ГБПОУ «АЛЕКСЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
Конспект лекции
по общим компетенциям профессионала
Тема: Характеристика профессии воспитатель детей дошкольного возраста.
Преподаватель: Киселева Н.К.
2021 г.
Содержание
Стр.
1. Общая характеристика профессии 3
2. Требования к индивидуальным особенностям воспитателя детей дошкольного возраста 6
3. Медицинские противопоказания 7
4. Требования к профессиональной подготовке 8
5. Родственные профессии. 9
1. Общая характеристика профессии
Содержание деятельности
Профессия воспитателя детей дошкольного возраста относится к типу «Человек – Человек», так как она ориентирована на общение и взаимодействие с детьми. Профессия воспитателя очень востребована в наши дни, но и в далекие времена она тоже была популярна и ответственна. Эта профессия относится к классу эвристической, поскольку связана с воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. Воспитатель организует и проводит работу по разным видам деятельности ребенка: это физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей. Готовит к школе. Обучает навыкам устного счета, узнаванию букв и цифр, рисованию, лепки, пения. Воспитатель знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе, организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня, несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Воспитатель детей дошкольного возраста должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Орудия и средства труда.
Средствами труда воспитателя являются:
· Эмоциональная и выразительная речь;
· Эмоциональное и выразительное поведение (мимика, жесты);
· Интеллектуальные средства.
Круг общения.
Воспитатель работает в тесном контакте с другими педагогами, психологом, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников и другими работниками.. Участвует в работе методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Ответственность.
Воспитатель несет ответственность:
· За обеспечение сохранности жизни и здоровья, вверенных ему воспитанников во время учебно-воспитательного процесса.
· За нарушение прав и свобод воспитанников.
· За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка.
· За неоказание доврачебной помощи воспитанникам, несвоевременное извещение или сокрытие несчастного случая.
· За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава дошкольного образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
Условия труда.
Воспитатели дошкольных учреждений могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе. Большую часть дня работают в помещении, а также на открытом воздухе, когда выходят на прогулку. Большую часть дня проводят стоя. Используют ручные средства труда и современные технические средства для организации занятий с детьми. Рабочее место должно хорошо освещаться, помещение регулярно проветриваться. Опрятный внешний вид, аккуратная одежда.
Квалификация.
Допустим, вы прирожденный карьерист, и вам показалось, что как-то вы засиделись в воспитателях, надо двигаться вверх. Карьерный рост у воспитателя тоже возможен! Это методист (старший воспитатель), заведующий детским садом или специалист ГОРОНО. Здесь есть одно «но»: педагог обязательно должен иметь высшее образование, по специальности «Дошкольная педагогика».Пути получения профессии.
Профессию можно получить в среднем специальном училище или высшем учебном заведении.
2.Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе:
· Коммуникабельность.
· Грамотная устная и письменная речь.
· Эмоциональный интеллект.
· Уверенность в себе.
· Стрессоустойчивость.
· Организованность.
· Умение мотивировать.
· Креативность.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший воспитатель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
3.Медицинские противопоказания.
Медицинские противопоказания для работы воспитателем:
· Судороги, потери сознания;
· Эпилепсия;
· Нервно-психические расстройства;
· Употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
· Нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
· Вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
· Расстройства координации движений;
· Расстройство речи;
· Хронические инфекционные заболевания;
· Кожные заболевания.
4. Требования к профессиональной подготовке.
1. Владение содержанием преподаваемого предмета.
2. Высокий уровень методической подготовки.
3. Наличие собственных идей по организации занятий с детьми.
4. Готовность к разработке и реализации новых учебных программ.
5. Высокий интеллектуальный потенциал и общекультурный уровень.
6. Сформированность управленческой компетенции.
Все требования воспитателя к детям обязательно должны учитывать их возраст и индивидуальные способности, так как не существует одинаково развитых людей. Такой подход позволит определить базовый уровень развития ребенка, от которого уже потом будет «отталкиваться» грамотный и опытный педагог.
5. Родственные профессии.
· Инспектор по работе с трудными подростками.
· Воспитатель в детских домах, общежитиях, интернатах, лагерях.
· Учитель младших классов.
· Гувернер или гувернантка.
· Няня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. – Ростов-на – Дону, 2015.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2014.
3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. – М.: Академия,2016
4. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность. – М.:Роспедагенство,2015
5. Педагогика: Учебник для вузов / Ред. Л.П. Крившенко – М.:Проспект,2017
6. Интернет-ресурсы.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.