Обследование связной речи в дифференциальной диагностике при моторной алалии и стёртой дизартрии
Диагностикой детей с моторной алалией и стертой дизартрией занимались многие ученые. Были рассмотрено рассмотрены методики: Е. Ф. Архиповой, В. А. Ковшикова, Г. А. Волковой, В.А. Киселевой. Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик составлена дифференциальная диагностическая программа для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии.
Программа составлена с учетом разницы речевых нарушений у детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
В нее вошли пять блоков:
1. Блок состояния общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.
2. Блок обследования просодической стороны речи.
3. Блок обследования звукопроизношения.
4. Блок обследования фонематического слуха.
5. Блок обследования связной речи.
По каждому блоку проведён количественный и качественный анализ, который позволяет дифференцировать моторную алалию и стертую дизартрию по пятибалльной системе предложенной Е.Ф Архиповой в своей методике.
БЛОК V. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Составление рассказа по картинке.
· Рассмотри картинку и составь рассказ. (приложение 5)
Оценка:
4 балла – рассказ содержит все основные смысловые единицы, составлен самостоятельно изложение последовательно, логичное, словарь адекватен, грамматическое оформление правильное, используются различные грамматические конструкции.
3 балла – верно передаётся смысл, однако могут отсутствовать отдельные смысловые звенья, требуется помощь логопеда для уточнения смысла; изложение последовательное словарь адекватен, грамматическое оформление правильное.
2 бала – требуется развёрнутая помощь для понимания смысла; изложение фрагментарное, ограниченность словаря; не грубые грамматические ошибки.
1 балл – невозможность построения связанного рассказа, даже при оказании развернутой помощи, бедность словаря, множественные грубые аграмматизмы.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
· Рассмотри картинки и составь рассказ. (приложение 6)
Оценка.
4 балла – назван правильный порядок следования картин, изложение самостоятельное, словарный запас адекватен, грамматически правильно оформлен.
3 балла – правильный или обратный порядок картинок, отсутствие связующих элементов словарный запас адекватен, грамматически правильно оформлен.
2 бала – при определении правильной последовательности картинок требуется помощь, изложение событий без обобщающей сюжетной линии, ограниченность словарного запаса; не грубые аграмматизмы.
1 балл – невозможность построения связанного рассказа, даже при оказании развернутой помощи, бедность словаря, множественные грубые аграмматизмы.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
3. Пересказ рассказа по образцу логопеда.
· Послушай мой рассказ. Расскажи так же как я: Мальчик играл в мяч. На столе стоял чайник. Мяч упал на чайник. Чайник разбился. Мальчик расстроился.
Оценка:
4 балла – рассказ содержит все основные смысловые единицы, пересказ последователен, логичен, словарь адекватен, грамматическое оформление правильное, используются различные грамматические конструкции.
3 балла – верно передаётся смысл, однако могут отсутствовать отдельные смысловые звенья, требуется помощь логопеда для уточнения смысла; изложение последовательное словарь адекватен, грамматическое оформление правильное.
2 бала – требуется развёрнутая помощь для понимания смысла; изложение фрагментарное, ограниченность словаря; не грубые грамматические ошибки.
1 балл – невозможность построения связанного рассказа, даже при оказании развернутой помощи, бедность словаря, множественные грубые аграмматизмы.
0 баллов – отказ или не выполнения задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.