Обучающее пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.7

Обучающее пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
технология
5 кл
18.11.2018
Обучающее пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная работа содержит дидактический материал для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: название раздела, название темы, количество часов, дату, тип урока, форму контроля, использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов. Данная программа разработана дифференцированным подходом к каждому ученику.
Рабочая программа 5 класс, Гладких А.А..docx

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- категория обучающихся: учащиеся 5 класса ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Курчатовского района Курской области».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 204 ч.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  6 часов  в неделю

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (Слесарное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273;

-Учебный план ОКОУ «Пенская школа – интернат»;

- ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по  профессионально-трудовому обучению.

          Программа рассчитана на 204 часа.

 

Цели курса:

Ø  ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;

Ø  формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;

Ø  формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;

Ø  осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;

Ø  укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

 

 

Задачи курса:

Ø  проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;

Ø  научить самостоятельно, выполнять трудовые задания;

Ø  работать над коррекцией и развитиемличностных качеств обучающихся;

Ø  воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;

Ø  сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии;

Ø  формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств;

Ø  оказание психологической помощи воспитанникам в преодолении стрессовых ситуаций;

Ø  создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе.

        Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- наглядно-образного мышления;

- зрительного восприятия;

- пространственных представлений и ориентации;

-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

        Обучение слесарному делу в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.

 

 

Основные формы организации обучения

 

         Для достижения поставленной цели в программе используются разнообразные формы и методы обучения: теоретические занятия, занятия-практикумы, творческие задания, экскурсии, практические работы.

 

Логика изучения курса

        Данная программа предполагает обучение детей по линейной системе, что наиболее целесообразно для успешного освоения материала.

Программа имеет три ступени реализации.

1-я ступень.  Формирование элементарных трудовых навыков у детей с нарушениями интеллекта.

2-я ступень. Совершенствование профессиональных навыков. Формирование социально значимых навыков, умений, представлений, их применение в доступной деятельности, профориентация и социально-трудовая реабилитация.

3-я ступень. Самопрезентация и технология успешного обучения в образовательном учреждении начального профессионального образования. Умение брать на себя ответственность за результаты своего обучения и трудоустройства, принятие философии независимой жизни человека с ограниченными возможностями.

        Программа является профессионально ориентированной и расчитанна на детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Основные технологии:

Ø  личностно-ориентированное;

Ø  деятельностный подход;

Ø  уровневая дифференциация;

Ø  информационно-коммуникативные;

Ø  здоровьесберегающие;

Ø  игровые.

 

Основными видами деятельностиучащихся по предмету являются:

Ø  беседа (диалог);

Ø  работа с книгой;

Ø  практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению;

Ø  самостоятельная работа;

Ø  работа по карточкам;

Ø  работа по плакатам;

Ø  составление плана работ, планирование последовательности.

 

        Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа обучающихся с книгой, справочным пособием.

Наглядные методы: демонстрация (показ) изучаемых объектов, изображений, приемов работы, организация самостоятельных наблюдений.

Практические методы: практическое выполнение трудовых заданий.

        На занятиях обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом, который затем дополняется и углубляется на практических работах, творческих занятиях и экскурсиях.

        При проведении теоретических занятий проводятся беседы с использованием наглядного материала, анализ средств наглядности, устанавливается взаимосвязь между речевой и трудовой деятельностью, педагог задает учащимся вопросы, делает указания и замечания.

 

Типы уроков:

Ø  урок «открытия» новых знаний;

Ø  комбинированный урок;

Ø  урок повторение пройденного материала;

Ø  урок закрепления новых знаний и выработка умений;

Ø  объяснение нового материала;

Ø  урок закрепление и совершенствование знаний;

Ø  урок формирование новых знаний;

Ø  повторение и закрепление знаний, умений, навыков;

Ø  закрепление знаний и выработка умений;

Ø  обобщение и систематизация знаний;

Ø  урок-экскурсия;

Ø  изучение нового материала;

Ø  урок контроля знании, умений и навыков;

Ø  контроль и учет знаний (тесты);

Ø  урок первичного закрепления знаний.

