Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.
Оценка 5

Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. Комплекс уроков-презентаций.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
обществознание
10 кл
05.01.2017
общ. проф.10.4-6. Осн. этапы разв-я соц.-гум. знания. Древ. мысл-ли о мире и чел..ppt

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания (Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях)

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания (Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях)

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания (Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях)

Обществознание, профильный уровень

Урок 3-4

Д.З: § 2, ?? (с. 15), задания (с.15-16)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Дать представление об особенностях мифологического сознания людей древности; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально…

ЦЕЛИ УРОКА Дать представление об особенностях мифологического сознания людей древности; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально…

ЦЕЛИ УРОКА

Дать представление об особенностях мифологического сознания людей древности;
развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Понятия, идеи миф; мифологическое сознание; даосизм; буддизм; конфуцианство; веда; реинкарнация; йога; дао; логос

Понятия, идеи миф; мифологическое сознание; даосизм; буддизм; конфуцианство; веда; реинкарнация; йога; дао; логос

Понятия, идеи

миф;
мифологическое сознание;
даосизм;
буддизм;
конфуцианство;
веда;
реинкарнация;
йога;
дао;
логос

Изучение нового материала Вспомните

Изучение нового материала Вспомните

Изучение нового материала

Вспомните. Как выглядел мир в мифах древних народов? Чем характеризовался кастовый строй в Древней Индии? Чем отличалось политическое устройство античного полиса от древневосточных государств?

Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем.
Античные философы об обществе и государстве .
Моральная философия эпохи Средневековья

Мифология Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение

Мифология Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение

Мифология

Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение.
На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах.
Мифология – это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:
Идея творения – мир создан существом – богом.
Идея развития – мир постепенно развивается из хаоса.

Тематические циклы мифов. Космогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества

Тематические циклы мифов. Космогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества

Тематические циклы мифов.

Космогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества.
Мифы о культурных героях – о происхождении тех или иных культурных благ.
Эсхатологические мифы – о конце света, конце времён.

Древнеиндийская философия. Веды – первые письменные источники, сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений

Древнеиндийская философия. Веды – первые письменные источники, сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений

Древнеиндийская философия.

Веды – первые письменные источники, сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений.
Ведическая литература делится на несколько групп текстов:
Веды.
Ригведа – знание гимнов.
Упанишады – философские воззрения индусов.

В этих текстах выражена идея реинкарнации – переселения душ живых существ после их смерти.
Каждый получает то, что заслуживает.
После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа.
Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы.

Карма Какое место занимали люди в этом мире? 1 место – мир богов – пространство, где процветает райская жизнь

Карма Какое место занимали люди в этом мире? 1 место – мир богов – пространство, где процветает райская жизнь

Карма

Какое место занимали люди в этом мире?
1 место – мир богов – пространство, где процветает райская жизнь.
2 место – мир людей
Брахманы – мудрецы, толкователи Вед.
Кшатрии – воины и правители.
Вайши – земледельцы и скотоводы.
Судры – слуги.
3 место – мир демонов, духов животных и обитателей многочисленных адов.

Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от неё?
Самый надёжный путь к этому – жизнь аскета – отшельника, или йога, для достижения состояния, помогающего освобождению души.

Буддизм (5 век до н. э.) В основе буддизма лежит учение о

Буддизм (5 век до н. э.) В основе буддизма лежит учение о

Буддизм (5 век до н. э.)

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания.
Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Древнекитайская философия. Даосизм:

Древнекитайская философия. Даосизм:

Древнекитайская философия.

Даосизм:
Природа.
Космос.
Человек.
Человек занимает среднее положение в мире. Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: янь (свет) и инь (тьма).
Дао – путь(всё в мире находиться в пути, в движении, в изменении, всё непостоянно и конечно).

Конфуцианство Конфу́ций ( ок. 551 до н

Конфуцианство Конфу́ций ( ок. 551 до н

Конфуцианство

Конфу́ций ( ок. 551 до н. э.,
Цюйфу — 479 до н. э.) — китайский
мыслитель и философ. Его учение
оказало глубокое влияние на
цивилизацию Китая и Восточной Азии,
став основой философской системы,
известной как конфуцианство.
Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Конфуций

Конфуцианство. Основные идеи Личность не для себя, а для общества

Конфуцианство. Основные идеи Личность не для себя, а для общества

Конфуцианство. Основные идеи

Личность не для себя, а для общества
Изначальное понятие – порядок «ли».
Подлинное соблюдение порядка ведёт к должному исполнению обязанностей
Порядок наполняется добродетелью «дэ».
Точное исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности «жень».
Чтобы быть человечным, следуй правилам.
Отождествление общества и государства.
Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности «ли»
Идея правильного государства

Конфуцианство. Само государство – это одна большая семья, где государь – «сын

Конфуцианство. Само государство – это одна большая семья, где государь – «сын

Конфуцианство.

Само государство – это одна большая семья, где государь – «сын Неба» и «отец и мать народа».
Регулирующую роль в этой семье выполняют моральные нормы.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение.
Тот, кто размышляет,
не желая учится,
окажется в затруднении.

Моизм Идея любви и преуспеваемости, взаимной пользы

Моизм Идея любви и преуспеваемости, взаимной пользы

Моизм

Идея любви и преуспеваемости, взаимной пользы.
Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.
На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое.

