи родителям. Если   с   вами   едет   подвыпивший   человек,   лучше   уступить   ему   место,   перейти   в   другой   конец автобуса, и ни в коем случае не делать ему замечаний. Незнакомец предлагает вашему ребенку посмотреть что­либо или помочь донести сумку, обещая заплатить, ребенок должен ответить категорическим отказом. Ему   предложили   попробовать   себя   на   сцене   или   подготовить   к   конкурсу   красоты:   пусть   ваш ребенок, не стесняясь, спросит, когда он может подойти вместе с вами и куда. Если ребенок видит тормозящую машину, он должен как можно дальше отойти от нее и ни в коем случае не садиться, даже если улица, которую ищут, ему по пути; Если человек оказался настойчив, ребенок может подойдя к любому дому и сделав вид, что он живет именно здесь, помахать рукой и позвать родственников, которых он "видит". Примерная тематика занятий (родительских собраний) Варианты тем занятий Привлечение специалистов в ОУ и вне ОУ для подготовки и проведения занятий Насилие в обществе как социально­психологическая проблема юрист Ненасильственное общение в семье. Ненасильственные отношения «ребенок­взрослый» психолог Безопасное поведение ребенка. Как защитить ребенка от насилия психолог, сотрудники ОВД, Воспитание у ребенка навыков терпимого отношения и ненасильственного поведения психолог «Права родителей и права ребенка» специалист по охране прав детства, социальный педагог Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты по предупреждения насилия над детьми. ­ М.: ВЛАДОС, 1997. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. ­ М., 1997. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. ­ М., 1995. Данилова О.Л. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты. ­ //Практикум по гендерной психологии ­ /Под ред. Клециной И.С. – СПб.: «Питер» 2002 – с. 389­403. Куликова А.А. Защита прав ребенка: вопросы и ответы. ­ М., 2005. Макарова   Н.И.   Педагогика   ненасилия   ­   современное   направление   в   философии   воспитания   // Вопросы философии. ­ 2002. ­ № 5. Новичихина   И.Н.   Домашнее   насилие   как   социальная   опасность   //Вестник   психосоциальной   и коррекционно­реабилитационной работы. ­ 2007. ­ № 2 ­                      с. 74­79. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада. ­ Пособие для работников дошкольных учреждений / Под ред. Т.Н.Доронова. ­ М.: Просвещение, 2003, с. 82­83. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей                 ООН 20.11.1989). Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. ­ М.: Владос, 2004. ­          с. 261­269. Примерные темы занятий (классных часов) с учащимися Варианты тем занятий Привлечение специалистов в ОУ и вне ОУ для подготовки и проведения занятий Адресат Насилие в обществе как социальная и психологическая проблема педагог Учащиеся старших классов Проблема ненасилия и гендерного равенства психолог Учащиеся старших классов Ненасильственные взаимоотношения (например: «Ребята.; давайте жить дружно!» ­ для учащихся начальной школы;   «Как справиться со своей агрессией» ­ для учащихся 5­9 классов) психолог Учащиеся всех категорий Как   избежать   насилия   и   защитить   себя   (например,   блок   для   девочек   «Как   не   стать   жертвой насилия») психолог, сотрудники ОВД Учащиеся средней и старшей школы Толерантное   (терпимое)   отношение   как   форма   ненасильственного   поведения   по   отношению   к людям психолог Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты по предупреждения насилия над детьми. — М.: ВЛАДОС, 1997. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1997. Данилова О.Л. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты // Практикум по гендерной психологии /Под ред. Клециной И.С. – СПб.: «Питер» 2002. – с. 389­403. Касицина   Н.,   Михайлова   Н.,   Юсфин   С.   Как   помочь   ученику,   ощущающему   себя   жертвой обстоятельств // Библиотека «Первое сентября», серия «Воспитание, образование, педагогика».­ 2007. ­ № 2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей                 ООН 20.11.1989). Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассникоВ // Вестник практической психологии образования. ­ 2006. ­                № 1,3,4; 2007. ­ № 1,2,3, 4. Примерный конспект занятия с учащимися[1] НАСИЛИЕ Задачи: 1.Объяснить, что существует моральное и физическое насилие. 2.Объяснить,   что   случаи   насилия   могут   происходить   среди   сверстников,   между   младшими   и старшими детьми и подростками, что насилие может исходить и от взрослых людей, знакомых и незнакомых. 