Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- категория обучающихся: учащиеся 5 класса ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Курчатовского района Курской области».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 204 ч.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 6 часов в неделю
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (Слесарное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273;
-Учебный план ОКОУ «Пенская школа – интернат»;
- ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по профессионально-трудовому обучению.
Программа рассчитана на 204 часа.
Цели курса:
Ø ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
Ø формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
Ø формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
Ø осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
Ø укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Задачи курса:
Ø проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;
Ø научить самостоятельно, выполнять трудовые задания;
Ø работать над коррекцией и развитиемличностных качеств обучающихся;
Ø воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;
Ø сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии;
Ø формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств;
Ø оказание психологической помощи воспитанникам в преодолении стрессовых ситуаций;
Ø создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение слесарному делу в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.
Основные формы организации обучения
Для достижения поставленной цели в программе используются разнообразные формы и методы обучения: теоретические занятия, занятия-практикумы, творческие задания, экскурсии, практические работы.
Логика изучения курса
Данная программа предполагает обучение детей по линейной системе, что наиболее целесообразно для успешного освоения материала.
Программа имеет три ступени реализации.
1-я ступень. Формирование элементарных трудовых навыков у детей с нарушениями интеллекта.
2-я ступень. Совершенствование профессиональных навыков. Формирование социально значимых навыков, умений, представлений, их применение в доступной деятельности, профориентация и социально-трудовая реабилитация.
3-я ступень. Самопрезентация и технология успешного обучения в образовательном учреждении начального профессионального образования. Умение брать на себя ответственность за результаты своего обучения и трудоустройства, принятие философии независимой жизни человека с ограниченными возможностями.
Программа является профессионально ориентированной и расчитанна на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные технологии:
Ø личностно-ориентированное;
Ø деятельностный подход;
Ø уровневая дифференциация;
Ø информационно-коммуникативные;
Ø здоровьесберегающие;
Ø игровые.
Основными видами деятельностиучащихся по предмету являются:
Ø беседа (диалог);
Ø работа с книгой;
Ø практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению;
Ø самостоятельная работа;
Ø работа по карточкам;
Ø работа по плакатам;
Ø составление плана работ, планирование последовательности.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа обучающихся с книгой, справочным пособием.
Наглядные методы: демонстрация (показ) изучаемых объектов, изображений, приемов работы, организация самостоятельных наблюдений.
Практические методы: практическое выполнение трудовых заданий.
На занятиях обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом, который затем дополняется и углубляется на практических работах, творческих занятиях и экскурсиях.
При проведении теоретических занятий проводятся беседы с использованием наглядного материала, анализ средств наглядности, устанавливается взаимосвязь между речевой и трудовой деятельностью, педагог задает учащимся вопросы, делает указания и замечания.
Типы уроков:
Ø урок «открытия» новых знаний;
Ø комбинированный урок;
Ø урок повторение пройденного материала;
Ø урок закрепления новых знаний и выработка умений;
Ø объяснение нового материала;
Ø урок закрепление и совершенствование знаний;
Ø урок формирование новых знаний;
Ø повторение и закрепление знаний, умений, навыков;
Ø закрепление знаний и выработка умений;
Ø обобщение и систематизация знаний;
Ø урок-экскурсия;
Ø изучение нового материала;
Ø урок контроля знании, умений и навыков;
Ø контроль и учет знаний (тесты);
Ø урок первичного закрепления знаний.
Виды контроля:
Ø взаимоконтроль;
Ø итоговый контроль;
Ø рубежный контроль;
Ø самоконтроль;
Ø текущий;
Ø самостоятельная работа;
Ø самопроверка по образцу;
Ø коллективная проверка по образцу;
Ø самопроверка;
Ø индивидуальный опрос;
Ø фронтальный опрос;
Ø практический контроль;
Ø текущий опрос;
Ø творческая работа;
Ø беседа.
Методы стимуляции:
Ø демонстрация натуральных объектов;
Ø ИТК;
Ø дифференцирование, разноуровневое обучение;
Ø наглядные пособия, раздаточный материал;
Ø создание проблемных ситуаций;
Ø занимательные упражнения;
Ø экскурсии;
Ø декады трудового обучения;
Ø участие в конкурсах;
Ø участие в выставках.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
-
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
-
умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи;
- диалогической речи;
- обогащение словаря.