Философия Древней Греции. Плато́н (428 или 427 до н

Философия Древней Греции. Плато́н (428 или 427 до н

Философия Древней Греции.

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл . Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платон

Общество по Платону.
Руководят одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди.
Основной принцип – справедливость.
Люди подразделяются на три группы:
Мудрецов – которые должны править.
Воинов – которые должны защищать.
Крестьян и ремесленников – которые должны трудиться.
Частная собственность – источник зла и несправедливости.
Человек живёт для процветания государства.

Философия Древней Греции. Аристо́тель (384 до н

Философия Древней Греции. Аристо́тель (384 до н

Философия Древней Греции.

Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.

Общество по Аристотелю.
Понятие общество у него более широкое, чем понятие государство. Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников – это условие стабильности общества и государства.
Государства бывают:
Правильныемонархия, аристократия, демократия.
Неправильныетирания, олигархия, охлократия.
Идеал государства – полития (смешанное государство), в нём должны сочетаться лучшие качества правильных государств, не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

Что такое история? К чему стремится философия?

Что такое история? К чему стремится философия?

Что такое история?
К чему стремится философия?
Основные вопросы философии?
Какие методы использует социология?
Какова роль психологии?
Что изучает культурология?

Проверь себя

Контрольные вопросы 1) Каковы особенности мифологического сознания людей древности? 2)

Контрольные вопросы 1) Каковы особенности мифологического сознания людей древности? 2)

Контрольные вопросы

1) Каковы особенности мифологического сознания людей древности?
2) Что означала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями, по мысли древних философов, можно было преодолеть неблагоприятную карму?
3) Какие «благородные истины» провозгласил Будда?
4) Почему буддизм назвали «атеистической» религией?
5) В чем выражалась созерцательность даосизма?
6) Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?
7) Охарактеризуйте основные черты «идеального государства» Платона. Сравните их с особенностями «правильного государства» Конфуция.
8) Какую роль в развитии общества Платон отводил образованию?
9) Каким слоям общества Аристотель отводил роль социальной силы, обеспечивающей устойчивость и стабильность, и почему?
10) Сравните взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Выделите общее, укажите различия.

ТЕСТ 1.Идея реинкарнации принадлежит:

ТЕСТ 1.Идея реинкарнации принадлежит:

ТЕСТ

1.Идея реинкарнации принадлежит:
А) древнеиндийской философии
Б) древнекитайской
В) древнегреческой Г) древнерусской

ТЕСТ 2. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит:

ТЕСТ 2. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит:

ТЕСТ

2. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит:
А) следование строгому порядку, соблюдение этикета
Б) интересы общества и государства стоят на первом месте в ущерб личным
В) лучшее поведение человека это следование естественному порядку вещей
1) даосизм 2)конфуцианство 3) буддизм

ТЕСТ 3. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:

ТЕСТ 3. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:

ТЕСТ

3. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:
А) Конфуций
Б) Будда
В) Платон Г) Лао-Цзы

ТЕСТ 4. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится:

ТЕСТ 4. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится:

ТЕСТ

4. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится:
А) социология Б)философия
В) биология
Г) история

ТЕСТ 5. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам?

ТЕСТ 5. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам?

ТЕСТ

5. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам?
А) изучение только объективных связей явлений материального мира
Б) изучение не только общих признаков однородных явлений, но и черты отдельного неповторимого явления
В) изучение свойств всей совокупности однородных объектов
Г) изучение упорядоченных сведений о закономерностях движения материи

ТЕСТ 6. Учение о «Божьем Граде и

ТЕСТ 6. Учение о «Божьем Граде и

ТЕСТ

6. Учение о «Божьем Граде и Граде Земном» создал:
А) Фома Аквинский
Б) Августин Блаженный В) У.Оккам
Г) Илларион

ТЕСТ 7. Соотнести: А) создал теорию общественного договора

ТЕСТ 7. Соотнести: А) создал теорию общественного договора

ТЕСТ

7. Соотнести:
А) создал теорию общественного договора
Б) выдвинул идею о разделении властей на законодательную и исполнительную
В) выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти
Г) «нарисовал» идею идеального общества, где нет частной собственности, всеобщее равенство, нет денег
1) Дж. Локк 2) Монтескье 3) Т. Гоббс 4) Т. Мор

ТЕСТ 8. У истоков социологии как науки стоят:

ТЕСТ 8. У истоков социологии как науки стоят:

ТЕСТ

8. У истоков социологии как науки стоят:
А) Г. Спенсер
Б) А. Смит
В) К. Маркс
Г) О.Конт
Д) В. Ленин

ТЕСТ 9. Какую из перечисленных философских систем называют «философией существования»?

ТЕСТ 9. Какую из перечисленных философских систем называют «философией существования»?

ТЕСТ

9. Какую из перечисленных философских систем называют «философией существования»?
А) технократизм
Б) экзистенциализм В) материализм
Г) идеализм

ТЕСТ

ТЕСТ

ТЕСТ

ТЕСТ

ТЕСТ

ТЕСТ

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

Что узнали? Каким способом? Чему научились?

рефлексия

Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

Скачать файл