Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
Подготовила: учитель информатики
высшей квалификационной категории
Карманова Татьяна Александровна
2020г
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
Общность, организация, коллектив
В воспитательном процессе задействованы не только отдельные личности (педагоги, родители, дети), но и разнообразные общности. Следует различать формальные, структурированные, организованные объединения людей и неформальные, неструктурированные, событийные общности.
Критерии различения таких идеальных конструкций как организации и общности – в особенностях объединения людей. Организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре; общность складывается стихийно.
Отношения в организации определяются преимущественно заданным характером совместной деятельности; в общности – нормами и ценностями, которые не заданы, а привносятся ее членами.
Поведение члена организации в большей степени зависит от его статуса (статус - личностно присвоенное и социально признанное положение человека в обществе, связанное, с определенной совокупностью прав и обязанностей) и соответствующей этому статусу социальной роли (социальная роль - определенная модель поведения, которую ожидают увидеть окружающие); поведение члена общности зависит от занимаемой им позиций - свободно и самостоятельно выработанной личностью. Позиция - это устойчивая система отношений личности к различным явлениям социальной действительности, проявляющаяся в соответствующих ценностных ориентациях, суждениях, поступках. Позиция фиксируем как мировоззрение человека (общее понимание мира и ценностное отношение к нему, определяющие его деятельность), так и саму деятельность. Позиция не может быть раз и навсегда сформированной: она должна постоянно воссоздаваться в ситуациях ставящих человека перед проблемой выбора.
Реально в чистом виде организации и общности нигде не представлены: как любая организация имеет некоторые черты общности, так и всякая неформальная общность всегда имеет тенденцию к структурированию (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
Объединение людей, наиболее полно сочетающее в себе и признаки организации, и признаки общности, принято называть коллективом.
Коллектив - сложная социально-психологическая, система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Коллектив имеет официальную структуру и неофициальную, складывающуюся в процессе свободного общения ее членов в рамках структуры официальной. В коллективе людей объединяют разнообразные связи и отношения, образующиеся в процессе совместной деятельности и общения. Все это создает особую атмосферу в коллективе – «поле» эмоционального, интеллектуального, морального напряжения. Влияние коллектива на человека многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других - развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова).
Школьный коллектив мы можем представить как дифференцированное единство разных по своим функциям объединений детей и взрослых: учащихся, педагогов, родителей, принимающих участие в жизни школы техперсонала, друзей школы и т.д.
Школьный коллектив дифференцирован, так как составляющие его объединения могут, обладать собственной организационной структурой собственными ценностными ориентациями.
Школьный коллектив выступает и как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью за судьбу школы. Школьный коллектив является ядром воспитательной системы школы (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова).
Педагогический коллектив - составная часть школьного коллектива, его ведущая организующая сила центр интеграции воспитательных усилий школы, семьи и общества.
Как организация педагогический коллектив имеет свою структуру. Официальную, соответствующую специфике педагогической деятельности, - администрация; методобъединения учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня; временных объединений педагогов, создаваемых для решения каких-либо конкретных задач. И неофициальную, складывающуюся в процессе свободного общения педагогов.
Как общность педагогический коллектив характеризуется едиными профессиональными целями, нормами и ценностями, разделяемыми педагогами. Что вовсе не означает унификации их деятельности и отрицания их творческой индивидуальности. Эффективность воспитательной системы зависит от взаимодействия педагогического коллектива и детского коллектива (Н.С. Дежникова Л.И. Новикова).
Детский коллектив многовариантен как за счет организационной структуры, в рамках которой он создается, так и за счет своей индивидуальности как психологической общности. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. В чем-то воздействие этих коллективов на личность совпадает, в чем-то взаимодополняется, а в чем-то влияние одного коллектива может отрицать влияние другого. Задача школы - обеспечить их педагогически целесообразное взаимодействие. Отношения личности ребенка и коллектива могут выражаться в его идентификации с коллективом или в его обособлении в коллективе. Детский коллектив - важный инструмент воспитания. С одной стороны, он результат педагогических усилий взрослых, с другой - спонтанно развивающееся явление (А.Т. Куракин Л.И. Новикова).
Первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива выступает школьный класс.
Школьный класс - группа «детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом-профессионалом через организацию внеучебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и учебная, единица, и общность связанная определенной системой межличностных отношений.
Каждый класс - потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс - реально существующий коллектив и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособления его в классном коллективе.
Каждый класс может обогатить общешкольный коллектив, внести в него что-то свое, специфическое. Младшие классы могут стать предметом внимания - и заботы старших. Характерные для классов младших подростков жизнерадостность, динамизм, оптимизм благотворно повлияют на эмоциональную атмосферу в школе. Роль классов старших подростков в школе нередко незначительна, но она увеличится, если их привлекать в качестве дублеров старшеклассников к организации совместных коллективных дел. Лицо школы определяют старшеклассники: именно их деятельность и характер отношений создают ориентиры для остальных классов (Н.Л. Селиванова).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.