Задачи по профориентации и социализации
Ø Воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности.
Ø Создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Ø Обучение обучающихся начальным профессиональным навыкам, которые позволят им социально адаптироваться.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
В составе 5 класса школы для детей с ограниченными возможностями здоровья входят подростки 11 лет, имеющие умственную отсталость различной степени в различной этиологии.
Основная часть учащихся трудолюбивы, имеют хорошую работоспособность, усидчивы и аккуратны, доводят начатое дело до конца, но при изучении более сложных тем некоторые учащиеся испытывают затруднения в задании, нуждаются в постоянном контроле и помощи со стороны учителя.
Учитывая интеллектуальные, психофизические особенности учащихся и возможности обучения, обучающиеся поделены на обучение по двум уровням в соответствии с возможностями каждого ребенка:
1 уровень – учащиеся способны усвоить предлагаемую программу в полном объеме;
2 уровень – требует снижения объема программного материала, исключение наиболее сложных тем.
В 5 классе два ученика относятся к 1 уровню (Панасюга Андрей), (Дмитриев Алексей), одна ко 2 уровню по обучению относятся (Павленко Максим), (Терёшкин Кирилл).
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии, истории, географии и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 ч. в неделю). Основной формой организации трудового обучения учащихся являются учебные занятия продолжительностью 2 учебных часа.
1 четверть – 50 ч.
2 четверть – 46 ч.
3 четверть – 54 ч.
4 четверть – 54 ч.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.
Основная реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
- определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
- определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения школе.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложныхдействий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп
БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности, проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
В результате освоения программы будут сформированы следующие базовые учебные действия:
Личностные УД:
Ø способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Ø положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Ø целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
Ø самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Ø понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Ø гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
Ø уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
Ø соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;
Коммуникативные УД:
Ø вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);
Ø использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
Ø обращаться за помощью и принимать помощь;
Ø слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
Ø деятельности и быту;
Ø сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Ø доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Ø вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
Регулятивные УД:
Ø контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Ø активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе;
Ø работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
Ø с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Обучающиеся должны знать:
Ø свойства мягкой и стальной проволоки, ее применение в изделиях;
Ø инструменты и приспособления для работы с проволокой, их устройство, назначение и правила безопасной работы сними;
Ø свойства и применение жести, инструменты и приспособления для работы с жестью, правила безопасной работы при ее разрезании;
Ø назначение разметки, разметочные инструменты;
Ø назначение опиливания, виды напильников;
Ø назначение отделки деталей;
Ø устройство сверлильного станка, правила безопасной работы при сверлении;
Ø назначение клепки, ее применение, инструменты для клепки;
Ø понятие упругость металла, инструменты и приспособления для гибки и правки металла.
Обучающиеся должны уметь в деятельности:
Ø работать молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки;
Ø ориентироваться по образцу и чертежу изделия;
Ø размечать детали, работать плоским напильником,
Ø работать шлифовальной шкуркой;
Ø работать на сверлильном станке;
Ø соединять детали с помощью заклепок;
Ø работать слесарными ножницами, киянкой.
Нормы оценок теоретических знаний:
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
- практически не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок практических работ:
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если учеником:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- норма времени не выполнена не более чем на 25%;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если учеником:
- допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе практически не проявлена;
- норма времени не выполнена свыше 25%;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(204 ч., 6 часов в неделю)
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ(50 ч.)
1. Вводное занятие. (4 ч.)
Задачи обучения и план работы на четверть.
Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской.
2. Работа с проволокой. (22 ч.)
Теоретические сведения.
Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства.
Стальная проволока: применение в изделиях, свойства.
Стоимость проволоки из разных металлов.
Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение.
Миллиметр как основная мера длины в слесарном деле.
Правила хранения инструментов и материалов.
Правила безопасности при работе с остро- и плоскогубцами.
Правила поведения в слесарной мастерской.
Практические работы.
Разметка длины заготовки по линейке.
Откусывание проволоки острогубцами.
Навивание спирали.
Изгибание проволоки плоскогубцами.
Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня.
Соединение концов проволоки скручиванием.