 

Виды контроля:   

Ø  взаимоконтроль;

Ø  итоговый контроль;

Ø  рубежный контроль;

Ø  самоконтроль;

Ø  текущий;

Ø  самостоятельная работа;

Ø  самопроверка по образцу;

Ø  коллективная проверка по образцу;

Ø  самопроверка;

Ø  индивидуальный опрос;

Ø  фронтальный опрос;

Ø  практический контроль;

Ø  текущий опрос;

Ø  творческая работа;

Ø  беседа.

 

Методы стимуляции:

Ø  демонстрация натуральных объектов;

Ø  ИТК;

Ø  дифференцирование, разноуровневое обучение;

Ø  наглядные пособия, раздаточный материал;

Ø  создание проблемных ситуаций;

Ø  занимательные упражнения;

Ø  экскурсии;

Ø  декады трудового обучения;

Ø  участие в конкурсах;

Ø  участие в выставках.

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

 

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

 

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи;

- диалогической речи;

- обогащение словаря.

 

Задачи по профориентации и социализации

Ø  Воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности.

Ø  Создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Ø  Обучение обучающихся начальным профессиональным навыкам, которые позволят им социально адаптироваться.

 

        Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас­тными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентацияобразовательного про­цесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.

        Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

        Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социаль­ному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных ка­честв, в том числе гражданственности, толерантности.

        Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

        В составе 5 класса школы для детей с ограниченными возможностями здоровья входят подростки 11 лет, имеющие умственную отсталость различной степени в различной этиологии.

        Основная часть учащихся трудолюбивы, имеют хорошую работоспособность, усидчивы и аккуратны, доводят начатое дело до конца, но при изучении более сложных тем некоторые учащиеся испытывают затруднения в задании, нуждаются в постоянном контроле и помощи со стороны учителя.

        Учитывая интеллектуальные, психофизические особенности учащихся и возможности обучения, обучающиеся поделены на обучение по двум уровням в соответствии с возможностями каждого ребенка:

1 уровень – учащиеся способны усвоить предлагаемую программу в полном объеме;

2 уровень – требует снижения объема программного материала, исключение наиболее сложных тем.

        В 5 классе два ученика относятся к 1 уровню (Панасюга Андрей), (Дмитриев Алексей), одна ко 2 уровню по обучению относятся (Павленко Максим), (Терёшкин Кирилл).

        Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии, истории, географии и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 ч. в неделю). Основной формой организации трудового обучения учащихся являются учебные занятия  продолжительностью 2 учебных часа.

            1 четверть – 50 ч.

            2 четверть – 46 ч.

            3 четверть – 54 ч.

            4 четверть – 54 ч.

        Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской.

 

 Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

        Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

        Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.

        Основная реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

        Реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

        Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

- определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

- определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

        Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения школе.

        Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

        В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

        Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

        С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

        Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложныхдействий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

        Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

        Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

        Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

        Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

        Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

        В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп

БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности, проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

        0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

        1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

        2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

        3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

        4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

        5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

        Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

 

В результате освоения программы будут сформированы следующие базовые учебные действия:

Личностные УД:

Ø  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Ø  положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Ø  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

Ø  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Ø  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Ø  гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Ø  уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

Ø  соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;

 

Коммуникативные УД:

Ø  вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);

Ø  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Ø  обращаться за помощью и принимать помощь;

Ø  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах

Ø  деятельности и быту;

Ø  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Ø  доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Ø  вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

 

Регулятивные УД:

Ø  контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Ø  активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе;

Ø  работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

Ø с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

Обучающиеся должны знать:

Ø  свойства мягкой и стальной проволоки, ее применение в изделиях;

Ø  инструменты и приспособления для работы с проволокой, их устройство, назначение и правила безопасной работы сними;

Ø  свойства и применение жести, инструменты и приспособления для работы с жестью, правила безопасной работы при ее разрезании;

Ø  назначение разметки, разметочные инструменты;

Ø  назначение опиливания, виды напильников;

Ø  назначение отделки деталей;

Ø  устройство сверлильного станка, правила безопасной работы при сверлении;

Ø  назначение клепки, ее применение, инструменты для клепки;

Ø  понятие упругость металла, инструменты и приспособления для гибки и правки металла.

 

Обучающиеся должны уметь в деятельности:

Ø  работать молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки;

Ø  ориентироваться по образцу и чертежу изделия;

Ø  размечать детали, работать плоским напильником,

Ø  работать шлифовальной шкуркой;

Ø  работать на сверлильном станке;

Ø  соединять детали с помощью заклепок;

Ø  работать слесарными ножницами, киянкой.

