«Слова, как родные похожи чуть-чуть.
И если поставить их в ряд,
Немножко послушать и вздуматься в суть,
Они об одном говорят».
1. У медведя дети – медвежата.
2. Их маму зовут – медведица.
3. Вся их семья – медвежья.
4. Назовите медведя ласково – медвежонок.
Форма занятия: фронтальное для учащихся с ФФНР.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Дата проведения: Класс: 1
Тема: звук и буква Ц.
Лексическая тема: Птицы
Задачи
Образовательные:
- Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;
- Образование существительных среднего рода с уменьшительно – ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-;
- Определение места звука в слове; звуковой анализ.
Коррекционно - развивающие:
- Коррекция фонематического восприятия;
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
Воспитательные:
- Воспитание усидчивости, внимания на занятии, положительной учебной
мотивации.
Оборудование: речевой материал (слоговые ряды, чистоговорки, слова, словосочетания со звуком Ц), картинка (цыпленок), профиль артикуляции звука Ц, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Психогимнастика.
Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ картинки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.
2. Произнесение, характеристика звука Ц: согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.
3. Речевая зарядка.
Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы
Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы
Цо-цо-цо – курица снесла яйцо
Ца-ца-ца – кормит курица птенца
Цы-цы-цы – все птенцы молодцы
4. Выделение на слух и в произношении
А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.
Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок,
пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь. (карточки красного и зеленого цвета, поднимать по наличию звука (ц) в слове)
5. Составь (отремонтируй) предложение.
Цветы, много, в, цветнике, разные.
Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.
Пять, ручка, на, пальцы.
Хлебница, стол, стоять, на.
Конфетница, в, конфеты, лежать.
6. Определение места звука в слове.
Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.
7. Знакомство с буквой Ц.
а) показ буквы
б) прорисовывание в воздухе
в) выкладывание из счетных палочек
г) профиль артикуляции
8. Физкультминутка.
Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»
Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то
Пироги отличные. другая).
Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может, «Зовут» руками.
Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.
Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.
Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).
Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая
пирожок
В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их
боковой частью друг к другу.
Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).
Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.
- Крошки, что останутся, «Крошат крошки».
Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям
(«воробьи клюют»)
9. работа в тетрадях (запись по образцу).
Ц Ц Ц
ц ц ц
цапля
10. Игра с мячом «Скажи ласково»
Дело – дельце
Платье – платьице
Мыло – мыльце
Зеркало – зеркальце
Одеяло – одеяльце
Масло – маслице
Варенье – вареньице
Печенье – печеньице
Письмо – письмецо
11. Итог занятия
Конспект логопедического занятия в 1 классе
Тема: Звук и буква с.
Цели:
Образовательные: Уточнение артикуляции и звучания звука [с]. Закрепить правильное произношение звука [с] в слогах, словах, соотнесение звука и буквы. Развитие звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка деления слов на слоги. Активизировать и обогащать словарь по теме «Фрукты, ягоды». Развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
Коррекционные: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умения работать в группе.
Оборудование: Зеркала, предметные картинки, карточка с буквой, картинка-символ «Насос», индивидуальные карточки, карандаши, фишки красного, синего, зеленого цвета, мяч.
Ход занятия:
1. ППН
Наши глазки … (внимательно смотрят),
наши ушки …(внимательно слушают),
наши руки нам …(не мешают), а…(помогают).
2. Пальчиковая гимнастика «Домик».
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
3. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о Весёлом Язычке»
- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Будем с ним сейчас играть, упражнения выполнять: «Часики», «Заборчик», «Окошко», «Лопатка», «Иголочка», «Лошадка».
II. Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
- Воздух выходит из насоса и свистит: «ссс...»
- Какой звук мы слышим? (Звук [с].)
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (Резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом).
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [с].
3. Уточнение артикуляции [с].
- В каком положении губы, язык?
Характеристика звука [с] – согласный, глухой, твёрдый.
4. Игра «Кто самый внимательный?»
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [с].
с, с, н, а, в, з, ж, с, у, д, с, с.
са, мо, су, лы, ар, ос, ус, по, сы, жа, со
сумка, кот, сапоги, бусы, лыжи, нос, зима, сосна, сено, школа, насос, друзья, зерно, косилка.
5. Автоматизация звука [с] в слогах.
Игра «Песенка Сороки».
- Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук [с]. Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произнесите звук [с] отчетливо.
6. Автоматизация звука [с] в словах.
Работа по карточкам.
- Помогите мальчику назвать картинки и обвести их, в названии которых есть звук [с]
(сапоги, стул, часы, кукла, кубики)
ЛОТО
7. Соотнесение звука и буквы.
- На что похожа буква С?
Села мышка в уголок.
Съела бублика кусок.
Полумесяц в небе тёмном
Буквой «С» повис над домом.
- Построим из пальцев букву «С». ( Из большого и указательного пальцев левой руки.)
8. Упражнение «Найди букву»
- Найдите букву С,с в каждом ряду. Обведите карандашом букву С,с.
С-? С А У С О С А О С У С Ю В С
с-? с м о у с а с о у с о м с ю о ф с а с
9. Упражнение «Волшебная дорожка».(распечатка Нуф-Нуф)
10. Игра «Какой сок приготовил Буратино?»
- Буратино угощал своих друзей соком из абрикосов, ананаса, сливы и смородины. Помогите назвать, какие соки у него получились.
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый.
Из смородины – смородиновый.
Из сливы – сливовый.
- Какой звук мы слышим в словах? (Звук [с].)
11. Игра «Составь слово» (СОК)
(сумка, осы, кошка)
12. Звуковой анализ слова сок.
- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово сок.
III. Итог занятия.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Звук [с] гласный или согласный?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.