ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
1.ЧТО ТАКОЕ  СОЦИАЛЬНЫЕ  ИНСТИТУТЫ И  ИН СТИТУЦИОННЫЙ  ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ  ОБЩЕСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ.
2.ОПРЕДЕЛЕНИЯ  СОЦ. ИНСТИТУТОВ  И ИХ  ПРИЗНАКИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.
ТЕРМИНЫ: ДИСФУНКЦИЯ, ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ.
ВСПОМНИТЕ
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ  СФЕРЫ ЖИ ЗНИ ОБЩЕСТВА?
ЧТО ТАКОЕ ПОТРЕБНОСТЬ?
КАКИЕ  ПОТРЕБНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА МОЖНО ОТНЕСТИ К БАЗОВЫМ?
КАКУЮ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ?
СОЦИАЛЬНАЯ  СТРАТИФИКАЦИЯ, КЛАССЫ,  СТРАТЫ,  КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ 
ПО  МАРКСУ  И ВЕБЕРУ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  СОЦ. ОТНОШЕНИЙ.
5
Сферы (подсистемы) общественной жизни
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
Отношения людей в процессе
 производства, обмена, 
распределения и потребления
Взаимосвязи социальных групп, 
слоев, общностей
Взаимодействие отдельных 
людей и социальных групп по вопросу 
о государственной власти
Религиозные, нравственные,
эстетические и другие идеи, соответствующие 
им отношения и организации
Материалисты: 
экономическая сфера – главная!
Идеалисты: 
духовная сфера – главная!
Потребности – это нужда человека в чем-либо. Потребности бывают биологические  (физиологические, витальные) – в еде, самосохранении, в тепле; социальные – в общении, в труде; духовные – в образовании, самосовершенствовании.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.
СЕМЬЯ
ШКОЛА
РОЛЬ РЕБЕНКА
РОЛЬ УЧЕНИКА
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- КАК НАБОР 
СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, МОДЕЛЕЙ  ПОВЕДЕНИЯ, И НОРМ ЕГО РЕГУЛИРУЮЩИХ.
НЕКОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ ЕЩЕ БАЗОВЫЕ 
ЦЕННОСТИ.
8
Социальные институты
Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей
«установление»
 семья
 производство
 государство
 образование
 религия
в воспроизводстве рода
в безопасности и социальном порядке
в средствах существования
в получении знаний, социализации, подготовке кадров
в решении духовных проблем смысла жизни
Каких?
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
К ПРИЗНАКАМ СОЦИАЛЬНОГО  ИНСТИТУТА ОТНОСЯТ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 
СИМВОЛОВ- ФЛАГ, ГЕРБ, КРЕСТ, ИКОНА, ОБРУЧ. КОЛЬЦА. ИНСТИТУТЫ ИМЕЮТ  И МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЛОЩЕНИЕ: СЕМЬЯ- ДОМ ; ШКОЛА- ЗДАНИЕ.
ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ  ИНСТИТУТА-                            ИНСТИТ УЦИАЛИЗАЦИЯ
ЭТАПЫ.
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАСУЩНОЙ  ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА И  ФОРМИРОВАНИЕ  ОБЩИХ 
ЦЕЛЕЙ.2.ВЫРАБОТКА  СОЦ. НОРМ, РЕГУЛИ РУЮЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ  ОБЛАСТЬ. 
3.ОСОБАЯ СИСТЕМА  ЗНАКОВ, СИМВОЛОВ ДАННОГО ИНСТИТУТА.
4.СИСТЕМА  СТАТУСОВ И РОЛЕЙ.
5.СОЗДАНИЕ  МАТ. БАЗЫ СОЦ. ИНСТИТУТА
6.ВКЛЮЧЕНИЕ НСТИТУТА В СИСТЕМУ И САНКЦИИ
С17. – НАУКА.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.
СОЦИАЛЬНЫЕ 
ИНСТИТУТЫ.
ГЛАВНЫЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ – ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ- ГОСУДАРСТВО
ИНСТИТУТ СЕМЬИ- ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА; ВОСПИТАНИЕ.
СОЦ- КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИ ТУТЫ. 
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ,  КУЛЬТУРА.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ- ПРОИЗВОДСТВО,
РЫНОК.
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ
НЕОСНОВНЫЕ
ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ.
ИНСТИТУТ БРАКА.
ИН СТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
ОДНОЙ ИЗ ЧЕРТ СОЦ. ИНСТИТУТОВ- ИСТОРИЧНОСТЬ
СОЦ. ИНСТИТУТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ БЫВАЕТ ПРИОБРЕТАЕТ КОНФЛИКТНЫЙ ХАРАКТЕР.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.
ГЛАВНАЯ  ФУНКЦИЯ  ЛЮБОГО ИНСТИТУТА- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ  ПОТРЕБНОСТЕЙ 
ЧЕЛОВЕКА. ТАКИЕ ФУНКЦИИ  НАЗЫВАЮТСЯ   ЯВНЫМИ.
СКРЫТЫЕ  ФУНКЦИИ  СВЯЗАНЫ С ПОВЫШЕНИЕМ  СОБСТВЕННОГО ПРЕСТИЖА.
( ПРОИЗВОДСТВО  ТОВАРА) , РОЛЬ СМИ.
ЕСЛИ СКРЫТЫЕ ФУНКЦИИ ПРИОБРЕТАЮТ  НЕГАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, А ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ ТО  ЭТО  ДИСФУНКЦИЯ.
ПРИМЕР- БЮРОКРАТИЯ. ПАДЕНИЕ ПРЕСТИЖА  СМИ.
«ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ»
Функции социальных институтов: социализация и интеграция новых поколений в общество; социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества. Социальными институтами являются: семья, школа, армия, церковь, собственность. Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как системы, имеющей свои потребности. Г.Спенсер полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство).Социолог Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей, вокруг которых и группируются социальные институты.
1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается также единым литературным языком- средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет)-средства массовой коммуникации (телеграфная связь, почта, телефон)-прочие институты (издательства, выпускающие научные книги)2) потребность в производстве товаров и услуг-производство3)потребность в распределении товаров и услуг-торговля4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей-армия-специальные организации, обеспечивающие безопасность граждан (МЧС)5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов взамен выбывающих из социальной жизни-семья-система образования6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно-полезной деятельности)- политические институты- милиция- прокуратура- судебная система
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.
ИНФРАСТРУКТУРА- -СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОБЩЕГО ЦЕЛОГО, НОСЯЩИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ.
СОЦИАЛЬНАЯ 
ИНФРАСТРУКТУРА
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА- ОБЪЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, ОБЕС ПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕЁ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ  ВЫДЕЛЯЮТ  ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И  СОБСТВЕННО 
СОЦИАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ- ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕКТЫ, РАЗВИТИЯ И ТД.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.