КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по обучению грамоте дошкольной группы
«Звездочки»
(четвертого года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка.
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.
Подготовка к обучению грамоте включает в себя два разных направления: развитие ручной моторики, подготовка руки к письму и обучение элементарной грамоте.
Коррекционно-развивающая работа с детьми направлена на формирование как общих интеллектуальных умений (принятие задачи, выбор способов ее решения, оценка результатов своей деятельности), так и специфических предпосылок к учебной деятельности.
Программа по обучению грамоте составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: Формировать учебные навыки и умение сотрудничать в процессе осуществления совместной деятельности
Задачи:
- формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте.
- расширять словарный запас детей.
- познакомить детей с понятиями «предложение» «слово» «слог» «звук».
- познакомить детей со звукобуквенным анализом слова. Учить детей делить слова на слоги.
- учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы.
- продолжать развивать у детей фонематический слух.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- Знакомить детей с предложением
- Учить детей составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным картинкам
- Учить детей определять количество слов в предложении и место слов в предложении
- Учить делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове
- Знакомить детей со схемой и символами состава предложения: красная полоска бумаги — предложение, желтые квадратики — слова, синие кружочки — слоги
- Учить составлять предложения, используя символы Учить детей подбирать слова к двустишию («Лиза пробовала суп, заболел у Лизы ... зуб», «Са-са-са — вот летит ... оса»)
- Учить детей находить ошибку в двустишии, определять правильное место слов в прочитанном двустишии («Вылезла из норки ... шишка, на нее упала ... мышка», «На дворе сидит ... ворота, на дворе открыты ... ворона»)
- Знакомить детей с гласными звуками а, у, и, о
- Учить детей выделять заданные звуки среди других звуков а, у, р, м, ш
- Продолжать учить детей делить слова на слоги
- Учить детей определять первый звук а, у, и, о в слогах
- Учить детей определять первый звук а, у, и, о в словах
- Учить детей находить на картинках предметы, названия которых начинаются с заданного звука
- Знакомить детей с буквами а, у, и, о
- Учить детей находить заданные буквы среди других
- Учить детей соотносить гласные звуки (а, у, и, о) с буквой: находить соответствующую букву при назывании педагогом слов с определенным звуком, находить предметную картинку, определять первый звук в ее названии и находить соответствующую букву
- Знакомить детей с согласными звуками м, к, с, р, ш
- Учить детей выделять на слух слова с определенным звуком, выбирая их из пары названных слов (звук — в середине слова, в конце, в начале): норка — корка, сом — ком, сук — сок
- Учить детей называть первый согласный звук при делении слов на слоги
- Учить детей находить на картинках предметы, названия которых начинаются с определенных согласных звуков
- Знакомить детей с буквами м, к, с, р, ш
- Учить детей находить эти буквы среди других сходных по написанию букв
- Учить детей соотносить согласные звуки (м, к, с, р, ш) с буквой
- Учить детей определять первый звук в названии предметной картинки и находить соответствующую букву
- Учить детей определять звук, с которого начинается слово, и находить соответствующую букву
- Продолжать учить детей выделять звук в слове и определять его место (в середине слова, в начале, в конце)
- Учить детей вставлять пропущенную букву в слова, используя картинки с изображением предмета и подписанным его названием (лото, таблицы, домино)
- Начать учить детей сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов
Игры и упражнения: «Бабушкин клубочек», «Волшебные замочки», «Кнопки и застёжки», «В стране букв», и т.п.
Целевые ориентиры к концу учебного года.
Ребенок может научиться:
- составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным картинкам;
- определять количество слов в предложении и место слов в предложении;
- делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове;
- определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) в слогах и словах; соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, с, к) с буквой.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
5. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
6. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.