Обучение детей декоративной лепке. Методика проведения лепки в разных возрастных группах.
Декоративная – вид лепки, который направлен на обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек.
Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.
Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приёмам декоративной лепки.
Для того чтобы успешно проводить такую работу, педагог должен быть сам знаком с народными художественными промыслами, должен знать и понимать народное искусство, знать методику обучения детей декоративной лепке.
Остановимся поподробнее на обучении детей декоративной лепке в разных возрастных группах.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться в первой младшей группе детского сада. Возможности ребенка в декоративной лепке на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубление пальцем. Для детей младшей группы необходимо определить набор игрушек. Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых воспитатель спрашивает детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагают расставить игрушки в определенном порядке, построить для матрешек дом, лесенку, мостик. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей. В первой младшей группе народная игрушка в основном используется для игр. Однако на некоторых занятиях воспитатель, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, показывает им способы лепки. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее.
Примерные занятия по лепке, связанные
с декоративным оформлением
Украсим столбики для забора
Программное содержание. Учить детей
раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на
вылепленный столбик украшения в виде точек. Приучать к тому, что вылепленные
изделия можно использовать для общей игры.
Колесики для пирамидки
Программное содержание. Учить соединять концы
вылепленного валика, затем украшать изделие, чтобы оно было красивым, ритмично
располагая точки и насечки. Приучать осмысленно пользоваться стекой, нанося ею
узор.
Пряник для мишки
Программное содержание. Учить наносить узор в виде
полос, действуя ребром стеки. Закреплять умение лепить форму диска.
Красивое печенье для кукол
Программное содержание. Вызвать у детей желание
украсить предмет. Учить наносить узор на поверхность предмета, действуя
палочкой. Закрепить умение лепить форму диска путем расплющивания куска глины
между ладонями.
Лепка куклы из двух шариков
Программное содержание. Учить палочкой наносить мелкие
детали (глаза, рот, нос) и украшения на платье куклы. Закреплять умение лепить
предмет из двух округлых форм. Вызвать у детей интерес к украшению формы и
дополнению куклы такими частями, как руки в виде шариков или валиков — в
зависимости от желания ребенка.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Для работы с детьми в первом полугодии обычно используют те же игрушки, что и в первой младшей группе, но проводят более глубокий анализ формы предметов. Например, показывая матрешку детям, воспитатель говорит, что у матрешки есть голова, руки, называет детали одежды: фартук, рукава, платок, показать на них красивые, цветы, листья и другие декоративные элементы.
Дети второй младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку, которую можно предложить для рассматривания в конце первого — начале второго полугодия. Причем детей не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Начиная со второго полугодия детям можно предложить украсить дискообразное изделие объемными формами — шариками и валиками. Выполняя это задание, дети лепят торт, пирожное для кукол, располагая элементы в определенном ритме: шарики — по краю и в середине, а валики — в виде сетки или лучами, расходящимися от центра к краям. Сначала дети создают основу, а затем постепенно украшают ее. Активность каждого ребенка проявляется в том, что малыш сам выбирает форму, размер элементов и чередует их.
Следующий этап — более сложное задание: детям предлагают вылепить чашку и нанести на нее узор стекой по краю чашки в один и несколько рядов.
После ознакомления с деревянными игрушками дети лепят птиц, грибы, кукол в длинном наряде. Каждый предмет они украшают, а умение работать стекой переносят на изображение таких деталей, как рот, нос, глаза у кукол. Все это делает детские работы более выразительными. Таким образом, намечается определенная последовательность ознакомления детей второй младшей группы с народной игрушкой и введение в лепку декоративных элементов. Для ознакомления перед занятием лепкой можно предложить деревянные точеные предметы, состоящие из округлых и конусообразных форм.
Примерные занятия по лепке, связанные с декоративным оформлением
Подставка для кукольного чайника
Программное содержание. Учить лепить дискообразную
форму путем расплющивания шара между ладонями, наносить ритмичный узор по краю
и середине подставки. Закреплять умение пользоваться стекой.
Лепка торта
Программное содержание. Учить ритмично украшать
округлую плоскостную форму валиками и шариками. Добиваться от детей
самостоятельности в расположении декоративных элементов.
Лепка чашки
Программное содержание. Учить лепить чашку из
круглой формы путем вдавливания глины пальцем, а ручку — путем защипывания глины
кончиками пальцев. Украшать чашку стекой, нанося узор из точек по краю в один
или несколько рядов (со всех сторон).
Грибок
Программное содержание. Учить лепить гриб,
передавая основные его части — шляпку и ножку. Устанавливать предмет на круглой
подставке в виде диска. Закреплять умение наносить стекой украшение на
подставку.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.
Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.
Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица.
Примерные занятия по лепке, связанные с декоративным оформлением
Торт для кукол (лепка по представлению)
Программное содержание. Учить детей делать из глины
торт для куклы квадратной и круглой формы, украшать эти формы шариками разной
величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять
упражнение точками и полосами при помощи стеки.
Уточка (по непосредственному
восприятию игрушки)
Программное содержание. Учить лепить утку пластическим
способом, изображая ее характерные особенности: лепить шею, голову и хвост утки
путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев,
делать это ритмично.
Снегурочка (лепка по представлению)
Программное содержание. Учить лепить фигурку человека,
пользуясь знакомыми способами лепки. Создавать сказочный образ, проявляя
самостоятельность и творчество в использовании декоративных элементов.