Правка стальной проволоки молотком.
Изгибание проволоки на оправке.
Расплющивание и опиливание концов заготовки для отвертки.
3. Работа с жестью. (20 ч.)
Теоретические сведения.
Черная и белая жесть: применение, свойства.
Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личный, тиски слесарные.
Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла.
Технические требования к качеству изделий.
Практические работы.
Изготовление коробочки.
Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке.
Сгибание бортов на оправке.
Притупление острых кромок личным напильником.
Разметка коробочки с бортами по шаблону.
4. Практическое повторение. (4 ч.)
Алюминиевая, медная и стальная проволока.
Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки.
Сгибание бортов на оправке.
Притупление острых кромок.
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ(46 ч.)
1. Вводное занятие. (4 ч.)
План работы на четверть.
Правила техники безопасности в мастерской.
2. Разметка и обработка детали прямоугольной формы по заданным размерам. ( ч.)
Теоретические сведения.
Назначение разметки.
Чертеж и технический рисунок детали.
Понятие припуск на обработку и базовая кромка.
Разметка: инструмент, последовательность, правила безопасности.
Опиливание: назначение, типичные ошибки, правила безопасности.
Держание напильника, рабочая поза, организация движений.
Высота опиливаемой поверхности от уровня губок тисков.
Плоский напильник: виды, устройство, правила бережного обращения.
Проверочная линейка и угольник, устройство, применение.
Практические работы.
Организация рабочего места для разметки.
Определение пригодности заготовки: выявление дефектов, установление размеров.
Подготовка поверхности заготовки для разметки.
3. Отделка изделия личным напильником и шлифовальной шкуркой. ( ч.)
Теоретические сведения.
Назначение отделки деталей.
Особенности работы личным и драчевым напильниками.
Причины и следствие забивания насечки плоского напильника стружкой.
Шлифовальная шкурка: назначение, виды, правила безопасной работы.
Разница в качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной шкуркой.
Стальные щетки для чистки напильника.
Правила безопасности при работе напильником.
Практические работы.
Крепление детали в тисках с накладными губками, на деревянном бруске для отделки.
Отделка личным напильником плоских поверхностей.
Очистка насечки личного напильника.
Шлифовка шкуркой, закрепленной на деревянном бруске.
4. Практическое повторение. (4 ч.)
Назначение разметки.
Разметка: инструмент, последовательность, правила безопасности.
Опиливание: назначение, типичные ошибки, правила безопасности.
Отделка личным напильником плоских поверхностей.
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (52 ч.)
1.Вводное занятие. (4 ч.)
План работы на четверть.
Правила техники безопасности.
2.Опиливание плоской детали выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону. (ч.)
Теоретические сведения.
Выпуклая и вогнутая формы кромки детали.
Разметочные шаблоны.
Приспособления для крепления шаблона на заготовке: ручные тиски, струбцина.
Понятие об исправимом и неисправимом дефектах изготовления.
Практические работы.
Определение пригодности заготовки.
Выбор места крепления шаблона на заготовку с учетом экономного расходования материала.
Приемы крепления шаблона к заготовке.
Проведение риски по шаблону.
Разметка центров отверстий.
Выбор напильника, соответствующего профилю скругления.
Обработка выпуклых частей детали поперечным и продольным опиливанием.
Наведение продольного штриха на кромке детали.
Опиливание вогнутого профиля.
Притупление острых углов на вогнутых и выпуклых участках.
3. Сверление. (ч.)
Теоретические сведения.
Назначение операции сверления.
Основные части настольного сверлильного станка.
Основные элементы спирального сверла, рабочая часть и хвостик.
Типичные причины поломки сверла при работе.
Правила безопасности при сверлении.
Машинные (станочные) тиски.
Устройство, приемы закрепления детали.
Правила уборки сверлильного станка.
Практические работы.
Установка сверлильного патрона в шпинделе станка, закрепление сверла в патроне и плоской детали в машинных тисках.
Сверление детали, закрепленной в ручных тисках.
Проверка сверления.
Удаление сверлильного патрона из шпинделя станка.
Сверление сквозного отверстия в детали, закрепленной в машинных тисках.
Уборка станка и приспособлений после работы.
4. Соединение деталей заклепками с потайными заклепками. (ч.)
