ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Оценка 4.8

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Оценка 4.8
docx
10.12.2022
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
30.docx

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию, так как поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается вероятность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. Обучение чтению в дошкольном возрасте, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в этот период имеет преимущество перед своими не умеющим читать сверстниками. Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Чтение – сложный психофизиологический процесс, начинающийся со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. При раннем обучении чтению следует помнить, что умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Для более легкого запоминания графических элементов букв в дошкольном возрасте, возможно, использовать следующие приемы работы: • конструирование из палочек, карандашей; • лепка из пластилина; • рисование на листе бумаги; • штриховка; • обводка образца буквы и другие. Ранее обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время необходимо проводить и целенаправленную работу по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию связной речи. В процессе обучения чтения необходимо решать следующие задачи: 1. Развитие речевого и фонематического слуха у детей; 2. Изучение алфавита, формирование визуального образа буквы; 3. Развитие чувства ритма; 4. Развитие мелкой моторики; 5. Формирование правильной артикуляции; 6. Умение определять место звука в слов: в начале, в середине, в конце; 7. Умение детей делить слова на слоги, выделять ударный слог; 8. Умение различать гласный и согласный звук (букву), подбирать слова на заданный звук (букву), слог; 9. Умение составлять слова из частей; 10. Составление описательных рассказов и пересказывать произведения. 11. Развитие памяти, внимания, мышления детей. 12. Формирование уверенности в себе. Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах: 1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»); 2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников. 3. Принцип доступности. Реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи; 4. Игровой направленности занятий Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольника. Ребенок всегда легче справляется с игровой задачей. Игра позволяет сделать обучение чтению непринужденным. Организации совместной деятельности На начальных этапах изучения материала вначале взрослый показывает пример, образец выполнения задания, прочтения буквы, слога, затем педагог и ребенок делают это вместе. 5. Создания ситуации успеха Каждый ребенок должен чувствовать себя успешным на занятии. Это придаст ему уверенности, повысит мотивацию и позволить наиболее быстро добиться результата. Следует помнить, что дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние общества в целом, поэтому к выбору литературы для самостоятельного прочтения ребенком нужно подходить серьезно и тщательно. На начальном этапе для самостоятельного чтения ребенку нужно предлагать рассказы и сказки, ранее прочитанные ему взрослыми. Для ребенка важно внимание к его деятельности. Он станет заниматься с большим удовольствием, если взрослый будет принимать непосредственное участие в его занятиях и радоваться его успехам. Таким образом, ранее обучение чтению в дошкольном возрасте способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, формирует природную грамотность, выступает одним из условий успешной адаптации к школе. Однако следует помнить, что навык письма и чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу личности ребенка только в случае грамотного подхода к процессу обучения. Список литературы: 1. Как подготовить ребёнка к школе: методическое пособие для воспитателей/ Гризик Т.И. -М: «Просвещение», 2011. 2. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению/ Шумаева Д.Г. -СПб: «Детство – Пресс», 2000. 3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте/ Гризик Т.И.- М.: Просвещение, 2006. 4. Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/ Гербова В.В.- М.: Просвещение, 2002. 5. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения/ Гордеева С.Е. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


 

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Умение составлять слова из частей; 10

Умение составлять слова из частей; 10

Детство – Пресс», 2000. 3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте/

Детство – Пресс», 2000. 3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2022