3.Указать на разницу между насилием и наказанием. 4.Научить избегать насилия по отношению к себе. Содержание: 1.Общая беседа с классом и обсуждение ситуации морального насилия. 2.Групповая работа: ранжирование ситуаций насилия по степени опасности для здоровья. 3.Обсуждение разницы между насилием и наказанием за Проступок. 4.Повторение материала: как распознать опасность насилия со стороны взрослых и избежать ее. Информация для учителя: Тема урока весьма сложна, но актуальность затронутой проблемы столь велика, что, несмотря на трудности,  не  следует  отказываться  от его проведения.  Однако  уроку должны предшествовать тщательная подготовка и четкая ориентация самого педагога в проблеме. Если вы сомневаетесь в каких­то   деталях,   заранее   проконсультируйтесь   со   школьным   психологом   или   другими специалистами, которые могут вам помочь. В начале урока можно опросить учеников о том, бывали ли с ними случаи, когда, например, их товарищ   просил  сделать  что­либо,   чего  им не  хотелось   делать,  а он   настаивал.  Пусть  сначала поднимут руки те, кто отказался, так как это противоречило их жизненной позиции, а затем те, кто согласился. Попросите добровольцев из первой и второй группы рассказать об этих случаях. Если ученики не сочтут это возможным, то разберите вместе ситуацию, которую вы им предложите. Например: «Два товарища выполняли домашнее задание. Оно оказалось довольно трудным. Один все же постарался и справился, а другой, увидев, что оно трудное, не стал его делать. Наутро в школе,   узнав,   что   его   товарищ   справился,   он   попросил   списать   задание.   Первому   ученику   не хочется давать списывать, так как он считает, что в этом нет никакой пользы для товарища. Вместо этого   он   предлагает   ему   помочь   разобраться   в   задании.   Но   товарищ   отказывается,   не   желая «тратить время», и начинает «морально давить на него». Задайте ребятам вопрос, как поступили бы они в такой ситуации. Затем попросите объяснить свои ответы тех, кто дал бы списать, и тех, кто отказал бы. Подведите итог обсуждения, сделав вывод о том, что это был пример морального насилия. Расскажите детям о том, что ситуации, в которых один человек осуществляет моральное насилие над другим, могут быть различными. Как себя вести в этих случаях? Многие уступают еще и потому, что знают: за мо­ ральным может последовать физическое насилие. Например, товарищ рассердится и даже ударит тебя. Тогда вашей дружбе придет конец. Но скорее всего ей также придет конец, если ты поймешь: твой товарищ просто хочет использовать твои способности, а не является тем близким и надежным человеком, каким ты его считал. Поэтому важно осознать: если подобная ситуация возникает и твой товарищ не понимает мотивов отказа (и не желает, как в нашем примере, вместо списывания принять помощь), то это уже серьезный повод задуматься, нужны ли тебе близкие отношения с таким человеком. Придет ли он тебе на помощь в трудную минуту? Разобрав   случай   насилия   между   сверстниками,   спросите   учеников   о   том,   приходилось   ли   им попадать   в   ситуации   морального   или   физического   насилия,   исходящие   от  старших.   Попросите назвать, к каким категориям принадлежали люди, подвергавшие их моральному или физическому давлению (старшие подростки, родственники, незнакомые взрослые). Затем   проведите   групповую   работу   по   экспертизе   ситуаций.   Раздайте   группам   комплекты карточек,   в   которых   описаны   случаи   морального   и   физического   насилия   между   людьми, относящимися   к   различным   категориям:   между   сверстниками   ­   младшими   и   старшими школьниками;   между   школьниками   и   их   родственниками;   между   школьниками   и   знакомыми взрослыми; между школьниками и незнакомыми взрослыми. Попросите учеников проранжировать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья. Пусть на первое место они поставят самые опасные   ситуации.   Комплекты   карточек   во   всех   группах   могут   быть   одинаковыми (см. раздаточный материал). Обсудите выбор каждой группы и обоснованность такого выбора. В ходе обсуждения выработайте общее мнение. Можно повесить на доску подготовленный заранее плакат с правильными ответами, предложив сравнить их с тем, что решили в группах ученики. После завершения этой работы остановитесь на ситуации, когда насилие в его различных формах исходит   от   близких   родственников   (старших   братьев,   сестер,   родителей).   