Теоретические сведения.
Свойство металла (пластичность).
Клепка: назначение, применение, инструменты, способы, последовательность операций, виды брака, правила безопасности при выполнении.
Виды заклепки (с потайной и полукруглой головками).
Зависимость прочности заклепочного соединения от качества заклепки.
Практические работы.
Подбор инструментов для заклепки.
Зенкование отверстий для головок заклепки.
Закрепление заготовок в тисках.
Осадка.
Расклепывание.
5. Практическое повторение. (4 ч.)
Опиливание вогнутого профиля.
Притупление острых углов на вогнутых и выпуклых участках.
Сверление детали, закрепленной в ручных тисках.
Подбор инструментов для заклепки.
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (54 ч.)
1. Вводное занятие. (2 ч.)
План работы на четверть.
Правила техники безопасности.
2. Работа с тонколистовым металлом. (ч.)
Теоретические сведения.
Кровельная сталь: виды (черная, оцинкованная), свойства, применение.
Жесть: виды (черная, белая), свойства, применение.
Способы предохранения листовой стали от ржавления.
Ножницы для резания металла: виды, назначение, приемы работы, наладка, заточка, правила безопасности.
Деревянный молоток (киянка): назначение (обработка кровельной стали и жести), приемы работы, виды брака при работе с кровельной сталью и жестью.
Правила безопасной работы с тонким листовым металлом.
Окраска металла эмалью: назначение, инструменты, приемы, техника безопасности.
Практические работы.
Правка тонкого листового металла киянкой на плите.
Разметка развертки от кромки или вспомогательной риски.
Пометка линий разреза.
Последовательное вырезание развертки изделия ручными и стуловыми ножницами по прямым и кривым линиям.
Загибание кромок углов коробочки.
Окраска изделия эмалевой краской с помощью кисти.
3. Правка и гибка металла. (ч.)
Теоретические сведения.
Понятие упругость металла.
Виды изгиба полосового металла: по плоскости, по узкой грани, винтовой.
Инструменты и приспособления для гибки и правки металла: молоток с незакаленным бойком, киянка, наковальня, плита, ручной пресс, призмы, оправки.
Правила безопасной работы при правке и гибке.
Практические работы.
Правка толстой проволоки и прутков на плите.
Проверка правки на глаз.
Правка полосового металла, изогнутого по плоскости на плите.
Правка пластинки шириной до 150×200 мм. из листового металла толщиной 1,5 – 2,0 мм.
Правка полосового металла с винтовым изгибом способом обратного разворота.
Предотвращение дефектов при правке.
Контроль правки по линейке и на глаз.
Выполнение канавки по месту сгиба.
Сгибание кольца на стержне в приспособлении.
Сгибание стальных скоб толщиной 1,5 – 2,0 мм. на оправке, в тисках.
Сгибание полос из стали толщиной до 5 мм. и пластинок.
Проверка правильности и контрольных размеров гибки по образцу и угольнику.
4. Практическое повторение. (4 ч.)
Способы предохранения листовой стали от ржавления.
Окраска металла эмалью.
Правка тонкого листового металла киянкой на плите.
Правка толстой проволоки и прутков на плите.
Методическое обеспечение.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «0б образовании в Российской Федерации».
2. Примерные программы по учебным предметам. Технология.5-9 классы: проект. - М.:Просвещение,2010 – 96 с.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2010 г.
4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования в образовательных учреждениях». РГ – Федеральный выпуск №5430 от 16 марта 2011 года.
5. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
6. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида. М. Владос 2003г.
7. Справочный дидактический материал по слесарному делу. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
8. Безюлева Г.В., Малышева В.А., Пашнина И.А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М., 2003.
9. Белова В.А., Белозерова Г.И. Особенности организации профессионального трудового обучения для решения перспективных задач жизнеустройства воспитанников. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Боровичи, 2002.
10. Буданова Л.Б. Организация системы профильного обучения детей-инвалидов в условиях модели инновационного образовательного учреждения. Профильная школа. 2007. № 3. С.48-54.
11. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых обучающихся. Дефектология. 2001. №4. С.40-46.
