Обучение математике в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Основные условия обучения ребенка с аутизмом в школе
Ребенку с аутизмом в школе в основном требуется все то же, что и обычным детям. Ему будет легче адаптироваться, если в классе царит благожелательная и спокойная атмосфера: большинство срывов в поведении возникает на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с
другими учениками. Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позволяют довериться и привязаться к своему учителю. Он очень нуждается в эмоциональном контакте. Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для этих детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии. Так же, как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, ему нужна четкая и подробно разработанная
организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно.
Педагог должен своевременно оказывать ребенку дополнительную индивидуальную помощь. Она необходима для определения подходящего ребенку режима освоения учебных навыков. Трудности могут и не появиться, но если появляются, то обычно связаны с прошлыми неудачными попытками обучения, с излишним нажимом, с нетерпеливостью родителей или учителей. Первой предпосылкой преодоления этих трудностей является опыт успешности. И конечно, полноценная помощь ребенку не может осуществиться вне обстановки взаимного доверия учителя и близких ребенка и их тесного взаимодействия.
При организации урока необходимо учитывать следующие принципы
1. Последовательность в своих действиях. (Все сказанное педагогом подтверждается последующими действиями).
2. Любое задание нуждается в завершении. (Это требует строгости в действиях учителя. Все это помогает структурировать деятельность ребенка).
3. От простого к сложному. (Урок начинается с простых знакомых ученику упражнений, которые связаны с положительными эмоциями).
4. Многократное повторение. (Способствует выработке и закреплению необходимого навыка или знания).
5. Принцип наглядности в обучении с последующим переносом зрительного образа в словесную форму. (В связи со склонностью детей с РАС к конкретному виду мышления и восприятию окружающего мира, им сложно манипулировать абстрактными образами, в связи с чем в работе используется принцип наглядности в обучении с последующим переносом зрительного образа восприятия) в словесную форму (слуховое восприятие).
Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС
1. Индивидуальная корректировка объема задания
Перед началом ознакомления с новой темой необходимо проводить анализ планируемых заданий с точки зрения объема, специфики преподнесения и возможности выполнения.
- Установите границы задания.
Во время предъявления задания необходимо сразу обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.
- Сократите объем заданий.
Очень часто для закрепления того или иного навыка, а так же для проведения оценки его сформированности, достаточно небольшого объема задания.
- Предъявляйте задания маленькими частями – это поможет избежать путаницы в инструкциях, перескакивания с одного задания на другое, а так же паники при виде большого объема. Для этого удобно использовать отдельные карточки с заданиями.
- Замените задание другим.
Анализируя индивидуальные трудности ученика с РАС, необходимо определить, какая форма задания будет оптимальна для того или иного ученика. Например: Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. Т. е. вместо выполнения письменной работы ребенку можно предложить ответить у доски или с места. В тех же случаях, когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при своеобразии произношения можно предложить выполнить письменную работу.
2. Помощь в переходах от одной деятельности к другой
Некоторые ученики испытывает трудности с переходами от одной деятельности к другой. Многие люди, страдающие аутизмом, говорят о том, что такие перемены могут быть невероятно трудными для них, вызывают стресс и чувство дезориентации. Учитель может уменьшить чувство дискомфорта у ребенка при смене деятельности или среды следующим образом:
- напомните ученику, о каком бы то ни было предстоящем переходе за 5 минут и за 1 минуту до него.
Для этого можно использовать таймер или карточку;
- используйте для всего класса какую-либо стандартную «переходную деятельность» перед сменой занятия – движение, считалку, стихотворение и т. д.
3. Побуждение к самостоятельному поиску информации
Многие дети с РАС затрудняются в проявлении инициативы. При обучении в школе умение искать определенную информацию является важным навыком. Подобные задания обеспечивают возможность альтернативного получения информации.
- предлагайте задания по поиску дополнительной информации по изучаемой теме.
4. Обучение переносу знаний
Недостаточная способность к обобщению детей с РАС вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, а так же также затрудняет перенос знаний в жизненные ситуации:
- для генерализации навыков необходимо все понятия связывать с жизненными ситуациями ребенка;
- использовать на уроке большое количество практических заданий.
5. Обучение работе в паре, в группе
Необходимо избегать перегрузок в учебе и общении. Помните о том, что любая работа в группе, общение предъявляют дополнительные требования к ребенку с РАС. Избегайте планирования заданий, которые требуют максимальной вовлеченности в общение. Если на уроке акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания должны быть в рамках способностей ребенка с РАС.
