Общие сведения о языке программирования

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 03.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Общие сведения о языке программирования Паскаль 03_04.ppt

Что такое языки программирования?
Программы – это …
Что такое формальные языки?
Какие уровни языков бывают?
Назовите несколько языков высокого уровня.

Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Формальные языки — это языки, созданные людьми и предназначенные для использования в специальных областях деятельности.
Они созданы по строгим правилам, и устное общение на них невозможно.

Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Никлаус Вирт (род. 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики. Он разработал или участвовал в разработке языков программирования: Euler, Algol-W, PL/360, Modula-2, Oberon, Oberon 2, профессор информатики (компьютерных наук).

Язык программирования Паскаль был разработан Никлаусом Виртом в 70-х годах прошлого столетия.

Как вы думаете, почему именно
получило название – Паскаль?

Общие сведения
о языке программирования Pascal.

Алфавит и словарь языка.

Типы данных

Алфавит языка

Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.

A, B, C, …, X Y, Z

Алфавит языка Паскаль

Латинские прописные
буквы

Латинские строчные
буквы

Арабские цифры

Специальные
символы

a, b, c,…, x, y, z

0, 1, 2, …, 7, 8, 9

Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие

Алфавит языка

В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).

:=

Неделимые элементы

Знак операции
присваивания

Знаки больше или равно,
меньше или равно

Начало и конец
комментария

>=
<=

(* и *)

Знак не равно

<>

В языке существует некоторое количество различных цепочек символов, которые рассматриваются
как единые смысловые элементы с фиксированным значением, называемые
служебными словами.

Служебное слово языка Паскаль

Значение служебного слова

and

и

begin

начало

do

выполнить

else

иначе

end

конец

for

для

if

если

of

из

or

или

program

программа

then

то

to

до (увеличивая до)

var

переменная

while

пока

Алфавит и словарь языка

Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.
Прописные и строчные буквы в именах не различаются.
Длина имени может быть любой (для удобства будем пользоваться длина не более 8 символов).

d
velichina
ц
8dl
rrr
Chip&Dale
polnaja_summa

c37
skorost tela
_k1
a1b88qq
оshibka
инерция

Правильные имена

Неправильные имена

Правильные имена
d
velichina
rrr
polnaja_summa
c37
_k1
a1b88qq
oshibka

Неправильные имена
ч - буква не латинского алфавита skorost tela - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
8dl - начинается с цифры
Chip&Dale - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
инерция – написано на русском языке

Критерии оценивания:
«5» – 20-19 баллов
«4» - 18-15 баллов
«3» – 14-10 баллов
«2» – 9-0 баллов

Задание 1

Указать неверные имена и объяснить почему они неверны.

F

d4

мама

7a

_nsw1

begin

a + b

mid_d

min

мин

Русский язык

На первом месте должна быть буква латинского алфавита

Служебное слово

Арифметический знак

Русский язык

Длина имени может быть любой. Но для удобства лучше пользоваться
именами, длина которых не превышает 8 символов.

Простые типы данных

Название

Обоз-начение

Допустимые значения

Область памяти

Целочис-ленный

integer

- 32 768 … 32 767

2 байта со знаком

Вещественный

real

(2.9 *10-39 …1.7*10+38)

6 байтов

Символьный

char

Произвольный символ алфавита

1 байт

Строковый

string

Последовательность символов длиной меньше 255

1 байт на символ

Логический

boolean

True и False

1 байт

Задание 2

Соотнести переменные с наиболее подходящими типами данных.

1. X:= 356

a) real

2. Y := 0.15

b) boolean

3. C := ‘B’

c) integer

4. F := ‘Max’

d) char

5. A := true

f) string

Задание 3

Соотнести переменные с наиболее подходящими типами данных.

1. A := 356 (целое число)

a) real

2. B := 0.15 (дробное число)

b) boolean

3. C := ‘B’ (один символ)

c) integer

4. D := ‘Max’ (строка)

d) char

5. E := true (логика)

f) string

1c 2a 3d 4f 5b

Критерии оценивания:
«5» – 20-19 баллов
«4» - 18-15 баллов
«3» – 14-10 баллов
«2» – 9-0 баллов

Тюльпан – 20
Ромашка – 5
Подсолнух – 1
101

Домашнее задание: § 4.1, № 1- 4 стр. 153 Паскале