Объясните   разницу между насилием и наказанием. Наказание часто следует за проступком. Однако для того чтобы наказание действительно достигало результата, оно не должно быть чрезмерным. В заключение урока подойдите к самому важному вопросу: как вовремя распознать угрожающую ситуацию и избежать наиболее опасных форм насилия со стороны взрослых, часто незнакомых людей? Напомните ученикам правила поведения с незнакомыми людьми, которые неожиданно про­ являют к ребенку повышенный интерес, обещают ему различные блага и пр. Повторите эти правила с классом (предварительно либо запишите их на доске, либо повесьте соответствующий плакат). Если раньше ребята не записывали их в тетради, пусть сделают это теперь. Раздаточный материал На карточках описаны различные ситуации морального и физического насилия. Попросите детей разобрать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья и указать наиболее опасные. Насилие между сверстниками: 1.Ученик, проходя между партами, скинул вещи своего одноклассника на пол. Обиженный од­ ноклассник толкнул обидчика, завязалась драка. 2.Учительница на уроке выдала пособия с заданиями ­ одно на парту. Один из учеников пособие забрал себе, пригрозив соседке по парте, что не отдаст его, если она не выполнит данное ему задание. 3. Самый сильный мальчик в классе всех бьет и обижает, чтобы его боялись и слушались. Насилие между младшими и старшими школьниками: 1.Во дворе старшеклассники требуют деньги у младших школьников. 2.Старшеклассник   просит   знакомого   младшего   школьника   сбегать   в   магазин   за   кока­колой. Мальчику не хочется это делать, поскольку он опаздывает в секцию, и он отказывается. Тогда старший начинает угрожать расправой. Насилие между школьниками и их родственниками: 1.В   некоторых   семьях   родители   очень   строго   относятся   к   учебе   своих   детей,   поэтому   дети, получив плохую оценку, боятся идти домой. Нередко   применяются   «силовые   меры»   и  для  наказания   за  другие  проступки  детей  (пришел  с гулянья поздно, разбил нечаянно чашку и т.д.). 2.Младший брат пошел на прогулку в свитере старшего брата и нечаянно порвал его. Старший брат рассердился и дал волю рукам. Насилие между школьниками и знакомыми взрослыми: Два одноклассника подрались после уроков. Один пострадал больше другого: получил несколько синяков и небольших ушибов. Придя домой, он рассказал о драке родителям. На следующий день отец пострадавшего мальчика нашел обидчика и применил к нему силовые действия. Насилие между школьниками и незнакомыми взрослыми: 1.Школьник заболел и остался дома. Утром раздался звонок, мальчик подошел к двери и спросил: «Кто там?». Ответил незнакомый голос. Звонивший представился работником рекламной службы и предложил мальчику открыть дверь и посмотреть интересный товар. Стоит ли открывать незнакомому человеку? Какие могут быть последствия, если мальчик откроет дверь? 2.Две девочки днем возвращались из школы. Вдруг возле них остановилась машина и незнакомый мужчина предложил довезти их до дому. Надо ли садиться в чужую машину? Как эта поездка может закончиться для девочек? Материал для педсовета РЕЗКОЕ СЛОВО ­ ТОЖЕ НАСИЛИЕ[2] Право   на   образование   ребенка   следует   рассматривать   прежде   всего   как   право   на   уважение достоинства   маленького   человека,   уважительное   отношение   к   нему   со   стороны   персонала образовательного учреждения, как право насвободное выражение мнений и убеждений. В рамках школы   складываются   отношения,   которые   и   определяют   наличие   и   использование   характера управления образованием ребенка ­ насильственного или ненасильственного, что обнаруживает, в свою очередь, соблюдение прав ребенка. «Мы  ­  люди  ­  остались  такими  же,   какими  были  на  протяжении  миллионов   лет,  ­  бесконечно жадными,   завистливыми   и   агрессивными,   подозрительными,   полными   тревог   и   отчаяния.   Мы   ­ страшная смесь ненависти, страха и доброты, насилие и мир одновременно. Внешняя социальная культура   ­   результат   внутренней   психологической   структуры   наших   человеческих   отношений, каждый из нас ­ это склад всего прошлого» ­ так писал великий Кришнамурти, один из самых необычных восточных мудрецов XX века. Как утверждают психологи, в основе отношений «человек ­ человек» лежит управление собой и другими, цель которого ­ достижение желаемого стиля, вида, способа поведения, что и происходит в пределах школьного взаимодействия. При этом «нарушается благоприятное эмоциональное состояние школьника» (С.