Обучение лексике
Оценка 4.7

Обучение лексике

Оценка 4.7
doc
07.04.2023
Обучение лексике
обучение лексической стороне речи.doc

 

Современная школа ориентируется на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. Установлена важная для методики проблема: усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Но при дифференцированной работе ученики могут овладеть активным лексическим минимумом.

Цель обучения лексической стороне речи в начальной школе, как записано в Примерных программах по иностранным языкам, состоит в том, чтобы младшие школьники, с учётом их речевых возможностей и потребностей, последовательно овладевали лексикой с целью формирования элементарных коммуникативных умений в говорении, понимали её при аудировании и чтении.

Поэтому поиск средств и приемов для формирования именно лексического навыка всегда актуален.

Важно помнить, что дети младшего школьного возраста любознательны. При восприятии склонны обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное. Однако внимание их отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-5 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение нужно строить в форме увлекательной беседы, с опорой на наглядность. Считаю, что именно мультимедийные презентации могут сделать учебный процесс увлекательным, а самое главное успешным.

Цель системы моей работы: повысить качество формирования лексических навыков младших школьников посредством мультимедийной презентации.

Моя система работы направлена на реализацию следующих задач:

1.            Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме.

2.            Изучить нормативные документы, отражающие требования к созданию и использованию мультимедийных презентаций, адаптировать данные требования для обучения английскому языку младших школьников.

3.              Создать мультимедийные презентации для формирования лексических навыков в соответствии с психологическими особенностями и способностями учащихся начальных классах на уроках английского языка, которые позволят:

1)     Создать условия для увеличения количества усвоенных лексических единиц учащимися.

2)     Улучшить фонетическую и грамматическую правильность речевых высказываний.

3)     Повысить уровень коммуникативности учащихся

4)     Повысить мотивацию учащихся на уроке.

            В своей работе я придерживаюсь коммуникативной концепции Е.И. Пассова, который дает следующее определение лексическому навыку: «Лексический навык есть синтезированное действие по выбору лексической единицы (ЛЕ) адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающие ситуативное использование данной лексической единицы в речи».

Лексический навык, как и другие навыки, характеризуется автоматизированностью, устойчивостью, самостоятельностью, обусловленностью и репродуктивностью. По мнению Е.И.Пассова формирование лексических навыков предполагает прохождение определенных ступеней: 

                   семантизация ЛЕ (процесс раскрытия значения слова);

                   автоматизация ЛЕ (процесс формирования ЛН, процесс усвоения слова в речи и для речи);

                   дальнейшее совершенствование ЛН.

Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, считаю необходимым интенсивное использования компьютерных презентаций на уроках английского языка

Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

Я  работаю в разных классах, с детьми, имеющими различный уровень языковой подготовки и обладающими разными способностями. В классах, где обучаются дети с низким уровнем обучаемости, метод использования мультимедийных презентаций оправдывает себя как никакой другой. Ведь именно этим детям сложно заучивать слова, у них слабо развита долговременная память, слабая мотивация.

Кроме того, на своих уроках мультимедийную презентацию  использую  для создания проблемной и обычной речевой ситуации, демонстрации лингвострановедческих реалий.

Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием, а не с фразой на родном языке, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Для создания мультимедийной презентации я использую следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяющая форматировать нужный текст), Microsoft PowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео-файлами), Microsoft Publisher (возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (работа с сетевыми ресурсами Internet).

При  разработке презентации соблюдаю следующие этапы:

1)     Подготовительный этап, который включает в себя отбор необходимого материала.

2)     Преддемонстрационный этап - снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.

3)     На демонстрационном этапе происходит предъявление нового материала.

4)     Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.

5)     Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа мультимедийной  презентации, мониторинг.

При разработке  презентаций учитываю  основные принципы:

1.                      Оптимальный объем.  Рекомендуемый объем учебной презентации (количество слайдов на один урок):

Для учащихся:

Общий объем (кол-во слайдов)

Кол-во слайдов с новой учебной информацией

начальных классов

7-8

4-6

2.                 Доступность.  Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.

3.                 Учет особенности восприятия информации с экрана.  Когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

4.                 Разнообразие форм. Это требование предполагает учет индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала, т.е. несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию.

5.                 Занимательность. Включение в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6.                      Эстетичность. Эстетические качества учебной презентации особенно важны для младших школьников. Они мыслят формами, красками, звуками, именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще.

7.                 Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Стоит отметить здоровьесберегающую составляющую мультимедийных уроков. На уроках с использованием компьютерных технологий я соблюдаю чередование видов учебной деятельности, и суммарное время работы детей с экраном проектора, которое  не превышает 15 минут рабочего времени урока. 

Для проверки эффективности использования мультимедийных презентаций при формировании лексических навыков мной был проведен эксперимент, разработаны презентации по темам «Alphabet», «Animals», «School». В рамках эксперимента введение лексики по данной теме проводилось посредством мультимедийной презентации. По окончании темы мной был проведен анализ результатов работы по формированию лексического навыка с применением презентации.

В качестве оценивания глубины и эффективности знания необходимого лексического материала были применены несколько этапов контроля:

 1-й – после семантизации и первичного знакомства с изучаемыми словами;

 2-й – в конце учебного дня, после того, как школьники были заняты другими школьными предметами;

 3-й – спустя день после изучения нового материала, чтобы ученики не смогли повторить новые слова;

 4-й – через несколько дней после выполнения всех заданий по теме и закрепления изученного.

В результате контроля было выявлено, что весь класс стал воспринимать и запоминать материал гораздо лучше, проявляя ответственность, внимательность и концентрацию на важных моментах.

Таким образом, можно сделать вывод, что  уроки с использованием мультимедийных презентаций, направленных  на формирование лексического навыка способствуют лучшему усвоению материала учащихся и позволяют:

- повысить мотивацию учащихся;

- использовать большое количество иллюстративного материала;

- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;

- приводит к более интенсивному участию в процессе обучения  самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.  Что полностью подтверждает мою гипотезу, выдвинутую в начале моего педагогического исследования.

В заключении хочется отметить, что компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

 

 

 

 

 

 


Современная школа ориентируется на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка

Современная школа ориентируется на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка

В своей работе я придерживаюсь коммуникативной концепции

В своей работе я придерживаюсь коммуникативной концепции

Microsoft Publisher (возможность публикации материалов в виде тематических буклетов),

Microsoft Publisher (возможность публикации материалов в виде тематических буклетов),

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2023