Обучение технике работы с берестой и рисованию по бересте включаю в программу кружка «Вологодские мотивы». Это обеспечивает целостность изучения традиции и систему работы, используется региональный материал и четко прослеживаются этапы развития навыков и освоение техникой декоративного рисования и работы с берестой.
Цель программы кружка : Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство Вологодской области.
Этапы работы по освоению техники работы с берестой:
I этап – Подготовительный. Задачи:
Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
Заинтересовать детей берестой как уникальным природным материалом для художественного ручного труда, имеющим уникальную культурологическую и этнографическую значимость.
Формировать исследовательский и познавательный интерес детей.
Сформировать у детей представления об особенностях применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте.
II этап – Практический. Задачи: Познакомить детей со свойствами бересты как природного материала, основными инструментами и приемами для ее обработки.
Научить детей элементарным приемам конструктивной деятельности в работе с берестой. Обогащать словарь детей, терминами, необходимыми для понимания ими процесса трудовой деятельности с берестой.
Воспринимать содержание узора и рисунка, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства. Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
Самостоятельно строить на разных изделиях композицию с учетом формы, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные),разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Чуть золотится береста и мягко и светло ,
Конечно это не спроста: в ней солнышка тепло,
Снегов пушистых белизна и серебро дождей.
Как душу радует она нам красотой своей!
И чудо мастер сохранил всю прелесть бересты.
Ей жизнь вторую подарил, добавил красоты.
А. Васильев.
Литература:
Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. Стр. 65-68. Вологда.
Бакущинский А.В. Роспись по дереву , бересте и папье-маше.Москва 1933 г.
Барадулин В.А. Уральская береста. Сборник трудов НИИХП, Москва 1967
.Барадулин В.А.Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу.
Свердловск 1982
БарадулинВ.А.Сельскому учителю о народных промыслах.М.,«Просвещение»,1979 г
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность
детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с
детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность
детей. Москва. Просвещение, 2000.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва.
Просвещение, 1985.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуре СПб. Детство-Пресс, 1998.
. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996. Литература:
Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.