Обследование фонематических процессов в дифференциальной диагностике при моторной алалии и стёртой дизартрии
Диагностикой детей с моторной алалией и стертой дизартрией занимались многие ученые. Были рассмотрено рассмотрены методики: Е. Ф. Архиповой, В. А. Ковшикова, Г. А. Волковой, В.А. Киселевой. Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик составлена дифференциальная диагностическая программа для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии.
Программа составлена с учетом разницы речевых нарушений у детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
В нее вошли пять блоков:
1. Блок состояния общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.
2. Блок обследования просодической стороны речи.
3. Блок обследования звукопроизношения.
4. Блок обследования фонематического слуха.
5. Блок обследования связной речи.
По каждому блоку проведён количественный и качественный анализ, который позволяет дифференцировать моторную алалию и стертую дизартрию по пятибалльной системе предложенной Е.Ф Архиповой в своей методике.
БЛОК ΙV. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
1. Узнавание неречевых звуков.
· Послушай, как звучат бубен, погремушка, колокольчик. Слушай внимательно и отгадай, что за чем звучало.
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
2. Узнавание речевых звуков.
· Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал.
· Послушай, как лает собака и щенок. Покажи или скажи, кто лаял.
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
Различение слов , близких по звуковому составу.
· Если я не правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно – не хлопай:
Шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа
Баман, панан, банан, ваван, баван
Танки, фанки, шанки, танки, сянки
Витанин, митавин, фитамин, витамин
Бумага, тумага, памага, бумага, бумака
Альбом, айбом, яньбом, альмом
Птинец, пченец, птинесь, тинесь, птинец
Квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
3. Дифференциация слогов.
· Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее (логопед закрывает рот экраном)
Да-та-да; та-да-та; са-ша-са; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша; ра-ла-ра; ла-ра-ла; ба-па-ба; па-ба-па; за-са-за; са-за-са; ча-тя-ча; тя-ча-тя; га-ка-га; ка-га-ка; ца-са-ца; са-ца-са; ща-ча-ща; ча-ща-ча;
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
4. Навыки элементарного звукового анализа.
· Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла: А, АУ, ИОУ.
· Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «М» (мычание телёнка);: МЫШЬ, КОМАР, ДОСКА, ОКНО, РАМА, ДОМ, РЫБА, ДРОВА, СТОЛ, ШАР.
· Выбери картинки, которые заканчиваются на звук «Т»: ВЕНИК, ТАНК, РОТ, ЗОНТ, КНУТ, ПАУК.
· Назови первый звук в слове: АИСТ, АРБУЗ, АЛЬБОМ, ИВАН, ИЛЬЯ, ИГОЛКА, УТКА, УЛИДКА, УЛИЦА.
Оценка:
4 балла - точное выполнение задания.
3 балла – допускает негрубые ошибки.
2 бала – выполняет 0,5 задания верно.
1 балл – более 0,5 задания выполняет не верно.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
5. Исследования, сформированные со слоговой структурой слова(по Марковой).
· Повтори за мной слова:
1. Вода, муха, зубы;
2. Собака, ягоды, молоко;
3. Мяч, дом, нос;
4. Веник, утюг, паук;
5. Банка, юбка, письмо;
6. Чайник, поднос, компот;
7. Колобок, помидор, ананас;
8. Яблоко, шахматы, ананас;
9. Автобус, кузнечик, осьминог
10. матрёшка, избушка, игрушка.
11. флаг, хлеб, волк
12. звезда, штанга, гнездо
13. пианино, ежевика, кукуруза
· Назови картинки:
1. Лыжи, мыло, пила;
2. машина, лопата, корова;
3. кот, лес, нож;
4. лимон, топор, пенал;
5.машка, кошка, вилка;
6. фартук, альбом, тетрадь;
7. телефон, огурец, самолет;
8. конфеты, рубашка, котлеты;
9. памятник, цыпленок, карандаш;
10. кисточка, лампочка, корзинка
11. стол, стул, ключ
12. клетка, краска, кнопка
13. черепаха, гусеница, пирамида
Оценка:
4 балла – слоговая структура всех слов воспроизводиться верно.
3 балла – слоговая структура воспроизводиться, но звуконаполняемость нарушается.
2 бала – слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отражёно.
1 балл – искажается слоговая структура во всех словах и нарушается звуконаполняемость.
0 баллов – отказ от выполнения задания.
· Повтори за мной слова (сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры): СКВАРЕЧНИК, ПРОСТОКВАША, ЛЕКАРСТВО, ТРОЛЛЕЙБУС, ТЕЛЕВИЗОР, ТРАНСПОРТ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПАРИКМАХЕРСКАЯ.
· Назови картинки: ТАНКИСТ, СКОВОРОДА, КОСМОНАВТ, АКВАЛАНГИСТ, ТЕРМОМЕТР, КИНОТЕАТР, МИЛИЦИОНЕР, АКВАРИУМ.
Оценка:
4 балла – слоговая структура всех слов воспроизводиться верно.
3 балла – замедленное скандирование послоговое воспроизведение слова нарушается.
2 бала – искажает слоговую структуру при назывании картин.
1 балл – искажается слоговая структура более половины всех слов.
0 баллов – грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.