Цель работы: изучение этиологии, эпидемиологии, клиники, профилактики и лечения детских инфекций. Компьютерная презентация может быть использована преподавателем для изложения или обучающимися для изучения темы. Представленная тема входит в программу ПМ.01 Диагностическая деятельность и ПМ.02 Лечебная деятельность. При изучении темы студент:
а) должен знать:
1. Анатомо-физиологические особенности по органам и системам у детей различного возраста.
2. Эпидемиологию, этиологию детских инфекций.
3. Клинико-диагностические признаки заболеваний у детей.
4. Лечение заболеваний детских инфекций у детей
5. Основы специфической и неспецифической профилактики.
б) должен уметь:
1.Определить степень тяжести заболевания.
2.Назначить и обосновать диетический стол в зависимости от заболевания.
3.Провести контроль состояния ребенка и определить динамику заболевания.
4.Оказать уход при детских инфекционных заболеваниях у детей
5.Проводить профилактические мероприятия.
Результатом освоения темы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - диагностическая деятельность, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. |
ПК 1.2. | Проводить диагностические исследования. |
ПК 1.3. | Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. |
ПК 1.5. | Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка. |
ПК 1.6. | Проводить диагностику смерти. |
ПК 1.7. | Оформлять медицинскую документацию. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации |
Содержание
Ветряная оспа…………………………………………………….6-14
Корь…………………………………………………………………….15-26
Краснуха…………………………………………………………….27-35
Скарлатина……………………………………………………….36-46
Коклюш………………………………………………………………47-57
Паракоклюш………………………………………………………58-61
Эпидемический паротит……………………………….62-66
Ветряная оспа
-острое инфекционное заболевание, вызываемое фильтрующимся вирусом и характеризующееся наличием своеобразной пятнисто-везикулезной сыпи на коже и слизистых оболочек.
Исторические данные:
Ветряная оспа описана итальянскими врачами еще в XVI веке Однако вопрос о ее самостоятельности долгое время был предметом споров, которые достигли особой остроты в XVIII веке, когда в Европе стала широко применяться вариоляция. Натуральную и ветряную оспу считали разными клиническими вариантами одной и той же болезни. Благодаря поддержке дерматологов во главе с Герба это положение в середине XIX столетия получило широкое распространение.
После большой эпидемии оспы с 1868-1874 гг. этот вопрос был пересмотрен и ветряная оспа была признана самостоятельной болезнью. В настоящее время полная этиологическая самостоятельность ветряной оспы, обособленность ее от натуральной оспы общепризнанны и совершенно бесспорны.
Эпидемиология:
Источником инфекции: больной человек ветряной оспой или опоясывающим лишаем;
Путь передачи: воздушно-капельный на большие расстояния, редко от матери к ребенку;
После перенесения инфекции возможна реактивация в виде опоясывающего герпеса.
Клиническая картина:
Инкубационный период: 11- 21 день
Умеренная интоксикация
Сыпь в своем развитии проходит стадии: пятно- папула- везикула- корочка; зудит, локализация: всё тело, кроме ладоней и стоп
На 3- 4 день наблюдается ложный полиморфизм сыпи (разные стадии сыпи)
Клиническая картина:
Инкубационный период: 7- 17 дней (после введения иммуноглобулина до 21 дня)
Катаральный период (3-4 дня) :
Выраженные катаральный явления( кашель, обильные выделения с носа, гиперемия и разрыхленность слизистой ротоглотки. )
Пятна Бельского- Филатова- Коплика за 1-2 дня до сыпи на слизистой щек мелкие беловатые точки (не сливаются, нельзя снять шпателем)
На мягком небе энантема
Коньюктивит со светобоязнью.
Митигированная корь ( у привитых детей или новорожденных, получивших иммунитет от матери)
Имеет длительный инкубационный период(до 21-го дня);
Протекает легко с незначительным температуры и катаральными явлениями;
Период высыпаний укорочен, этапность нарушена;
Пятна Бельского- Филатова- Коплика отсутствуют.
