Обществознание. Социальные институты

  • pptx
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЛА 1 Соц.институты.pptx

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ

1.ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИН СТИТУЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

2.ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦ. ИНСТИТУТОВ И ИХ ПРИЗНАКИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

ТЕРМИНЫ: ДИСФУНКЦИЯ, ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ.

ВСПОМНИТЕ

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИ ЗНИ ОБЩЕСТВА?
ЧТО ТАКОЕ ПОТРЕБНОСТЬ?

КАКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА МОЖНО ОТНЕСТИ К БАЗОВЫМ?
КАКУЮ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ?

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, КЛАССЫ, СТРАТЫ, КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ
ПО МАРКСУ И ВЕБЕРУ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦ. ОТНОШЕНИЙ.

5

Сферы (подсистемы) общественной жизни

Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная

Отношения людей в процессе
производства, обмена,
распределения и потребления

Взаимосвязи социальных групп,
слоев, общностей

Взаимодействие отдельных
людей и социальных групп по вопросу
о государственной власти

Религиозные, нравственные,
эстетические и другие идеи, соответствующие
им отношения и организации

Материалисты:
экономическая сфера – главная!

Идеалисты:
духовная сфера – главная!

Потребности – это нужда человека в чем-либо. Потребности бывают биологические (физиологические, витальные) – в еде, самосохранении, в тепле; социальные – в общении, в труде; духовные – в образовании, самосовершенствовании.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.

СЕМЬЯ

ШКОЛА

РОЛЬ РЕБЕНКА

РОЛЬ УЧЕНИКА

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- КАК НАБОР
СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ, И НОРМ ЕГО РЕГУЛИРУЮЩИХ.
НЕКОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ ЕЩЕ БАЗОВЫЕ
ЦЕННОСТИ.

8

Социальные институты

Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей

«установление»

 семья

 производство

 государство

 образование

 религия

в воспроизводстве рода
в безопасности и социальном порядке
в средствах существования
в получении знаний, социализации, подготовке кадров
в решении духовных проблем смысла жизни

Каких?

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

К ПРИЗНАКАМ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОТНОСЯТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СИМВОЛОВ- ФЛАГ, ГЕРБ, КРЕСТ, ИКОНА, ОБРУЧ. КОЛЬЦА. ИНСТИТУТЫ ИМЕЮТ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЛОЩЕНИЕ: СЕМЬЯ- ДОМ ; ШКОЛА- ЗДАНИЕ.

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА- ИНСТИТ УЦИАЛИЗАЦИЯ
ЭТАПЫ.

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАСУЩНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ
ЦЕЛЕЙ.2.ВЫРАБОТКА СОЦ. НОРМ, РЕГУЛИ РУЮЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОБЛАСТЬ.
3.ОСОБАЯ СИСТЕМА ЗНАКОВ, СИМВОЛОВ ДАННОГО ИНСТИТУТА.

4.СИСТЕМА СТАТУСОВ И РОЛЕЙ.
5.СОЗДАНИЕ МАТ. БАЗЫ СОЦ. ИНСТИТУТА
6.ВКЛЮЧЕНИЕ НСТИТУТА В СИСТЕМУ И САНКЦИИ

С17. – НАУКА.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

СОЦИАЛЬНЫЕ
ИНСТИТУТЫ.

ГЛАВНЫЕ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ – ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ- ГОСУДАРСТВО

ИНСТИТУТ СЕМЬИ- ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА; ВОСПИТАНИЕ.

СОЦ- КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИ ТУТЫ.
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ- ПРОИЗВОДСТВО,
РЫНОК.

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

НЕОСНОВНЫЕ

ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ.
ИНСТИТУТ БРАКА.
ИН СТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

ОДНОЙ ИЗ ЧЕРТ СОЦ. ИНСТИТУТОВ- ИСТОРИЧНОСТЬ

СОЦ. ИНСТИТУТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ БЫВАЕТ ПРИОБРЕТАЕТ КОНФЛИКТНЫЙ ХАРАКТЕР.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЮБОГО ИНСТИТУТА- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ЧЕЛОВЕКА. ТАКИЕ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТСЯ ЯВНЫМИ.

СКРЫТЫЕ ФУНКЦИИ СВЯЗАНЫ С ПОВЫШЕНИЕМ СОБСТВЕННОГО ПРЕСТИЖА.
( ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРА) , РОЛЬ СМИ.

ЕСЛИ СКРЫТЫЕ ФУНКЦИИ ПРИОБРЕТАЮТ НЕГАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, А ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ ТО ЭТО ДИСФУНКЦИЯ.
ПРИМЕР- БЮРОКРАТИЯ. ПАДЕНИЕ ПРЕСТИЖА СМИ.
«ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ»

Функции социальных институтов: социализация и интеграция новых поколений в общество; социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества. Социальными институтами являются: семья, школа, армия, церковь, собственность. Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как системы, имеющей свои потребности. Г.Спенсер полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство). Социолог Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей, вокруг которых и группируются социальные институты.  

1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается также единым литературным языком - средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет) -средства массовой коммуникации (телеграфная связь, почта, телефон) -прочие институты (издательства, выпускающие научные книги) 2) потребность в производстве товаров и услуг -производство 3)потребность в распределении товаров и услуг -торговля 4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей -армия -специальные организации, обеспечивающие безопасность граждан (МЧС) 5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов взамен выбывающих из социальной жизни -семья -система образования 6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно-полезной деятельности) - политические институты - милиция - прокуратура - судебная система    

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

ИНФРАСТРУКТУРА- -СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОБЩЕГО ЦЕЛОГО, НОСЯЩИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ.

СОЦИАЛЬНАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА- ОБЪЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, ОБЕС ПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕЁ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВЫДЕЛЯЮТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОБСТВЕННО
СОЦИАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ- ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕКТЫ, РАЗВИТИЯ И ТД.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. С 24-25.

УСТНО-ВОПРОСЫ НА С.23- 24.
ТАБЛИЦА(5) – ПИСЬМЕННО.