Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с
объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях
разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име-
ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать,
что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психо-
логическими закономерностями мышления.
Общие закономерности мышления
Мышление это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с
объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях
разрешения какойто проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име
ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать,
что проблемность, анализсинтез и обобщенность являются общими психо
логическими закономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением
какойлибо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация это такое обстоятельство, в котором человек
встречается с чемто новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна
ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна
вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль
тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для
достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается
недостаточно.
Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается
с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются
лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста
точными для раскрытия преступления.
Проблема особая разновидность вопроса, ответ на который не содер
жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак
тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни
мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна
нии).
Проблема это осознание необходимости нового познания. Не любая
умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая
задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель
ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз
вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо
связи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление это познание того, что не дано непосредственно, но нахо
дится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс
лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ
ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и
синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.
На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Всякий поиск ответа на какойлибо вопрос требует и анализа и синтеза в
их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными
операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре
шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его
структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение
существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен
ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь
выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.
Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез объединение элементов, частей, сторон на основе установле
ния существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является
анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу
ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про
цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи
и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в
новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все
новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей
стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности
явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза восприятия
нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа
осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це
лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего
глубокого анализа и т.д.
Анализ вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют
существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом
проявляются такие закономерности мышления как селективность избира
тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность
контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с
самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви
вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле
ния антиципация предвосхищение возможного наступления новых собы
тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ
ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути
решения проблемы дивергентность мышления.
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех
или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су
щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных
предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше
нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие
правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное
выражение общего.