Общество и личность в условиях информатизации

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации.
Иконка файла материала Общество и личность в условиях информатизации.doc
Общество и  личность в условиях информатизации В   условиях   развертывания   информатизации   каждое   из   диалектически взаимосвязанных   начал   человека:   физическое,   психическое   и   социальное   требует специального   учета,   т.к.   только   в   этом   случае   новые   возможности   информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет   специфики   этих   начал   человека,   стихийная   информатизация   чревата   трудно прогнозируемыми   в   полной   мере   отрицательными   общественными   последствиям информатизации. 1.  Учет   физического   начала.   Проблемы   адаптации   людей   с   ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода к разработке   прежде   всего   устройств   ввода­   вывода   информации   в   ЭВМ.   Например:   во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы,   позволяющие   осуществлять   голосовой   ввод   информации;   практически полностью потерявшие подвижность  могут осуществляють работу на компьютере, ввод информации движением глаз при помощи специальных шлемов. В   России   создана   специальная   программа   по   компьютерной   технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей   ,   что   очень   важно,   так   как   в   каждой   тридцатой   семье   ребенок   страдает   этим заболеванием); существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными возможностями. Необходима   разработка   программ   занятости   с   использованием   компьютеров   на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться  на работу. Реализация таких программ   позволит   обществу   не   потерять   деятельностный,   образовательный   и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность.  2. У людей различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях возрастающих потоков информации. Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию”1  по   телевидению   молодежь   и   люди   пожилого   возраста.   Необходимо правовое ограничение объема и содержания телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов. На   повестке   дня   активное   развитие   научного   направления   ­   информационной (компьютерной) психологии.  Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:   ­   страх   человека   перед   стремительно   совершенствующейся   информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия); ­ “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ, а не с людьми; ­ утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.  Уже   появился   термин   “киберболезнь”,   которой   подвержены   люди,   часто находящиеся в виртуальной реальности. Должны   создаваться   соответствующие   рекомендации   для   разработчиков   ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей. Значительные   наработки   в   этом   направлении   уже   есть.   Так,   например,   люстра, изобретенная   выдающимся   русским   биофизиком   А.Л.Чижевским   ,   насыщая   воздух 1 зомби ­ восставший мертвец, автоматически выполняющий командыаэроинами,   нейтрализует   смог   положительных   ионов   в   компьютерных   помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека, снимает усталость и стрессы.   Ряд   монохромных   ноутбуков   имеют   большой   жидкокристаллический   экран   , дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает утомляемость глаз.  В социально­экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику. 3. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека. Остановимся   на  основных   социальных   проблемах   и   вариантах   их   решения   в условиях информатизации: ­ проблема языковой коммуникации.   Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства   информатизации   должны   органически   встраиваться   в   сеть   естественно сложившейся   для   каждого   человека   языковой   среды.   В   условиях   России   широкое распространение   нерусифицированных   программных   средств,   формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации ­ тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.   Должны  быть разработаны средства  информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене. информационная безопасность личности. ­ Под  информационной   безопасностью  понимается   состояние   защищенности информационной   среды   общества,   обеспечивающее   ее   формирование   и   развитие   в интересах граждан, организаций и государства[31]. Обеспечение   информационной   безопасности   личности  означает   ее   право   на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников   информация   не   препятствует   свободному   формированию   и   развитию   его личности. В качестве воздействия на личность могут выступать: ­ целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально­психологического состояния людей; ­ распространение недостоверной, искаженной, неполной информации; ­ использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.   Информационные   воздействия   опасны   или   полезны   не   столько   сами   по   себе, сколько   тем,   что   управляют   мощными   вещественно­энергетическими   процессами.   Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно­ энергетические   процессы,   параметры   которых   на   много   порядков   выше   самой информации[32]. Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени,   чем   в   мире   обычном,   подвержены   внушению   и   гипнозу.   Запрограммировать игровую   программу   на   ту   или   иную   установку   не   представляет   труда.   “Виртуальную” систему  можно  заразить  вирусом,   который   будет кодировать   на слова,   что  позволит  в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.   За   рубежом   наблюдение   за   соблюдением   прав   граждан   в   этом   отношении   ­ компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах[33]. ­ компьютерная преступность, вирусы.Компьютерный   вирус   ­   специальная   программа,   составленная   кем­то   со   злым умыслом   и   способная   к   саморазмножению.   Одну   из   самых   популярных   антивирусных программ ­ “AIDSTEST” ­ ее автор Д.Лозинский обновляет иногда даже дважды в неделю.  Попытка   создателей   вирусов,   как   правило,   молодых   людей   реализовать   себя   в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться, “прогреметь”, а также   с   отсутствием   осознанных   жизненных   целей.   Д.Лозинский   считает   их   жалкими созданиями[34].