 

Нормы оценок теоретических знаний:

        При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.

        Отметка «5» ставится, если ученик:

- полностью усвоил учебный материал;

- умеет изложить его своими словами;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные  вопросы учителя.

        Отметка «4» ставится, если ученик:

- в основном усвоил учебный материал;

- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

- подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

        Отметка «3» ставится, если ученик:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

- не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

        Отметка «2» ставится, если ученик:

- практически не усвоил учебный материал;

- не может изложить его своими словами;

- не может подтвердить ответ конкретными примерами;

- не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя.

 

Нормы оценок практических работ:

        Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

        Отметка «5» ставится, если учеником:

- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;

- изделие изготовлено с учетом установленных требований;

- полностью соблюдались правила техники безопасности;

        Отметка «4» ставится, если учеником:

- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

- в основном правильно выполняются приемы труда;

- работа выполнялась самостоятельно;

- норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;

- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.

        Отметка «3» ставится, если учеником:

- допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;

- норма времени не выполнена не более чем на 25%;

- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

- не полностью соблюдались правила техники безопасности.

        Отметка «2» ставится, если учеником:

- допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

- неправильно выполнялись многие приемы труда;

- самостоятельность в работе практически не проявлена;

- норма времени не выполнена свыше 25%;

- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

- не соблюдались многие правила техники безопасности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

(204 ч., 6 часов в неделю)

 

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ(50 ч.)

1. Вводное занятие. (4 ч.)

Задачи обучения и план работы на четверть.

Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской.

 

2. Работа с проволокой. (22 ч.)

   Теоретические сведения.

Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства.

Стальная проволока: применение в изделиях, свойства.

Стоимость проволоки из разных металлов.

Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение.

Миллиметр как основная мера длины в слесарном деле.

Правила хранения инструментов и материалов.

Правила безопасности при работе с остро- и плоскогубцами.

Правила поведения в слесарной мастерской.

 

 

   Практические работы.

Разметка длины заготовки по линейке.

Откусывание проволоки острогубцами.

Навивание спирали.

Изгибание проволоки плоскогубцами.

Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня.

Соединение концов проволоки скручиванием.

Правка стальной проволоки молотком.

Изгибание проволоки на оправке.

Расплющивание и опиливание концов заготовки для отвертки.

 

3. Работа с жестью. (20 ч.)

   Теоретические сведения.

Черная и белая жесть: применение, свойства.

Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личный, тиски слесарные.

Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла.

Технические требования к качеству изделий.

 

   Практические работы.

Изготовление коробочки.

Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке.

Сгибание бортов на оправке.

Притупление острых кромок личным напильником.

Разметка коробочки с бортами по шаблону.

 

4. Практическое повторение. (4 ч.)

Алюминиевая, медная и стальная проволока.

Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки.

Сгибание бортов на оправке.

Притупление острых кромок.

 

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ(46 ч.)

1. Вводное занятие. (4 ч.)

План работы на четверть.

Правила техники безопасности в мастерской.

 

2. Разметка и обработка детали прямоугольной формы по заданным размерам. ( ч.)

   Теоретические сведения.

Назначение разметки.

Чертеж и технический рисунок детали.

Понятие припуск на обработку и базовая кромка.

Разметка: инструмент, последовательность, правила безопасности.

Опиливание: назначение, типичные ошибки, правила безопасности.

Держание напильника, рабочая поза, организация движений.

Высота опиливаемой поверхности от уровня губок тисков.

Плоский напильник: виды, устройство, правила бережного обращения.

Проверочная линейка и угольник, устройство, применение.

 

   Практические работы.

Организация рабочего места для разметки.

Определение пригодности заготовки: выявление дефектов, установление размеров.

Подготовка поверхности заготовки для разметки.

 

3. Отделка изделия личным напильником и шлифовальной шкуркой. ( ч.)

   Теоретические сведения.

Назначение отделки деталей.

Особенности работы личным и драчевым напильниками.

Причины и следствие забивания насечки плоского напильника стружкой.

Шлифовальная шкурка: назначение, виды, правила безопасной работы.

