Обсуждение проблемной ситуации «Спасибо за правду» по рассказам Л. Толстого «Правда всего дороже», «Лгун».

  • docx
  • 26.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проблемная ситуация.docx

Обсуждение проблемной ситуации «Спасибо за правду» по рассказам Л. Толстого  «Правда всего дороже», «Лгун».

Цель: Уточнить   представление детей о том, что значит  быть «правдивым» с людьми, что значит «уметь дружить».  

 Задачи:  Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о правдивости на примере рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Лгун». Учить осмысливать и оценивать ситуацию,  понимать мотивы поведения. Познакомить с пословицами о правдивости. Обобщить и закрепить представления детей о правдивости, показать  ее привлекательность, как нормы поведения.   Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Ход.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какую красивую книгу, я  принесла!

Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем делать? О чем читать? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Всегда радостно слышать, когда кому-нибудь из детей говорят: Ты поступил хорошо! Расскажите о добрых поступках своих товарищей.  Вы сейчас правильно говорили о доброте, о хороших поступках. Но надо не только говорить, но и совершать их.

Воспитатель: Дети, сегодня я принесла книги с рассказами и хочу вам предложить послушать несколько. (Дети высказывают свои мнения, рассказывают свои истории)

Воспитатель: Послушайте маленький рассказ Л. Н. Толстого «Лгун».

Вопросы: О чем рассказ? Почему люди не поверили мальчику, когда на самом деле напали волки? 

Для этого рассказа подходит такая пословица: «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.»

Физминутка 

Все ребята дружно встали             

И на месте зашагали.            

На носочках потянулись,     

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели   

 И тихонько разом сели.                 

Воспитатель:  А сейчас послушайте еще рассказ Л. Н. Толстого «Правда всего дороже»

Вопросы: О чем говорится в этом рассказе? Как поступил этот мальчик?  Сравните поступки  этих мальчиков: кто поступил правильно? Какого мальчика вы бы хотели видеть своим другом?

«Кто любит лгать, того нельзя другом назвать»

А к этому рассказу подходит такая пословица: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.»

 Воспитатель:  Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается фантазия от вранья?  (ответы детей)  Вы хорошо рассказали, что нужно быть правдивым. Кто говорит всегда правду, у того много друзей.

Решение проблемной ситуации. Быть правдивым, я думаю, каждый из вас хотел. И очень важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная  мудрость гласит: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать правду трудно и неприятно.

Воспитатель:  Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами читали рассказы?; Что случилось с героями этих рассказов? Как можно сказать о поступках героев? Какой рассказ вам понравился больше всего? Какая пословица вам понравилась? Что вы узнали о правдивости?