Обучение как специфический процесс познания. Противоречия процесса обучения
Оценка 4.6

Обучение как специфический процесс познания. Противоречия процесса обучения

Оценка 4.6
docx
02.01.2021
Обучение как специфический процесс познания. Противоречия процесса обучения
Документ Microsoft Word.docx

Обучение как специфический процесс познания. Противоречия процесса обучения

В отечественной педагогической науке дидактика рассматривается как научная область педагогики, как особый педагогический способ теоретического понимания мира, исследующий принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса обучения (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, В. А. Ситаров и др.). Основными категориями дидактики являются: обучение, преподавание, учение.

На сегодняшний день в дидактике существует множество определений понятия процесса обучения, рассматривающих разные стороны его, задачи, функции.

Так И. Я. Лернер определяет процесс обучения как педагогически обоснованную, последовательную смену актов обучения, в ходе которой разрешаются задачи развития и воспитания личности.

И. Ф. Харламов характеризует процесс обучения как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Ю. К. Бабанский определяет процесс обучения как целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников.

Обучение - это специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Обучение один из надежных и важных способов получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Обучение всегда двусторонний процесс. Оно всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Оно тесно связано с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности. Обучение имеет задачную структуру, следовательно, в процессе обучения идёт движение от решения одной задачи к другой, от незнания к знанию. Успех обучения определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.

Преподавание - это деятельность учителя по:

·         · передаче информации;

·         · организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

·         · оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

·         · стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

·         · оценке учебных достижений учащихся.

Учение - это деятельность ученика по:

·         · освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

·         · самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

·         · осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.

Направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности школьника обусловливает функции обучения:

·         · образовательная - овладение знаниями о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; общими и специальными умениями и навыками; миропонимание и мировоззрение личности.

·         · развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, функционального и смыслового значения речи, развитие эмоций, чувств, воли, воображения, операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, двигательной культуры, способностей и дарований.

·         · воспитательная: воспитание культуры чувств, культуры мышления, нравственных норм, эстетических идеалов и вкусов, трудолюбия, ответственности.

Будучи сложным, многогранным процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Известна общность процесса научного познания, осуществляемой ученым-исследователем, и познавательной деятельностью ученика в ходе обучения. С точки зрения диалектико-материалистической философии в основе познания ученого и школьника лежит один и тот же механизм, природа которого заключается в отражательно-преобразовательной деятельности человека. Однако познание учебное и научное не являются идентичными, между ними есть существенное отличие. В научном познании связи между образами, понятиями шире и выражены более ясно, результаты познания более конкретны. В учебном познании формирование этих связей мешает не столько недостаток образов, сколько их однозначность, что приводит к менее конкретным выводам. Кроме того, ученый постоянно познает новое, учение же, в процессе обучения познает субъективно новое, т.е. усваивает уже открытие в науке законы, теории, понятия. Познание в учебной деятельности происходит быстрее под руководством учителя и на основе дидактически адаптированного к возможностям учащихся материалов.

Методологическими основами процесса обучения в отечественной дидактике выступает материалистическая теория познания.

Согласно её положениям, процесс познания начинается с чувственного ознакомления с материалом, после которого осуществляются процессы рационального осмысления и обобщения полученных представлений и далее проверка выводов на практике. Движение вглубь, от явления к сущности, связано с переходом от конкретного восприятия к абстрактному мышлению, в результате чего устанавливаются и раскрываются внутренние взаимосвязи и закономерности. Такой переход осуществляется путем образования научных понятий.

Уже в простейших психических процессах - ощущениях и восприятиях - определенную роль играет мыслительная деятельность. Восприятие как активный познавательный процесс вызывается теми или иными намерениями, целями и включает как непосредственное отражение предмета, так и осознание, осмысление впечатлений. Значительно большую роль играет мышление в образовании представлений - конкретных, целостных воспроизведений в сознании ранее воспринятых вещей и явлений. Представления уже связаны с наличием известных обобщений, но они еще не раскрывают сущности познавательных предметов и явлений.

На этой теории основана дидактика Я. А. Коменского и ее ведущая идея - «золотое правило» дидактики: если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами. Учитывая, что учение как деятельность ученика представляет собой разновидность познания объективного мира, надо рассмотрев общее, выделить и отличия этого познания.

Познание не может ограничиваться созданием чувственных образов, простым копированием реальной действительности, представлять собой простое ее зеркальное отражение; результаты чувственного восприятия приобретают характер подлинных знаний лишь тогда, когда с помощью мышления они найдут свое выражение в научных понятиях.

