Обучение грамматике английского языка на основе применения индуктивного метода
Пономарева Марина Юрьевна, учитель английского языка
I квалификационной категории июнь 2023г.
Цель публикации - представить индуктивный подход к обучению грамматике иностранного языка, который поможет учащимся заново открыть свои подсознательные знания грамматики и донести их до своего сознания, а также показать, как они применяются на уроках. В статье также подробно описаны достоинства этого подхода, с тем чтобы помочь учителям эффективно использовать этот подход в обучении.
В настоящее время общая идея изучения иностранного языка заключается в том, что грамматика играет ключевую роль в изучении и преподавании языка. Овладение грамматикой иностранного языка чрезвычайно важно для изучающих язык. Одним из основных вопросов на этапе изучения иностранного языка в учебных заведениях является обучение грамматическим навыкам. Формирование грамматических навыков на иностранном языке - неотъемлемая часть коммуникативной компетенции, которая определяет успешность и эффективность межкультурного общения.
Проблема выбора методов, форм и средств формирования грамматических навыков является одной из актуальных проблем в методике преподавания иностранного языка. Она основана на принципах понимания грамматических правил с помощью индуктивных или дедуктивных методов обучения. Оба подхода активно используются преподавателями иностранных языков, их выбор определяют цели обучения.
У каждого подхода есть свои положительные характеристики, однако метод индукции представляется наиболее эффективным.
Индуктивный подход можно назвать процессом, в ходе которого учащиеся самостоятельно формулируют грамматические правила, изучая примеры. При индуктивном подходе также возможно использовать контекст для грамматических правил. Иными словами, учащиеся изучают грамматические правила в тексте или аудиозаписи, а не в отдельных предложениях.
Лингвистами отмечается, что при индуктивном подходе учащимся предоставляются образцы, включающие целевую грамматику, которую они будут изучать. Затем обучающиеся работают над примерами и пытаются сами найти правила. Они формулируют грамматические правила и практикуют язык, создавая свои собственные примеры.
Индуктивный метод - это естественный процесс, напоминает процесс овладения родным языком. В этом процессе грамматическое правило не дается в готовом виде. Напротив, ученики делают определенные выводы о грамматических реалиях языка на основе контекстуальных примеров, понимания их грамматической структуры с помощью гипотез, их подтверждения или опровержения и, как следствие, понимания грамматических правил на функционально значимом уровне.
Индуктивный подход - это более современный стиль обучения, при котором новые грамматические структуры или правила преподносятся учащимся в реальном языковом контексте. Они изучают использование структуры через практику языка в контексте, а затем осознают правила на практических примерах.
Индуктивный подход в обучении грамматике это подход к обучению на основе открытий, при котором педагоги не преподают грамматические правила напрямую, а позволяют открывать их в процессе обучения с точки зрения использования изучаемого языка. Например, ученики могут познакомиться с правилами с помощью игр, песен или различных видов деятельности, требующих вовлечения и взаимодействия учащихся. На большинстве индуктивных уроков грамматики педагог вводит грамматическое правило, просто вовлекая детей в содержательную беседу. Педагог направляет и подталкивает их к тому, чтобы они заметили грамматическую закономерность, выявили форму, а затем, наконец, знакомит их с ней.
Например, если структура, которая должна быть разобрана, представляет собой сравнительную форму прилагательных, педагог начнет урок с того, что рисует фигуру на доске и говорит: "Это Джим. Он высокий." Затем педагог рисует рядом с первой фигурой другую, более высокую, со словами: "Это Билл. Он выше Джима."
Затем педагог приводит множество примеров, используя учащихся и предметы из класса, известных людей или что-либо из обычной повседневной жизни, чтобы создать понимание использования структуры. Ученики повторяют за педагогом после каждого примера, и в конечном итоге осмысленно практикуют структуры в группах или парах. При таком подходе роль педагога заключается в создании значимых контекстов, способствующих демонстрации правила, в то время как учащиеся присваивают правила на примерах их использования в дальнейшей практики.
