Обучение детей по специальной индивидуальной программе развития
Оценка 4.9

Обучение детей по специальной индивидуальной программе развития

Оценка 4.9
docx
21.03.2022
Обучение детей по специальной индивидуальной программе развития
сипр .docx

Работа учителей  по СИПР в ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат».

«Каждое мгновение той работы,

что называется обучением и

воспитанием,- это творение

                                                                                                                                будущего и взгляд в будущее» -

 подчеркивал В.А. Сухомлинский.

 

     СИПР - это специальная индивидуальная программа развития. Учитель - дефектолог, логопед, составляя такую программу, должны взаимодействовать с воспитателями, уточняя навыки и умения ребёнка, его актуальный уровень развития, для того, чтобы выстроить максимально эффективную коррекционную программу именно для ребёнка. Педагогам, в таком случае нужно быть максимально объективными, чтобы не требовать от ребёнка невозможного, иначе обучение не принесёт никакой пользы.

     СИПР – это, прежде всего, о сложных ребятишках. Что значит сложных? Это дети с умеренными или более тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, часто с сочетанным диагнозом: РАС, ДЦП, нарушение зрения, нарушение поведения (т.е. с ТМНР). Таким образом, СИПР - это изменённая и подстроенная именно под определённого  ребёнка программа обучения (развития), составленная на основе программы АООП 2 варианта для детей с нарушениями интеллекта. Она должна опираться на его реальный уровень, учитывать его психические и физические особенности, учитывать его утомляемость (за счёт уменьшения количества уроков в день).

     Обязательными компонентами специальной индивидуальной образовательной программы являются подробная психолого-педагогическая характеристика обучающегося, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности обучающегося, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития обучающегося.

     Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. 

Коррекционно – развивающие занятия.

Формы работы:

ü Сенсорное развитие.

ü Предметно-практические действия.

ü Двигательное развитие.

ü Альтернативная коммуникация.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

ü ТРИЗ;

ü «Эйдетика»;

ü Сказкотерапия;

ü индивидуализация обучения;

ü игровые технологии;

ü информационно-компьютерные технологии.

     Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловливают необходимость специального  подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности). Под особыми образовательными потребностями обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) понимается комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

     В качестве средств для выполнения заданий  подбираются материалы для стимуляции тактильного,  зрительного,  слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Для проведения предметно-практических упражнений:

ü ножницы, цветные бумага и картон, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

ü модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

ü конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Основа занятий  – это упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

ü задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные    слова и т.д.);

ü задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);

ü задания на развитие тактильно - осязательного   восприятия;

ü задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

     Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут.

План занятия готовим по следующей структуре:

·        Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне).

·        Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях, повторение  погоды за окном и др.).

·        Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.

·        Повторение изученного, подача нового материала.

·        Двигательная гимнастика. Итог занятия.

     У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении.

     При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.

Для развития письменных навыков включаю:

ü приём «Щепотка», чтобы правильно держать ручку или карандаш;

ü копирование узоров, изогнутых линий (подготовка к написанию прописных букв);

ü лепка из пластилина, создание модели буквы (развивает мелкие мышцы пальцев и знакомится с образом буквы);

ü рисование на песке (успокаивает, расслабляет пальцы, когда пишут букву на песке);

ü написание буквы в воздухе, потом в тетради для восприятия образа буквы;

ü графический диктант (ориентирование на листе бумаги, развивает умение правильно отсчитывать клетки, работать по инструкции взрослого). Домик: 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо вниз.

     Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

ü написать букву в воздухе, на столе;

ü выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;

ü вырывать из бумаги образ буквы;

ü написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;

ü выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

     Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.

Методы и упражнения для коррекции:

ü решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);

ü имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;

ü создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;

ü переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;

ü измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;

ü обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;

ü сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

     Процесс формирования навыков чтения у обучающихся своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушение осознанности чтения.

Для развития навыков чтения:

ü игра «Волшебный мешочек» (определяет на ощупь буквы, идёт развитие тактильной памяти)

ü приём «Рисую на спине» (обучающиеся рисуют друг у друга на спине буквы, тот, кому рисуют, должен угадать)

ü приём «Дермолексия» (педагог на ладони ребёнка рисует букву, ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, рисовать нужно на ведущей руке для стимуляции ведущего полушария);

ü приём «Двукратное произнесение каждого слова».

     Речь.  Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.  Основные формы и методы обучения – это практические упражнения, беседы, дидактические игры, чтение сказок, стихов, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций, составление рассказа по картинке, игра «Вопрос – ответ» и т. д. 

     Задача специалистов работающих в нашей школе дать  ученикам знания, соответствующие расшифровке  каждой буквы слова «Мастер»:

·        М - мудрость, она приобретается с годами.

·        А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

·        С - счастье, А.С. Макаренко писал «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!»

·        Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

·        Е - единство, только в единстве учитель - ученик  можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

·        Р. - результат, я хочу видеть учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни, снабженными прочными знаниями.


 

·       

Работа учителей по СИПР в ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Работа учителей по СИПР в ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация.

Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на…

Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на…

Методы и упражнения для коррекции: ü решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке); ü имитация предметов палочками, спичками, пуговками и…

Методы и упражнения для коррекции: ü решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке); ü имитация предметов палочками, спичками, пуговками и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2022