Работа учителей по СИПР в ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат».
«Каждое мгновение той работы,
что называется обучением и
воспитанием,- это творение
будущего и взгляд в будущее» -
подчеркивал В.А. Сухомлинский.
СИПР - это специальная индивидуальная программа развития. Учитель - дефектолог, логопед, составляя такую программу, должны взаимодействовать с воспитателями, уточняя навыки и умения ребёнка, его актуальный уровень развития, для того, чтобы выстроить максимально эффективную коррекционную программу именно для ребёнка. Педагогам, в таком случае нужно быть максимально объективными, чтобы не требовать от ребёнка невозможного, иначе обучение не принесёт никакой пользы.
СИПР – это, прежде всего, о сложных ребятишках. Что значит сложных? Это дети с умеренными или более тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, часто с сочетанным диагнозом: РАС, ДЦП, нарушение зрения, нарушение поведения (т.е. с ТМНР). Таким образом, СИПР - это изменённая и подстроенная именно под определённого ребёнка программа обучения (развития), составленная на основе программы АООП 2 варианта для детей с нарушениями интеллекта. Она должна опираться на его реальный уровень, учитывать его психические и физические особенности, учитывать его утомляемость (за счёт уменьшения количества уроков в день).
Обязательными компонентами специальной индивидуальной образовательной программы являются подробная психолого-педагогическая характеристика обучающегося, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности обучающегося, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития обучающегося.
Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка.
Коррекционно – развивающие занятия.
Формы работы:
ü Сенсорное развитие.
ü Предметно-практические действия.
ü Двигательное развитие.
ü Альтернативная коммуникация.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
ü ТРИЗ;
ü «Эйдетика»;
ü Сказкотерапия;
ü индивидуализация обучения;
ü игровые технологии;
ü информационно-компьютерные технологии.
Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности). Под особыми образовательными потребностями обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) понимается комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
В качестве средств для выполнения заданий подбираются материалы для стимуляции тактильного, зрительного, слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Для проведения предметно-практических упражнений:
ü ножницы, цветные бумага и картон, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
ü модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
ü конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Основа занятий – это упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
ü задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.);
ü задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);
ü задания на развитие тактильно - осязательного восприятия;
ü задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут.
План занятия готовим по следующей структуре:
· Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне).
· Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях, повторение погоды за окном и др.).
· Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
· Повторение изученного, подача нового материала.
· Двигательная гимнастика. Итог занятия.
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении.
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Для развития письменных навыков включаю:
ü приём «Щепотка», чтобы правильно держать ручку или карандаш;
ü копирование узоров, изогнутых линий (подготовка к написанию прописных букв);
ü лепка из пластилина, создание модели буквы (развивает мелкие мышцы пальцев и знакомится с образом буквы);
ü рисование на песке (успокаивает, расслабляет пальцы, когда пишут букву на песке);
ü написание буквы в воздухе, потом в тетради для восприятия образа буквы;
ü графический диктант (ориентирование на листе бумаги, развивает умение правильно отсчитывать клетки, работать по инструкции взрослого). Домик: 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо вниз.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
ü написать букву в воздухе, на столе;
ü выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
ü вырывать из бумаги образ буквы;
ü написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
ü выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.
Методы и упражнения для коррекции:
ü решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
ü имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
ü создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
ü переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
ü измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
ü обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
ü сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.
Процесс формирования навыков чтения у обучающихся своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушение осознанности чтения.
Для развития навыков чтения:
ü игра «Волшебный мешочек» (определяет на ощупь буквы, идёт развитие тактильной памяти)
ü приём «Рисую на спине» (обучающиеся рисуют друг у друга на спине буквы, тот, кому рисуют, должен угадать)
ü приём «Дермолексия» (педагог на ладони ребёнка рисует букву, ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, рисовать нужно на ведущей руке для стимуляции ведущего полушария);
ü приём «Двукратное произнесение каждого слова».
Речь. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений. Основные формы и методы обучения – это практические упражнения, беседы, дидактические игры, чтение сказок, стихов, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций, составление рассказа по картинке, игра «Вопрос – ответ» и т. д.
Задача специалистов работающих в нашей школе дать ученикам знания, соответствующие расшифровке каждой буквы слова «Мастер»:
· М - мудрость, она приобретается с годами.
· А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
· С - счастье, А.С. Макаренко писал «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!»
· Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
· Е - единство, только в единстве учитель - ученик можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
· Р. - результат, я хочу видеть учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни, снабженными прочными знаниями.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.