Птица с красивыми крыльями (лепка по
непосредственному восприятию)
Программное содержание. Учить использовать знакомые способы
лепки при изображении птиц в разных положениях: птица клюет зерна, птица пьет
воду, птица в спокойном состоянии. Стимулировать детей к оформлению своей
работы в декоративном плане: украшать подставку, крылья и хвост птицы при
помощи стеки и налепов.
Козлик по мотивам дымковской игрушки
(лепка по непосредственному восприятию)
Программное содержание. Лепить козлика, составляя его из
частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали.
СТАРШАЯ ГРУППА
Изобразительная деятельность детей 5—6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Начиная со старшей группы, занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.
Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и калининские глиняные игрушки.
Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками. Однако детей надо познакомить хотя бы с двумя игрушками каждого вида.
Все предметы народного прикладного искусства основаны на определенных традициях и особенностях, которые желательно знать воспитателю. Так, планируя знакомство детей с декоративной посудой, а затем и лепку по этим образцам, нужно отобрать те предметы, которые помогут развить воображение у детей. Это могут быть расписные керамические тарелки, украинские миски, посуда производства «Гжель» и. т. д.
Примерное перспективное планирование занятий по декоративной лепке в старшей группе
1-й квартал
Лепка по непосредственному восприятию предмета (три занятия): «Козел» (по
каргопольской игрушке); «Уточка» (по калининской игрушке); «Дымковская кукла».
Лепка по представлению (два занятия): «Тарелка»; «Миска».
Лепка по замыслу (одно занятие): «Ваза для фруктов».
2-й квартал
Лепка по непосредственному восприятию предмета (два занятия): «Кружка с
узорами»; «Конь» (по каргопольской игрушке) или «Петушок» (по дымковской
игрушке).
Лепка по представлению (два занятия): «Сказочная рыбка», «Декоративная
пластина».
Лепка по замыслу (одно занятие): «Предмет, которым можно украсить групповую
комнату».
3-й квартал
Лепка с натуры (одно занятие): «Ваза для весенних цветов», или «Олень» (по
каргопольской игрушке); или «Конь с наездником» (по филимоновской игрушке).
Лепка по представлению (одно занятие): «Сказочная птица».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Изобразительная деятельность детей 6—7 лет значительно совершенствуется. Прежде всего, более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.
Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Ребята с большим интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. В подготовительной группе детей знакомят с новым способом изображения посуды — из колец: глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой. Этим способом дети лепят разную посуду. Другой способ лепки — изготовление посуды из куска глины шарообразной или цилиндрической формы путем выбирания глины стекой (горшочек, кринка, ваза), третий способ лепки посуды ленточный – кусок пластилина делят на две не равные части, большая часть раскатывается в валик и расплющивается, а меньшая скатывается в шар. Дети продолжают учиться, работать планомерно и заранее обдумывать свой замысел.
Вся работа по декоративной лепке тесно связана с беседами о народных промыслах. В подготовительной группе знакомство с народным прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, которые углубляют представление детей о выразительных особенностях предметов декоративного искусства, влияют на развитие их умственной активности; экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству.
Отбор предметов декоративного характера проводится с учетом того, что со многими из них дети уже знакомились в старшей группе. Для ребят 6—7 лет подбираются экземпляры с более сложной формой и росписью. Декоративные тарелки и блюда могут быть расписаны сказочными цветами, птицами и рыбами. Расширяется набор дымковских кукол: водоноска, франтиха под зонтиком, также доярка с коровой; наездник на коне, индюк с расписным хвостом и многие другие. Из каргопольской игрушки детям можно показать старичка, который поит коня, мужика-сеятеля, тройку и Полкана — сказочного полузверя, получеловека. Из филимоновских игрушек хорошо использовать лису с петухом, танцующие пары и другие образцы, которые дети еще не видели. Из калининских можно отобрать курицу с затейливым хохолком и петуха. Из богородских игрушек детям будут интересны «Медведь и заяц идут в школу», «Баба-яга», «Медведь-футболист», «С добрым утром». Перечень игрушек может быть более разнообразным, но воспитатель отбирает лишь то, чем располагает детский сад.
Занятия по знакомству детей с народным прикладным искусством и декоративной лепке в данной группе являются продолжением той большой работы, которая была проделана в предшествующих группах. Поэтому дети 6—7 лет должны быть подготовлены к восприятию новых, более сложных образцов народного творчества, к усвоению новых способов лепки и росписи.
Основные задачи декоративной лепки — научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь к нему и умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, а также переносить это умение на предметы недекоративного характера.
Примерное перспективное планирование занятий по декоративной лепке в подготовительной к школе группе
1-й квартал
Лепка с натуры (два занятия): «Горшочек», «Конь с наездником» (по дымковской
игрушке) или «Мужичок поит коня» (по каргопольской игрушке).
Лепка по представлению (два занятия): «Солонка», «Подставка для кисточки» или
«Конь-огонь».
2-й квартал
Лепка с натуры (два занятия): «Чайник», или «Молочник», или «Квасник» (по
украинской посуде); «Дымковская кукла».
Лепка по представлению (три занятия): «Декоративная пластина»; «Василиса
Прекрасная»; «Посуда для кукол» или «Кулон, брошь» (в подарок маме к дню 8
Марта).
3-й квартал
Лепка с натуры (одно занятие): «Старичок с лукошком» (по каргопольской игрушке)
или «Фигурки, сидящие на пеньке» (по дымковской игрушке).
Лепка по представлению (два занятия): «Декоративные птицы» (по калининской
игрушке), «Мишка» (по богородской игрушке).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.