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС
1. Адаптация устной речи
Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при РАС. Трудность понимания устной и письменной речи, а так же буквальность интерпретаций может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного:
- избегайте ироничных выражений;
- говорите ровным тоном;
- не говорите слишком быстро.
2. Обучение выполнению инструкций
Перед тем как дать инструкцию необходимо привлечь внимание учащегося, называя его по имени:
- необходимо помнить, что некоторые дети РАС не могут одновременно воспринимать визуальные и речевые сигналы. Они не могут слушать и видеть в одно и то же время. поэтому невозможно просить их слушать информацию и выполнять какое-либо задание еще (записывать, подчеркивать и т. д.);
- используйте несложные инструкции и объяснения. Избегайте инструкций типа «прежде чем начать выполнять задание, не забудьте подписать ваши работы, чтобы сдать, когда вы их выполните». Такое объяснение может вызывать сильное замешательство у детей с РАС;
- проверяйте понимание учащимся услышанных фраз. Если ученик не понимает фразу, не используйте перефразирование, а сократите ее до ключевых слов;
- избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. Ученики с РАС плохо запоминают последовательность;
- если ребенок умеет читать, напишите инструкцию на листе.
3. Работа над обогащением словаря
Во время предъявления темы проводите отдельную работу по обогащению словаря. Не следует полагать, что дети понимают слова и понятия без обучения им:
- необходимо специальное обучение абстрактным понятиям;
- проводите работу над пониманием синонимов;
- разбор ключевых понятий - дети с РАС нуждаются в том, чтобы ключевые идеи или понятия были четко выражены.
4. Обучение ответам на вопросы
Обработка речи у детей с РАС может быть намного медленнее, чем у детей с нормальным развитием.
Поэтому:
- давайте учащемуся достаточно времени для осмысления вашего вопроса;
- старайтесь не использовать перефразирование – это может вызвать замешательство;
- ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни;
- задавайте вопросы сразу после того, как этот вид деятельности произошел;
- предлагайте ответить на тот же вопрос несколько раз в течение дня, чтобы помочь усвоить схему ответа;
- подкрепите вопрос визуальной подсказку, чтобы напомнить ребенку ответ;
- после предъявления вопроса, предложите выбрать ответ;
- научите выделять главное в задании или тексте, чтобы в последствие найти ответ;
- давайте задания для домашней отработке ответов;
- обозначьте вопросы, на которые необходимо ответить после прочтения текста, до того как выполнять задание.
5. Адаптация текстов
Для детей с РАС необходимо специально адаптировать тексты:
- упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. При способности к быстрому чтению ребенок также часто не «схватывает» смысл прочитанного, поэтому упрощение должно быть не только по форме, а по акцентированию значимых для осмысленного восприятия текста понятий, связей;
- рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов;
- для успешного освоения программного материала, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки;
Математика
Среди детей с РАС встречается большое количество тех, кто с легкостью выполняет вычисления различной сложности, однако наравне с ними есть и такие ученики, у кого отмечаются трудности выполнения арифметических действий даже на самом начальном уровне. При этом практически все дети сталкиваются с трудностями понимания грамматических конструкций при решении арифметических задач.
- Визуальный ряд чисел или линейка. Данный вид пособия целесообразно прикрепить в верхней части доски или на парту ученика.
- Специализированная линейка Абака. Такая линейка традиционно применяется для обучения счету и выполнению арифметических действий при обучении школьников по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида. Однако данная линейка требует проведения дополнительного обучения по ее использованию.
- Нумикон. Это программа для обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного возраста, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. В процессе осуществления детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и величинах. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать паттерны (шаблоны), то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.
- Игровые пособия по закреплению состава числа. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий.
- Игровые пособия по обучению сравнению чисел с помощью знаков. Для успешного сравнения чисел с помощью знаков необходима сформированность пространственных представлений, представление о количестве и т. д. Данные пособия помогают на практике понять схему выполнения данных заданий.
- Игровые пособия по обучению выполнению арифметических действий. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий. Такие пособия могут применяться в виде игры со всем классом или предлагаться виде домашнего задания индивидуально для ребенка с РАС.
- Краткие записи и схемы. При анализе математических задач, очень важно научить детей составлять краткие записи и схемы их решения. Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий необходимо научить детей работать по заданному алгоритму и опираться на схему (Модель «Пирамидка»: условие – вопрос – решение – ответ). Важно научить ребенка
самостоятельному использованию таких визуальных пособий.
- