История 8 класс
Тема: Общественная мысль, публицистика, литература, пресса
Можно ли утверждать, что достижения русской культуры XVIII в. были не менее значимы для развития страны, чем реформы и военные победы?
I. Работа по теме урока
1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России
На формирование идеологии Просвещения оказала большое влияние научная революция конца XVIII в. Развитие точных наук породило веру в способности человеческого разума и привело к распространению идей рационализма. Все, что не может быть признано разумным, причислялось к суевериям. Просветители считали, что безграничное познание изменит судьбу человечества. В их трудах человек — это свободный, обладающей врожденной моралью индивид, а все его пороки лишь следствие заблуждений и предрассудков. Главным средством улучшения общества многие просветители считали образование и воспитание в соответствии с природными склонностями ребенка.
Эпоха Просвещения — это время формирования современных представлений о государстве как объединении людей на основе взаимных обязательств (теория общественного договора), где все граждане имеют равные права (теория естественного права) и должны обладать демократическими свободами (свобода совести и т. д.).
Человеком, способным осуществить преобразования, направленные на установление политического единства нации, по мнению многих идеологов этой эпохи, должен стать просвещенный монарх. Однако некоторые просветители (например, Жан-Жак Руссо) отстаивали идею народного суверенитета и демократической республики.
Как известно, Екатерина II поддерживала переписку с Вольтером и Дидро, основала Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, а когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, она предлагала Дидро закончить свою работу в России. При этом российская императрица, проповедующая в «Наказе» принципы освобождения крестьян, расширила права помещиков, разрешив им ссылать крестьян в Сибирь и разлучать с семьями.
|
Особенности развития отечественной художественной культуры
2. Литература
(В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)
Автор |
Жанр |
Наиболее известное произведение |
Антиох Дмитриевич Кантемир |
Сатиры, басни |
«На хулящих учение» |
Василий Кириллович Тредиаковский |
Оды, элегии, басни |
|
Александр Петрович Сумароков |
Трагедии, комедии |
«Димитрий Самозванец»
|
Михаил Васильевич Ломоносов |
Оды, басни |
|
Денис Иванович Фонвизин |
Комедии |
«Недоросль» |
Гавриил Романович Державин |
Оды, басни |
«Фелица» |
Николай Михайлович Карамзин |
Повести, элегии |
«Бедная Лиза» |
3. Общественная мысль, политическая литература, публицистика
(В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)
Автор |
Идеи |
Произведение |
Примечание |
Василий Никитич Татищев |
Самодержавное правление — естественный способ управления для России |
Записка, поданная Сенату в 1730 г. |
|
Артемий Петрович Волынский |
Право дворян участвовать в управлении государством |
«Проект о поправлении государственных дел» |
|
Александр Николаевич Радищев |
Осуждение самодержавия и крепостного права |
«Путешествие из Петербурга в Москву» |
Обвинен в призывах к свержению самодержавия и сослан в Сибирь (1790 г.). При Павле I возвращен из Сибири, отбывал ссылку в своем имении |
Николай Иванович Новиков |
Издание произведений, обличающих коррупцию, злоупотребления помещиков и другие социальные язвы |
|
Арестован и без суда заключен в Шлиссель- бургскую крепость (1792 г.). Освобожден Павлом I |
4. Мемуары
(Рассказ учителя с привлечением дополнительного материала.)
Отрывок из записок Екатерины II
Помню, что как-то раз, на одном из этих публичных маскарадов, узнав, что все делают себе новые и прекраснейшие платья, и потеряв надежду превзойти всех женщин, я придумала надеть гродетуровый белый корсаж (у меня тогда была очень тонкая талия) и такую же юбку на очень маленьких фижмах; я велела убрать волосы спереди как можно лучше, а назади сделать локоны из волос, которые были у меня очень длинные, очень густые и очень красивые; я велела их завязать белой лентой сзади в виде лисьего хвоста и приколола к ним одну только розу с бутонами и листьями, которые до неузнаваемости походили на настоящие; другую я приколола к корсажу; я надела на шею брыжжи из очень белого газу, рукавчики и маленький передник из того же газу и отправилась на бал. В ту минуту, как я вошла, я легко заметила, что обращаю на себя все взоры. Я прошла, не останавливаясь, через всю галерею и вошла в покои, которые составляли другую половину; я встретила императрицу, которая мне сказала: «Боже мой, какая простота! как! даже ни одной мушки?» Я засмеялась и ответила, что это для того, чтобы быть легче одетой.
Она вынула из своего кармана коробочку с мушками и выбрала из них одну средней величины, которую прилепила мне на лицо. Оставив ее, я вскоре вернулась в галерею, где показала мушку самым близким, а также фавориткам императрицы, и так как мне было очень весело, то в этот вечер я танцевала больше обыкновенного. Не помню, чтобы когда-либо в жизни я получала столько от всех похвал, как в тот день. Говорили, что я прекрасна, как день, и поразительно хороша; правду сказать, я никогда не считала себя чрезвычайно красивой, но я нравилась, и полагаю, что в этом и была моя сила. Я вернулась домой очень довольная тем, что придумала такую простоту, в то время как остальные наряды были редкой изысканности. В таких развлечениях окончился 1750 год.
«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»
Отрывок из записок Е.Р. Дашковой
Примите историю моей жизни, грустную историю, из которой легко было бы составить увлекательный роман... Я писала ее без приготовления, так, как я. говорю, и с полной откровенностью, устоявшей против всех горьких уроков опыта. Правда, я обошла молчанием или только слегка коснулась тех душевных потрясений, которые были следствием неблагодарности людей, обманувших мое безграничное доверие им. Это единственные факты, обойденные мной; одно воспоминание о них еще доселе приводит меня в трепет.
Из моего рассказа будет видно, как опасно плыть на одном корабле с «великими мира сего» и как придворная атмосфера душит развитие самых энергических натур; за всем тем совесть, свободная от упрека, может дать нам достаточно сил — чтобы обезоружить твердостью души свирепость тирана и спокойно перенести самые несправедливые гонения. Здесь же мы найдем пример, как зависть и ее верная подруга — клевета — преследуют нас на известной степени славы.
Когда мне было уже шестьдесят лет, когда я вынесла много несчастий, болезней, жестокое изгнание и в уединении посвятила себя благу своих крестьян, мой взор в первый раз обратился к прошедшему; и я увидела всю ложь и пристрастные обвинения, распространенные некоторыми французскими писателями против Катерины большой [Екатерины II], но вместе с тем они не пощадили по дороге своего злословия и ее друга; Катерину маленькую [Е.Р. Дашкову]. В этих памфлетах ваша Дашкова очернена всеми пороками, совершенно чуждыми ее характеру; у одних она является женщиной самого преступного честолюбия, у других — грубой развратницей.
«Записки княгини Е.Р. Дашковой»
Домашнее задание: читать материал, конспект.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.