Общность, организация, коллектив.
Оценка 4.9

Общность, организация, коллектив.

Оценка 4.9
docx
15.12.2020
Общность, организация, коллектив.
Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка). МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
Общность, организация, коллектив.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова

 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

"Общность, 
организация,
 коллектив"

 

 

Подготовила: учитель информатики

 высшей квалификационной категории

Карманова Татьяна Александровна

 

 

2020г


 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

Общность, организация, коллектив

 В воспитательном  процессе задействованы не только отдельные личности (педагоги, родители, дети), но и разнообразные общности. Следует различать формальные, структурированные, организованные объединения людей и неформальные, неструктурированные, событийные общности.

 Критерии различения таких идеальных конструкций как организации и общности –  в особенностях объединения людей. Организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре; общность складывается стихийно.  

 Отношения в организации определяются преимущественно заданным характером совместной деятельности; в общности –  нормами и ценностями, которые не заданы, а привносятся ее членами.

Поведение члена организации в большей степени зависит от его статуса (статус - личностно присвоенное и социально признанное положение человека в обществе, связанное, с определенной совокупностью прав и обязанностей) и соответствующей этому статусу социальной роли (социальная роль - определенная модель поведения, которую ожидают увидеть окружающие); поведение члена общности зависит от занимаемой им позиций - свободно и самостоятельно выработанной личностью. Позиция - это устойчивая система отношений личности к различным явлениям социальной действительности, проявляющаяся в соответствующих ценностных ориентациях, суждениях, поступках. Позиция фиксируем как мировоззрение человека (общее понимание мира и ценностное отношение к нему, определяющие его деятельность), так и саму деятельность. Позиция не может быть раз и навсегда сформированной: она должна постоянно воссоздаваться в ситуациях ставящих человека перед проблемой выбора.

Реально в чистом виде организации и общности нигде не представлены: как любая организация имеет некоторые черты общности, так и всякая неформальная общность всегда имеет тенденцию к структурированию (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).      

Объединение людей, наиболее полно сочетающее в себе и признаки организации, и признаки общности, принято называть коллективом.

Коллектив - сложная социально-психологическая, система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Коллектив имеет официальную структуру и неофициальную, складывающуюся в процессе свободного общения ее членов в рамках структуры официальной. В коллективе людей объединяют разнообразные связи и отношения, образующиеся в процессе совместной деятельности и общения. Все это создает особую атмосферу в коллективе –  «поле» эмоционального,  интеллектуального, морального напряжения. Влияние коллектива на человека многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других - развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова).

Школьный коллектив мы можем представить как дифференцированное единство разных по своим функциям объединений детей и взрослых: учащихся, педагогов, родителей, принимающих участие в жизни школы техперсонала, друзей школы и т.д.

 Школьный коллектив дифференцирован, так как составляющие его объединения могут, обладать собственной организационной структурой собственными ценностными ориентациями.

Школьный коллектив выступает и как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью за судьбу школы. Школьный коллектив является ядром воспитательной системы школы (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова).

Педагогический коллектив - составная часть школьного коллектива, его ведущая организующая сила центр интеграции воспитательных усилий школы, семьи и общества.

Как организация педагогический коллектив имеет свою структуру. Официальную, соответствующую специфике педагогической деятельности, - администрация; методобъединения учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня; временных объединений педагогов, создаваемых для решения каких-либо конкретных задач. И неофициальную, складывающуюся в процессе свободного общения педагогов.

Как общность педагогический коллектив характеризуется едиными профессиональными целями, нормами и ценностями, разделяемыми педагогами. Что вовсе не означает унификации их деятельности и отрицания их творческой индивидуальности. Эффективность воспитательной системы зависит от взаимодействия педагогического коллектива и детского коллектива (Н.С. Дежникова Л.И. Новикова).

Детский коллектив многовариантен как за счет организационной структуры, в рамках которой он создается, так и за счет своей индивидуальности как психологической общности. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. В чем-то воздействие этих коллективов на личность совпадает, в чем-то взаимодополняется, а в чем-то влияние одного коллектива может отрицать влияние другого. Задача школы - обеспечить их педагогически целесообразное взаимодействие. Отношения личности ребенка и коллектива могут выражаться в его идентификации с коллективом или в его обособлении в коллективе. Детский коллектив - важный инструмент воспитания. С одной стороны, он результат педагогических усилий взрослых, с другой - спонтанно развивающееся явление (А.Т. Куракин Л.И. Новикова).

Первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива выступает школьный класс.

Школьный класс - группа «детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом-профессионалом через организацию внеучебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и учебная, единица, и общность связанная определенной системой межличностных отношений.

 Каждый класс - потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс - реально существующий коллектив и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособления его в классном коллективе.

Каждый класс может обогатить общешкольный коллектив, внести в него что-то свое, специфическое. Младшие классы могут стать предметом внимания - и заботы старших. Характерные для классов младших подростков жизнерадостность, динамизм, оптимизм благотворно повлияют на эмоциональную атмосферу в школе. Роль классов старших подростков в школе нередко незначительна, но она увеличится, если их привлекать в качестве дублеров старшеклассников к организации совместных коллективных дел. Лицо школы определяют старшеклассники: именно их деятельность и характер отношений создают ориентиры для остальных классов (Н.Л. Селиванова).


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Общность, организация, коллектив.

Общность, организация, коллектив.

Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка)

Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка)

Реально в чистом виде организации и общности нигде не представлены: как любая организация имеет некоторые черты общности, так и всякая неформальная общность всегда имеет тенденцию…

Реально в чистом виде организации и общности нигде не представлены: как любая организация имеет некоторые черты общности, так и всякая неформальная общность всегда имеет тенденцию…

А.Т. Куракин, Л.И. Новикова).

А.Т. Куракин, Л.И. Новикова).

Первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива выступает школьный класс

Первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива выступает школьный класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2020