М. Тромбах), его эмоциональное   благополучие,   а   значит,   здоровье.   Размышляя   о   сути   человеческих   вза­ имоотношений, В. Франкл выделял три группы ценностей: ценность творчества, ценность пере­ живаний, ценность отношений. Забывая об этом, мы нарушаем право ребенка на самовыражение и самоопределение. Работа   по   совершенствованию   системы   управления   собой   и   другими   требует   знаний   и   пред­ ставлений о характере, принципах управления, и прежде всего ­ насильственном и ненасильствен­ ном. В понятиях «насилие» и «свобода» есть нечто общее: и то, и другое строится на отношениях между людьми и с самим собой. «Ненасильственное управление предполагает делание, деятельность, общение с удовольствием для себя, что сохраняет здоровье во всех его проявлениях»                             (Ю.М. Орлов). Но формами ненасилия человек пользуется редко. Проблема насилия рассматривается в науке широко. «Насильственное управление ­ это не только когда   убивают:   сказанное   резкое   слово   ­   тоже   насилие,   мы   подчиняемся   насильственному управлению   из  чувства   страха,   когда   нас   грубо  отстраняют,   чего­либо   лишают.   Насилие   ­   это тонкая и глубокая вещь» (Кришнамурти). Оно всегда ведет к нарушению прав человека. Если вглядеться в историю и методологию вопроса, то следует сделать вывод, что проблема на­ сильственного   управления   сложна.   На   протяжении   тысячелетий   человек   прибегал   к   насилию. Наказание   за   нежелательные   для   управителя   действия,   несмотря   на   свою   неэффективность, применяется   с   момента   возникновения   человечества.   Управленческое   поведение   как подчиняющего, так и подчиняемого выработано не ими, оно существовало до них и было усвоено через инстинкт и научение. Человек же принял эту модель в чистом виде и на протяжении долгого исторического времени прибегает к ней, превзойдя природный инстинкт животных, поскольку выработал символы устра­ шения более разнообразные, чем существующие в животном мире. Эти символы предупреждают необходимость практической реализации каких ­либо форм насилия немедленно и в разных си­ туациях. Так, угрожающе звучат слова учителя: «Дневник на стол!» ­ которые лишь предваряют грядущую  расправу,  и можно представить,  что творится в  душе ребенка  в этот  миг  и какими последствиями для здоровья это грозит. Как пишет И. А. Зимняя, мотивация педагогической деятельности связана с желанием власти. Г.А. Мюррей   еще   в   1938   г.   назвал   этот   мотив   потребностью   в   доминировании.   «Потребность   в доминировании» зачастую удовлетворяется в насильственном управлении. В ходе взаимодействия педагога   с   учениками   она   выражается   во   взглядах   (злых,   ироничных,   насмешливых, предупреждающих), в жестах, мимике, интонации, аффективной речи и т.д. Наблюдая за деятельностью студентов во время пробных уроков, мы пришли к выводу, что из всех методов   взаимодействия   в   семи   случаях   из   десяти   студенты   пользуются   предупреждающими жестами, мимикой, нежелательными для детей действиями, интонацией. Использование   вербальных   и   невербальных   средств   взаимодействия   создает   безграничные возможности применения способов управления через насилие. В свою очередь, наблюдая данные приемы в работе учителя, школьник переносит их в область собственной деятельности, что можно наблюдать на практике. Существуют два основных философских подхода в определении насилия. Один гласит: насилие ­ прирожденное свойство человека; другой утверждает: это результат социального и культурного влияния среды, в которой мы обитаем. Об этом пишет и Э. Фромм, объясняя отказ от свободы в пользу   деспотизма   разрушением   сообщества,   которое   жестко   программировало   жизненные проявления человека. В результате свобода оказывается не востребованной, так как человек не всегда готов к саморегуляции и нуждается во внешней силе, которая бы им управляла. Исследование,   проведённое   среди  выпускников   педагогического   колледжа,   показало,   что  из  43 опрошенных   выпускников   39   одобрили   концепцию   насилия   («хорошо,   что   заставляли,   ругали, наказывали, строго спрашивали...») и лишь четыре написали, что с удовольствием делали все сами. Таким   образом,   формула   «я   могу   сам,   я   хочу   сам,   я   буду   сам»   срабатывает   редко.   