Основные преимущества этого метода:
1) развитие когнитивных навыков, активизация мыслительных
процессов, таких как поиск, сравнение, анализ и синтез;
2) повышение мотивации, внимательности, вовлечение обучающегося в активную деятельность и сведения к минимуму его роли как пассивного слушателя;
3) дополнительная языковая практика при организации парной или групповой формы организации деятельности по поиску проблем;
4) формирование навыков самостоятельного обучения через успешный поиск решения проблемы;
5) глубокое понимание представленной грамматической реальности, как следствие, использование этой реальности при решении коммуникативной задачи.
Занятия, основанные на этом методе, должны состоять из нескольких ключевых этапов .
1) Учитель использует метод «мозговой штурм» для пробуждения интереса к рассматриваемой теме.
2) Доведение теории учителя о предмете, используя идеи учащихся.
Продолжение обсуждения.
3) Предоставление изучающим иностранный язык права выражать свое мнение. Выслушав предложения и убедившись, что студенты встали на правильный путь, учитель демонстрирует грамматическую структуру и повторяет образец два или три раза. Ученики комментируют задание по образцу.
4) Ученикам предлагается работать в парах, чтобы дополнить примеры. При работе в парах они продолжают думать, записывать диалог и озвучивать его по ролям после того, как работа выполнена. Педагог неоднократно обращается к учащимся, чтобы проверить их понимание предполагаемой цели изучаемой грамматической структуры. Одновременно дети могут совершенствовать лексические и грамматические знания в процессе разработки ситуации, которая запомнится лучше, чем банальное скучное объяснение правила.
Для формирования грамматических навыков предлагается соблюдать основные условия применения индуктивного метода.
Эти условия включают в себя:
1) предварительное прослушивание образца речи;
2) имитация в речи с обязательным наличием речевого задания;
3) однотипные фразы, так как запоминаются повторяющиеся фразы;
4) регулярность подобных фраз;
5) действие по образцу речи в соответствии с речевой задачей;
6) безошибочность речевых действий за счет регулярного подкрепления; 7) формирование грамматических навыков в достаточном количестве ситуаций;
8) речевая направленность упражнений.
При использовании индуктивного метода формируются и совершенствуются грамматические навыки в различных видах речевой деятельности, что способствует повышению уровня владения языком и эффективности общения. Данный подход оказывает положительное влияние на аналитические и когнитивные навыки студентов посредством процесса открытия.
Подводя итог, следует остановиться, несомненно, и на ряде рисков для педагогов при использовании данного метода в процессе обучения грамматике иностранного языка. Среди них:
- большие временные затраты со стороны преподавателя, т.к. урок такого формата требует заранее тщательного планирования;
- работа в таком формате отнимает больше времени на занятии, чем традиционная презентация грамматического явления;
- обучающимся требуется время, чтобы оценить примеры, сделать выводы, обсудить гипотезы;
- не универсальность метода (не все языковые явления, особенно объективно сложные) можно объяснить индуктивно, или это потребует значительно творческого подхода со стороны учителя;
- индуктивная подача грамматического материала требует определенного уровня знаний и зрелости учащихся, поэтому подходит для обучения учеников более старших классов.
Однако, реализация проблемного обучения, стимулирующая самостоятельное языковое наблюдение и развивающая догадку по контексту, несомненно является жирным плюсом и снимает все сомнения в преимуществах использования метода индуктивной подачи грамматического материала на уроках иностранного языка в условиях обновленного ФГОС.
По можно отметить достоинства и недостатки данного способа подачи материала. Среди первых — образом (или это потребует значительного творческого труда со стороны преподавателя). Наконец, индуктивная подача требует определенного уровня знаний и зрелости учащих
5. Список литературы:
1. Восковская, А. С., Карпова, Т. А. Представление грамматического материала на различных уровнях языковой подготовки в рамках коммуникативного подхода // Москва, 2017. — С. 61–70.
2. Назарова, В. С. Индуктивный метод предъявления нового грамматического материала в рамках коммуникативной методики // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 39-41.
3. Рубаева, В. П., Делиева Л. М. Обучение грамматике с применением коммуникативной технологии // Инновационные технологии в науке и образовании. — Владикавказ, 2018. — С. 180–184
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.