Диалектический материализм рассматривает понятия, образующиеся в результате мыслительной деятельности человека, в качестве средств для отражения того общего и существенного, что недоступно непосредственному чувственному восприятию.

Исследованиями отечественных ученых, например Б.Г. Ананьева, установлено, что понятия сохраняют связь с конкретными чувственно воспринимаемыми объектами, с наглядными образами, которые так или иначе участвуют в процессе мышления, выступают «стороной мыслительного процесса».

Из этого следует очень важный вывод о том, что познание не всегда может начинаться с чувственных восприятий предметов и явлений реальной действительности; на современном уровне развития науки, оперируя уже имеющимися знаниями, выраженными понятиями, категориями, принципами, законами, с помощью развитого логического аппарата (составления ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п.) можно получить теоретическое отражение объективной действительности. Начало познания на теоретической основе в целом ряде случаев бывает необходимыми, так как создание конкретно-чувственных образов не представляется возможным.

В действительности же чувственное восприятие объективной действительности не теряет своего значения, так как оно лежит в основе всех теоретических обобщений, которыми оперирует познающий школьник.

Путь познания до чувственного опыта называется априори (рациональный). Результатом такого познания является теоретическое мышление. Сегодня в начальной школе используются и тот и другой пути познания. Они представлены в видах обучения.

Вместе с тем, процесс обучения, также как и познание, надо рассматривать в развитии. Основным источником этого развития являются противоречия. Противоречие - основа развития. Внутренние, существенные противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами. Противоречия процесса обучения раскрыты в работах отечественных дидактов: М. А.Данилова, М. М. Скаткина, Ю. К. Бабанского.

Проблема противоречивости процесса обучения наиболее сложная и трудная в педагогике. В процессе обучения нельзя полностью усвоить опыт человечества:

Ж он включает такую совокупность знаний, которую невозможно усвоить одному человеку, если он даже учился бы в течение всей жизни;

Ж пока ученик учится, наука, техника, производство, культура развиваются, совершенствуются.

Основные противоречия процесса обучения:

и противоречие между объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых учеником. Это противоречие является движущей силой процесса обучения и ведет к постоянному совершенствованию содержания образования. Мы стремимся дать учащимся как можно больше знаний из общественно-исторического опыта, хотя знаем, что никогда не сможем обучить учащихся всему, что знает и умеет человечество. Однако стремление приблизить уровень школьного образования к современному уровню общественно-технического прогресса является постоянно действующим фактором изменения содержания обучения, поисков его новых принципов, методов, организации. Вместе со знаниями ученик овладевает сложившимися в общественно-историческом развитии операциями, формами, этапами, методами познания такими, как анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, конкретное, абстрактное, единичное, особенное, всеобщее, моделирование и др.;

и противоречие между индивидуальной познавательной деятельностью ученика, т.е. тем уровнем, формами, методами познания, которыми он владеет, и общественно-историческим познанием, т.е. тем уровнем, формами, методами познания, которыми ученик должен овладеть;

и противоречие между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей. Если задача намного превышает познавательные возможности ребенка, то решается с большим трудом или вообще может быть не решена. В этих условиях падает интерес к обучению. Если учебная задача слишком проста, она мало способствует повышению уровня развития ученика, так как он решает ее без достаточного напряжения умственных сил и способностей. Поиск учебных задач, которые наиболее способствовали бы развитию ребенка, развитию интереса к учению, -- одна из актуальных задач теории обучения. Правильно поставленная учебная задача активизирует познавательную деятельность ученика, обеспечивает успешность овладения знаниями и развития ученика.

Существуют и другие противоречия, как внутренние, так и внешние, которые влияют на процесс преподавания и учения школьников, например:

Ж между учебным предметом и соответствующей наукой;

Ж между теми знаниями, которыми владеет учитель, и тем учебным материалом, который он объясняет в классе;

Ж между знанием педагогики и умением применять педагогические знания в практической деятельности;

Ж между способами усвоения знаний учеником и способами изложения в учебнике или объяснения на уроке и др.

Возникновение, становление и разрешение противоречий в учебном процессе определяет динамику, диалектику обучения, характер овладения знаниями, темпы развития ученика.

По мнению М. А. Данилова главным противоречием обучения выступает противоречие между новыми задачами обучения и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их развития. Оно будет движущей силой обучения в том случае, если находится в зоне ближайшего развития ученика и имеет смысл для него.


 

Обучение как специфический процесс познания

Обучение как специфический процесс познания

Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся

Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся

На этой теории основана дидактика

На этой теории основана дидактика

Это противоречие является движущей силой процесса обучения и ведет к постоянному совершенствованию содержания образования

Это противоречие является движущей силой процесса обучения и ведет к постоянному совершенствованию содержания образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2021