Обществознание 9 класс Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность»
Оценка 4.7

Обществознание 9 класс Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность»

Оценка 4.7
docx
23.01.2020
Обществознание  9 класс  Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность»
Правонарушения и юридическая ответственность.docx

Обществознание  9 класс  Тема:  «Правонарушения и юридическая ответственность»

Цели урока:

- формировать правовое сознание учащихся   - развивать умение поиска и выделения информации

- развивать умение анализа с целью выделения признаков

- развивать умение строить логическую цепь рассуждения

- развивать умение планировать коллективную деятельность

- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   - ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности

Тип урока: урок изучения нового материала

Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.

1.      Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Используемые ИКТ

Деятельность учеников

Организационно-психологический этап

Учитель входит в класс, приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока (слайд 1): «Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и юридическая ответственность”. Записываем её в тетрадях. Наша цель на уроке – охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность”.

Презентация слайд 1

Ученики записывают тему в тетрадях

Постановка проблемного вопроса

Слова учителя: «Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? (слайд 2).

Презентация слайд 2

Ученики смотрят на доску и схему на доске, слушают учителя

Изучение нового материала

 

А) изучение понятия «правонарушение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Рассмотрение видов правонарушений

 

В) Рассмотрение понятия «юридическая ответственность»

 

 

 

Г) Рассмотрение видов юридической ответственности

Слова учителя: «Для начала дадим определение понятию “правонарушение”».  «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к документу (раздаточный материал 1). В данном документе мы должны найти основные признаки правонарушения, которые мы представим в виде схемы (слайд 3). Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и несколько свойств и отмечаем их в самом тексте следующим образом: признак – с помощью квадрата, свойства – с помощью кружков. После этого мы проверяем результаты вашей работы и заносим их в схему».

Слова учителя: «Теперь проверим результаты вашей работы».

Учитель демонстрирует готовую схему в презентации (слайд 4, приложение 1) и говорит: «Сравним найденные вами признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои тетради. Теперь давайте составим из этих признаков определение понятия “правонарушение”. Какое определение вы могли бы дать?».

 

Учитель формулирует определения понятия «правонарушение»: Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица (слайд 5). «Теперь запишем данное определение».

Слова учителя: «Правонарушения принято разделять на два вида». Показывает схему «Виды правонарушений» (слайд 6, приложение 2). «Записываем схему в тетрадях».

 

Слова учителя: «Вначале запишем определение понятия «проступок». Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда (слайд 7). А теперь дадим самостоятельно определение понятию “преступление”».

Учитель формулирует определения понятия «преступление»: Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного вреда (слайд 8). «Теперь запишем данное определение».

 «Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике примеры проступка и преступления. Ваша задача – определить, где указывается проступок, а где преступление» (слайд 9).

 «Теперь выполним аналогичное задание, текст которого можно увидеть на экране (слайд 10). Смотрим на экран и поднимаем руки, если у нас готов ответ».

Слова учителя: «Таким образом, как мы все увидели, любое правонарушение характеризуется определённой степенью общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно представляет для общества».

Слова учителя: «“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (слайд 11), - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду?».

 «Правильно. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запишем его. Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания (слайд 12)».

Слова учителя: «Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?»

 «Правильно. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 2) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, (слайд 13, Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу».

Учитель демонстрирует учащимся таблицу-образец (слайд 14, приложение 5).

Слова учителя: «Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?».

 

Презентация (слайд 3-5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация (слайд6-10)

 

 

 

 

 

 

 

Презентация (слайд11-12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация (слайды 13-14)

 

Ответ учеников: «Правонарушение – это нарушение права, правового предписания».

 

Ученики чертят схему в тетрадях, читают текст, отмечают нужный материал.

 

Ученики называют выделенные ими признак и свойства.

 

Ученики заполняют схему в тетради и дают свои варианты определения

Ученики записывают определение в тетрадях

 

Ученики записывают определение понятия «проступок» в тетрадях, дают свои варианты определения понятия «преступление».

 

Ответ учеников: «Строгость наказания зависит от характера правонарушения»

 

Ученики работают в группах, читают текст документа, заполняют свою часть таблицу, выбирают эксперта для выступления. По прошествии пяти минут эксперты от каждой группы выступают, остальные ребята слушают и заполняют таблицу.

Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя

Ответы учеников

Закрепление А) Выполнение тестового задания

Решение проблемного вопроса

Слова учителя: «Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С этой целью мы выполним задания теста, которые лежат у вас на партах (раздаточный материал 4). Задания теста близки к тем, которые используются в ГИА по обществознанию. Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты».

Слова учителя: «Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока (слайд 16). Обратимся к схеме на доске. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества?».

 

 

 

 

 

Презентация (слайд 16)

Ученики выполняют тест

 

Домашнее задание

§ 10, найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность» (слайд 17).

 (слайд 17)

Запись домашнего задания

 

Обществознание 9 класс Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность»

Обществознание  9 класс  Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность»

Обществознание 9 класс Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность»

Обществознание  9 класс  Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020