Разница в качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной шкуркой.

Стальные щетки для чистки напильника.

Правила безопасности при работе напильником.

 

   Практические работы.

Крепление детали в тисках с накладными губками, на деревянном бруске для отделки.

Отделка личным напильником плоских поверхностей.

Очистка насечки личного напильника.

Шлифовка шкуркой, закрепленной на деревянном бруске.

 

 

4. Практическое повторение. (4 ч.)

Назначение разметки.

Разметка: инструмент, последовательность, правила безопасности.

Опиливание: назначение, типичные ошибки, правила безопасности.

Отделка личным напильником плоских поверхностей.

 

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (52 ч.)

1.Вводное занятие. (4 ч.)

План работы на четверть.

Правила техники безопасности.

 

2.Опиливание плоской детали выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону. (ч.)

   Теоретические сведения.

Выпуклая и вогнутая формы кромки детали.

Разметочные шаблоны.

Приспособления для крепления шаблона на заготовке: ручные тиски, струбцина.

Понятие об исправимом и неисправимом дефектах изготовления.

 

   Практические работы.

Определение пригодности заготовки.

Выбор места крепления шаблона на заготовку с учетом экономного расходования материала.

Приемы крепления шаблона к заготовке.

Проведение риски по шаблону.

Разметка центров отверстий.

Выбор напильника, соответствующего профилю скругления.

Обработка выпуклых частей детали поперечным и продольным опиливанием.

Наведение продольного штриха на кромке детали.

Опиливание вогнутого профиля.

Притупление острых углов на вогнутых и выпуклых участках.

 

3. Сверление. (ч.)

   Теоретические сведения.

Назначение операции сверления.

Основные части настольного сверлильного станка.

Основные элементы спирального сверла, рабочая часть и хвостик.

Типичные причины поломки сверла при работе.

Правила безопасности при сверлении.

Машинные (станочные) тиски.

Устройство, приемы закрепления детали.

Правила уборки сверлильного станка.

 

   Практические работы.

Установка сверлильного патрона в шпинделе станка, закрепление сверла в патроне и плоской детали в машинных тисках.

Сверление детали, закрепленной в ручных тисках.

Проверка сверления.

Удаление сверлильного патрона из шпинделя станка.

Сверление сквозного отверстия в детали, закрепленной в машинных тисках.

Уборка станка и приспособлений после работы.

 

4. Соединение деталей заклепками с потайными заклепками. (ч.)

   Теоретические сведения.

Свойство металла (пластичность).

Клепка: назначение, применение, инструменты, способы, последовательность операций, виды брака, правила безопасности при выполнении.

Виды заклепки (с потайной и полукруглой головками).

Зависимость прочности заклепочного соединения от качества заклепки.

 

   Практические работы.

Подбор инструментов для заклепки.

Зенкование отверстий для головок заклепки.

Закрепление заготовок в тисках.

Осадка.

Расклепывание.

 

5. Практическое повторение. (4 ч.)

Опиливание вогнутого профиля.

Притупление острых углов на вогнутых и выпуклых участках.

Сверление детали, закрепленной в ручных тисках.

Подбор инструментов для заклепки.

 

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (54 ч.)

1. Вводное занятие. (2 ч.)

План работы на четверть.

Правила техники безопасности.

 

2. Работа с тонколистовым металлом. (ч.)

   Теоретические сведения.

Кровельная сталь: виды (черная, оцинкованная), свойства, применение.

Жесть: виды (черная, белая), свойства, применение.

Способы предохранения листовой стали от ржавления.

Ножницы для резания металла: виды, назначение, приемы работы, наладка, заточка, правила безопасности.

Деревянный молоток (киянка): назначение (обработка кровельной стали и жести), приемы работы, виды брака при работе с кровельной сталью и жестью.

Правила безопасной работы с тонким листовым металлом.

Окраска металла эмалью: назначение, инструменты, приемы, техника безопасности.

 

   Практические работы.

Правка тонкого листового металла киянкой на плите.

Разметка развертки от кромки или вспомогательной риски.

Пометка линий разреза.

Последовательное вырезание развертки изделия ручными и стуловыми ножницами по прямым и кривым линиям.

Загибание кромок углов коробочки.

Окраска изделия эмалевой краской с помощью кисти.