12. Интернет источники:
http://nsportal.ru
http://rukodelkino.com/
http://1september.ru
http://stranamasterov.ru
http://www.trudovik.narod.ru
http://www.uchportal.ru
http://znamus.ru
Тематическое планирование на 2016-2017 уч. год.
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Тип урока |
Форма контроля |
Оборудование и инструменты |
Наглядныеэкранные пособия |
Практическая работа |
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Количество недель - 9.
Количество часов - 50.
1. Вводное занятие. (4 ч.)
1. |
02.09
|
Задачи обучения и план работы на четверть
|
Пропедевтический |
Чтение инструкций. Практическая работа |
Набор слесарного инструмента на рабочем месте |
Стенды, плакаты, инструкции по П.Т.Б. |
Подготовка оборудования и инструмента к работе
|
2. |
06.09 |
Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской
|
Пропедевтический |
Чтение инструкций. Практическая работа |
Набор слесарного инструмента на рабочем месте |
Стенды, плакаты, инструкции по П.Т.Б. |
Подготовка оборудования и инструмента к работе
|
2. Работа с проволокой. (22 ч.)
3. |
07.09 |
Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Линейка измерительная |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Разметка длины заготовки по линейке
|
4. |
09.09 |
Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Тиски слесарные,плоскогубцы |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня |
5. |
13.09 |
Стальная проволока: применение в изделиях, свойства
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Тиски слесарные, верстак универсальный, молоток слесарный |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Правка стальной проволоки молотком
|
6. |
14.09 |
Стальная проволока: применение в изделиях, свойства
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Тиски слесарные, верстак универсальный, молоток слесарный |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Правка стальной проволоки молотком
|
7. |
16.09 |
Стоимость проволоки из разных металлов
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Плоскогубцы |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Соединение концов проволоки скручиванием
|
8. |
20.09 |
Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение |
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Острогубцы |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Откусывание проволоки острогубцами
|
9. |
21.09 |
Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение |
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Навивание спирали
|
10. |
23.09 |
Миллиметр как основная мера длины в слесарном деле
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Изгибание проволоки плоскогубцами
|
11. |
27.09 |
Правила хранения инструментов и материалов
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Изгибание проволоки на оправке
|
12. |
28.09 |
Правила безопасности при работе с остро- и плоскогубцами
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Изгибание проволоки на оправке
|
13. |
30.09 |
Правила поведения в слесарной мастерской.
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, молоток слесарный, напильники |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Расплющивание и опиливание концов заготовки для отвертки
|
3. Работа с жестью. (20 ч.)
14. |
04.10 |
Черная и белая жесть: применение, свойства
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Изготовление коробочки
|
15. |
05.10 |
Черная и белая жесть: применение, свойства
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Изготовление коробочки
|
16. |
07.10 |
Черная и белая жесть: применение, свойства
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Изготовление коробочки
|
17. |
11.10 |
Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личный, тиски слесарные
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, разметочная плита,чертилка, линейка измерительная |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке
|
18. |
12.10 |
Инструменты и приспособления |
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, разметочная плита,чертилка, линейка измерительная |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке
|
19. |
14.10 |
Инструменты и приспособления |
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, разметочная плита,чертилка, линейка измерительная |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке
|
20. |
18.10 |
Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, плоскогубцы, оправка |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Сгибание бортов на оправке
|
21. |
19.10 |
Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, напильники |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Притупление острых кромок личным напильником
|
22. |
21.10 |
Технические требования к качеству изделий
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, напильники |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Притупление острых кромок личным напильником
|
23. |
25.10 |
Технические требования к качеству изделий
|
Введение новых знаний, комбинированный |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, разметочная плита, чертилка, линейка измерительная |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Разметка коробочки с бортами по шаблону
|
4. Практическое повторение. (4 ч.)
24. |
26.10 |
Алюминиевая, медная и стальная проволока. Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки |
Обобщения и систематизации |
Беседа. Практическая работа |
Тиски слесарные,плоскогубцы |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня |
25. |
28.10 |
Сгибание бортов на оправке. Притупление острых кромок
|
Обобщения и систематизации |
Беседа. Практическая работа |
Верстак универсальный, тиски слесарные, напильники |
Учебник: «Слесарное дело», плакаты, наглядные пособия, инструкции по П.Т.Б. |
Притупление острых кромок личным напильником
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.