Лечение:
Постельный режим при температуре;
Охранительный режим для глаз;
Щадящее питание;
Условия для предупреждения вторичной инфекции;
Проведение дезинтоксикационной, симптоматической терапии, местное лечение;
АБ при тяжелом течении, детям раннего возраста, бактериальные осложнения.
Мероприятия с контактными:
Выявить и установить карантин на 21 день на все детское учреждение;
Наблюдать:
Термометрия;
Осмотр кожи и слизистых;
Учет симптомов интоксикации;
Контактным вводят противокоревой иммуноглобулин.
Клиническая картина:
Инкубационный период: 18-23 дня;
Умеренная интоксикация и слабовыраженные катаральные явления;
Увеличение, болезненность затылочных и заднешейных лимфоузлов;
Пятнисто- папулезная сыпь, бледно- розовая, не сливается, появляется в течении суток, нет пигментации и шелушения;
Осложнения у детей крайне редко.
Скарлатина
-острое инфекционное заболевание, сопровождающееся выраженной интоксикацией, мелкой точечной сыпью на коже, с последующими пластинчатыми шелушениями.
Этиология:
Возбудитель В - гемолитический стрептококк группы А:
Устойчив во внешней среде
Выделяет экзотоксин
(вызывающий интоксикацию)
Способствует аллергической настроенности организма, что способствует возникновению осложнений (ревматизма, гломерулонефрита)
В-гемолитический стрептококк группы А |
Эпидемиология:
Источник инфекции: больной человек или носитель
Путь передачи: контактно-бытовой, пищевой (через молочные продукты)
Индекс контагиозности: 40%
Иммунитет: стойкий, антитоксический
Заражение: от больного скарлатиной возникают другие клинические формы стрептококковой инфекции:
Ангина
Рожа
Лечение:
Постельный режим;
Диета щадящая, уменьшение соли, жидкости, (чтобы уменьшить нагрузку на сердце и почки), богатая калием;
Диета не менее 3 недель;
Антибиотики:
Пеницилины;
Амоксицилины.
10 дней (при стрептококковой инфекции):
Антигистаминная;
Дезинтоксикационная;
Симптоматическая терапия;
Местное лечение аллергии.
Лечение:
При организации ухода может проводиться физ. нагрузка;
Охранительный режим;
Прохладный влажный воздух в помещении;
Организовать досуг ребенка;
Кормить небольшими порциями;
АБ;
Противококлюшный иммуноглобулин;
Оксигенотерапия;
Симптоматическое лечение;
Противокашлевые;
Бронхолитики.
Лечение паротита:
Постельный режим не меньше 10 дней с начала болезни;
Рекомендовано диетическое питание;
Терапия проводится симптоматическая, больному назначают обезболивающие средства, гормональные препараты, спазмолитики и ферменты.
В ходе медикаментозного лечения эпидемического паротита, применяют- Актовегин, Трентал, Агопурин, Фуросемид.
Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита:
В соответствии с национальным календарем прививок вакцинация против кори проводится комбинированной вакциной от кори, краснухи и паротита одновременно в возрасте 12 месяцев, ревакцинация- в 6 лет.
Вакцина против кори очень эффективна!
Список использованных источников.
1. Тульчинская В. Д.. Сестринское дело в педиатрии / В. Д. Тульчинская, Н. Г. Соколова, Н. М. Шеховцова; под ред. Р. Ф. Морозовой. — Изд. 20-е, испр. — Ростов н/Д : Феникс,2015. — 383 с. — (Среднее медицинское образование). 2015 г.
2. Запруднов А. М.,Григорьев К. И. Общий уход за детьми:-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.- 510с.
3. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей: — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 688 с.
4. Корь. Причины, симптомы, диагностика и лечение заболевания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.polismed.com/articles-kor-prichiny-simptomy-diagnostika-i-lechenie.html (дата обращения 11.05.2019г.)
5. Краснуха. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://foodandhealth.ru/bolezni/krasnuha/ (дата обращения 10.05.2019г.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.