 

3. Правка и гибка металла. (ч.)

   Теоретические сведения.

Понятие упругость металла.

Виды изгиба полосового металла: по плоскости, по узкой грани, винтовой.

Инструменты и приспособления  для гибки и правки металла: молоток с незакаленным бойком, киянка, наковальня, плита, ручной пресс, призмы, оправки.

Правила безопасной работы при правке и гибке.

 

   Практические работы.

Правка толстой проволоки и прутков на плите.

Проверка правки на глаз.

Правка полосового металла, изогнутого по плоскости на плите.

Правка пластинки шириной до 150×200 мм. из листового металла толщиной 1,5 – 2,0 мм.

Правка полосового металла с винтовым изгибом способом обратного разворота.

Предотвращение дефектов при правке.

Контроль правки по линейке и на глаз.

Выполнение канавки по месту сгиба.

Сгибание кольца на стержне в приспособлении.

Сгибание стальных скоб толщиной 1,5 – 2,0 мм. на оправке, в тисках.

Сгибание полос из стали толщиной до 5 мм. и пластинок.

Проверка правильности и контрольных размеров гибки по образцу и угольнику.

 

4. Практическое повторение. (4 ч.)

Способы предохранения листовой стали от ржавления.

Окраска металла эмалью.

Правка тонкого листового металла киянкой на плите.

Правка толстой проволоки и прутков на плите.

 

Методическое обеспечение.

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «0б образовании в Российской Федерации».

2. Примерные программы по учебным предметам. Технология.5-9 классы: проект. - М.:Просвещение,2010 – 96 с.

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2010 г.

4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования в образовательных учреждениях». РГ – Федеральный выпуск №5430 от 16 марта 2011 года.

5. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

6. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида. М. Владос 2003г.

7. Справочный дидактический материал по слесарному делу. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

8. Безюлева  Г.В., Малышева В.А., Пашнина И.А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М., 2003.

9. Белова В.А., Белозерова Г.И. Особенности организации профессионального трудового обучения для решения перспективных задач жизнеустройства воспитанников. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Боровичи, 2002.

10. Буданова Л.Б. Организация системы профильного обучения детей-инвалидов в условиях модели инновационного образовательного учреждения. Профильная школа. 2007. № 3. С.48-54.

11. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых обучающихся. Дефектология. 2001. №4. С.40-46.

12. Интернет источники:

http://nsportal.ru

http://rukodelkino.com/

http://1september.ru

http://stranamasterov.ru

http://www.trudovik.narod.ru

http://www.uchportal.ru

http://znamus.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 2016-2017 уч. год.

 

№ занятия

Дата

Тема занятия

Тип урока

Форма контроля

Оборудование и инструменты

Наглядныеэкранные пособия

Практическая работа

 

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Количество недель - 9.

Количество часов - 50.

1. Вводное занятие. (4 ч.)

 

1.

02.09

 

Задачи обучения и план работы на четверть

 

Пропедевтический

Чтение инструкций.

Практическая работа

Набор слесарного инструмента на рабочем месте

Стенды, плакаты, инструкции по П.Т.Б.

Подготовка оборудования и инструмента к работе

 

2.

06.09

Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской

 

Пропедевтический

Чтение инструкций.

Практическая работа

Набор слесарного инструмента на рабочем месте

Стенды, плакаты, инструкции по П.Т.Б.

Подготовка оборудования и инструмента к работе

 

 

2. Работа с проволокой. (22 ч.)

 

3.

07.09

Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Линейка измерительная

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Разметка длины заготовки по линейке

 

4.

09.09

Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Тиски слесарные,плоскогубцы

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня

5.

13.09

Стальная проволока: применение в изделиях, свойства

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Тиски слесарные, верстак универсальный, молоток слесарный

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Правка стальной проволоки молотком

 

6.

14.09

Стальная проволока: применение в изделиях, свойства

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Тиски слесарные, верстак универсальный, молоток слесарный

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Правка стальной проволоки молотком

 

7.

16.09

Стоимость проволоки из разных металлов

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Плоскогубцы

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Соединение концов проволоки скручиванием

 

8.

20.09

Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Острогубцы

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Откусывание проволоки острогубцами

 

9.

21.09

Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Навивание спирали

 

10.