Человек одобряет, принимает модель насильственного управления и видит ее положительные результаты. Литературные   источники   подтверждают:   чем   выше   культура   человека,   общества,   культура отношений   в   системе   взаимодействия   «ученик   ­   учитель»,   тем   менее   значима   и   употребляема система насилия. Она имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Каждый педагог должен помнить, что тяга к насилию сидит внутри него самого, и чем умнее человек, тем более он способен стать выше насилия или использовать более тонкие и негрубые его формы. Так, студенты педагогического колледжа, изучая влияние эмоциональной памяти на результаты деятельности и активность младшего подростка, провели следующий эксперимент: первую неделю студенты вели уроки в обычном режиме, активно используя оценки и оценочные суждения; вторую неделю работали в режиме завышения отметок, а неудовлетворительный результат оценивался как отличный,   с   выдвижением   перспективы   роста;   третью   неделю   ­   в   режиме   безотметочном   и безмотивационном; четвертую ­ в режиме строгих требований выполнения норматива. Как   же   менялась   активность   детей   в   разных   ситуациях?   Оказалось,   что   уровень   активности соответствовал уровню использования системы насилия. Возможно ли применение ненасильственной формы управления в условиях профессионального и школьного обучения? Изучение   проблемы   насильственного   управления   (через   словесное   воздействие)   на   уроках физкультуры и спортивных занятиях показало, что на 45 пробных уроках в начальных классах, повышенная интонация использовалась 203 раза, насмешка ­ 24, морализирование ­ 13, придирки ­ 17, замечания ­ 392, оскорбление ­ 7, гнев ­ 19, одобрение ­ 28, похвала ­ 93, просьба ­ 12, юмор ­ 9, угроза ­ 13, поощрение самостоятельности ­ 16. Дети   реагировали   по­разному:   уходом   от   деятельности,   раздражением,   обидой,   молчаливым подчинением,   подавленным   состоянием,   равнодушием,   активной   деятельностью   при   похвале. Вывод понятен: насилие вызывает у ребенка негативную реакцию. В чем проблема? Дети неуправляемы или мы отмечены низкой культурой? У детей выработался стереотип к такому воздействию или нам не хватает ума на другие формы? Интересные ответы дали подростки из спортивной группе (ушу). Был задан вопрос: «Почему вы занимаетесь   спортом?».   70%   детей   ответили:   «Чтобы   уметь   защищаться»,   «Чтобы   ничего   не бояться », « Чтобы уметь дать сдачи». Вывод однозначен: ребенок испытывает на себе насильственное управление и затем берет его на вооружение. В этой ситуации следует говорить и о низкой правовой осведомленности детей. Ю.М. Орлов   выделяет   условия   процветания   насильственного   управления,   которые   хорошо прослеживаются в школе: ­ отрицание свободы управляемого, признание иллюзорности его существования; признание того, что его поведение ущербно и нуждается в управлении; ­   возведение эмоционального барьера и уменьшение проницаемости «я» управителя по отношению к обучающемуся, отрицание идентичности между управителем и тем, кем управляют; ­      повышенная   чувствительность   управителя,   страх   недостижения   цели  управления,   что  соот­ ветствует эмоциональной, социальной и духовной незрелости управителя. Изложенные   условия   взаимосвязаны,   основаны   на   особенностях   мышления   управителя   и управляемого. Существует   большое   количество   классификаций   видов   насильственного   управления,   явных   и скрытых.   Известное   изречение   «Похвала   ­   пилюля   для   дурака»   тоже   имеет   глубокий   смысл, корнями уходящий в суть насильственного управления. Его   распространенные   последствия:   садистское   поведение   и   приспособленчество,   постоянный страх и тревожность, работомания и суетливость ­ в основе реакций лежит синдром возмездия за насилие,   а   частая   похвала   приводит   к   тому,   что   ребенок   становится   «трудоголиком»,   теряя физическое и психическое здоровье. Родительское собрание «Как уберечь ребенка от насилия» Задачи: Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций. Форма проведения: дискуссионный клуб. Вопросы для обсуждения: ­ статистика обсуждаемой проблемы; ­ анализ мнения родителей по проблеме насилия; ­ возможные пути предупреждения насилия по отношению к детям. Подготовительная работа: ­ проведение классного часа «Я один дома, на улице, в подъезде»; ­ анкетирование; ­ подготовка ситуаций для анализа родителями; ­ подготовка памяток родителям. Ход собрания: 1. Вступительное слово классного руководителя 2. Анализ анкетирования детей и просмотр видеозаписи классного часа 3. Анализ ситуаций Родителям   предлагаются   для   анализа   реальные   жизненные   ситуации.   