23.09

Миллиметр как основная мера длины в слесарном деле

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Изгибание проволоки плоскогубцами

 

11.

27.09

Правила хранения инструментов и материалов

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Изгибание проволоки на оправке

 

12.

28.09

Правила безопасности при работе с остро- и плоскогубцами

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Изгибание проволоки на оправке

 

13.

30.09

Правила поведения в слесарной мастерской.

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, молоток слесарный, напильники

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Расплющивание и опиливание концов заготовки для отвертки

 

 

 

3. Работа с жестью. (20 ч.)

 

14.

04.10

Черная и белая жесть: применение, свойства

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Изготовление коробочки

 

15.

05.10

Черная и белая жесть: применение, свойства

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Изготовление коробочки

 

16.

07.10

Черная и белая жесть: применение, свойства

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Изготовление коробочки

 

17.

11.10

Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личный, тиски слесарные

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, разметочная плита,чертилка, линейка измерительная

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке

 

18.

12.10

Инструменты и приспособления

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, разметочная плита,чертилка, линейка измерительная

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке

 

19.

14.10

Инструменты и приспособления

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, разметочная плита,чертилка, линейка измерительная

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке

 

20.

18.10

Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Сгибание бортов на оправке

 

21.

19.10

Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, напильники

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Притупление острых кромок личным напильником

 

22.

21.10

Технические требования к качеству изделий

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, напильники

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Притупление острых кромок личным напильником

 

23.

25.10

Технические требования к качеству изделий

 

Введение новых знаний, комбинированный

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, разметочная плита, чертилка, линейка измерительная

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Разметка коробочки с бортами по шаблону

 

 

 

4. Практическое повторение. (4 ч.)

 

24.

26.10

Алюминиевая, медная и стальная проволока.

Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки

Обобщения и систематизации

Беседа. Практическая работа

Тиски слесарные,плоскогубцы

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня

25.

28.10

Сгибание бортов на оправке.

Притупление острых кромок

 

Обобщения и систематизации

Беседа. Практическая работа

Верстак универсальный, тиски слесарные, напильники

Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б.

Притупление острых кромок личным напильником

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Паспорт рабочей программы Тип программы : программа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Паспорт рабочей программы Тип программы : программа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (Слесарное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (Слесарное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с…

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с…

На занятиях обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом, который затем дополняется и углубляется на практических работах, творческих занятиях и экскурсиях

На занятиях обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом, который затем дополняется и углубляется на практических работах, творческих занятиях и экскурсиях

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекционная работа включает следующие направления:

В составе 5 класса школы для детей с ограниченными возможностями здоровья входят подростки 11 лет, имеющие умственную отсталость различной степени в различной этиологии

В составе 5 класса школы для детей с ограниченными возможностями здоровья входят подростки 11 лет, имеющие умственную отсталость различной степени в различной этиологии

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: - определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;…

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: - определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;…

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех…

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех…

Обучающиеся должны знать: Ø свойства мягкой и стальной проволоки, ее применение в изделиях; Ø инструменты и приспособления для работы с проволокой, их устройство, назначение и…

Обучающиеся должны знать: Ø свойства мягкой и стальной проволоки, ее применение в изделиях; Ø инструменты и приспособления для работы с проволокой, их устройство, назначение и…

Отметка «5» ставится, если учеником: - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески; -…

Отметка «5» ставится, если учеником: - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески; -…

Практические работы. Разметка длины заготовки по линейке

Практические работы. Разметка длины заготовки по линейке

Определение пригодности заготовки: выявление дефектов, установление размеров

Определение пригодности заготовки: выявление дефектов, установление размеров

Сверление. (ч.) Теоретические сведения

Сверление. (ч.) Теоретические сведения

Ножницы для резания металла: виды, назначение, приемы работы, наладка, заточка, правила безопасности

Ножницы для резания металла: виды, назначение, приемы работы, наладка, заточка, правила безопасности

Постановление Главного санитарного врача

Постановление Главного санитарного врача

Тематическое планирование на 2016-2017 уч

Тематическое планирование на 2016-2017 уч

Стальная проволока: применение в изделиях, свойства

Стальная проволока: применение в изделиях, свойства

Правила поведения в слесарной мастерской

Правила поведения в слесарной мастерской

Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла

Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018