Необходимо   не   только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации. Ситуация 1. Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое­ то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дают на карманные расходы. Ситуация 2. Случайно родители обнаружили синяки на теле девочки, ученицы 4 класса. Они долго выясняли причину их происхождения. Услышанное повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал соседнего дома и подвергали их оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочек. Ситуация 3. Мальчик спешил в школу. Школа находилась недалеко от дома, поэтому родители его не провожали. В этот раз он вышел из дома позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти. Соблазн был велик, очень уж хотелось прокатиться на красивой машине. Поездка обернулась трагедией... Ситуация 4. Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром.   Ребята   во  дворе,   соседи  начали  многозначительно   смотреть   на  него   и  шушукаться. Семья перестала жить своей обычной жизнью. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с ребенком и невольно укоряли его за это. Ситуация   5.   Ребенка   дразнят,   обзывают   обидными   прозвищами   и   во   дворе,   и   в   школе.   Он отказывается   идти   в   школу.   Родители   идут   к   детям   разбираться.   На   некоторое   время   все успокаивается, а затем издевательство повторяется и становится еще более изощренным. 4. Анализ статистики ­ каждая четвертая женщина подвергалась в детстве сексуальному насилию. ­ каждый восьмой мужчина подвергался в детстве сексуальному насилию. ­ 30% учащихся­подростков являются основой преступных групп и др. 5. Чтение и обсуждение памяток. 6. Анализ рисунков учащихся, подготовленных к классному часу. 7. Обзор педагогической литературы по проблеме собрания. 8. Поведение итогов. Комментарии по проведению классного часа.Классный час проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются с учащимися. Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учащихся класса по обсуждаемым проблемам. В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в местах, где может быть опасность. Ребята   делают  рисунки опасных  ситуаций,   с которыми  они встречались  в   жизни.  Эти  рисунки можно использовать в ходе родительского собрания. Анкета для детей 1. Если ты остался в квартире и в твою дверь кто­то позвонил, как ты поступишь: А) откроешь дверь; Б) попросишь назваться человека, стоящего за дверью; В) не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет; Г) позвонишь по телефону соседям или родителям. 2. Если ты один дома, и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь: А) откроешь дверь; Б) сделаешь вид, что в доме никого нет; В) позвонишь родителям или знакомым людям; Г) начнёшь кричать и шуметь. 3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто­ то открывает, как ты поступишь: А) будешь ждать того, кто в неё войдёт; Б) спросишь, кто там; В) сообщишь родителям. 4. Если к тебе на улице подойдёт незнакомый человек, как ты поступишь: А) вступишь с ним в разговор; Б) молча отойдёшь в сторону; В) подойдёшь туда, где есть люди; Г) начнёшь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей. 5. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые тебе ранее ребята и предложат пойти к тебе домой поиграть, как ты поступишь: А) охотно пригласишь их к себе домой; Б) откажешь им; В) свяжешься с родными и спросишь у них разрешения; Г) пообещаешь пригласить их к себе в следующий раз, когда дома будут взрослые. 6. Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых   тебе людей, как ты поступишь: А) не пойдёшь в подъезд; Б) дождёшься знакомых или соседей и тогда пойдёшь в подъезд; В)   пойдёшь   к   ближайшему   телефону   –   автомату   или   позвонишь   родителям   по   мобильному телефону; Г) пройдёшь мимо своего дома и пойдёшь туда, где больше людей. 7. Если ты войдёшь в подъезд и увидишь там одного или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь: А) немедленно выйдешь из подъезда; Б) пойдёшь спокойно по лестнице домой; В) позвонишь в любую квартиру; Г) начнёшь звать на помощь.

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание (1-9 классы) «Жестокое обращение с детьми».

Общешкольное родительское собрание  (1-9 классы)  «Жестокое обращение с детьми».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017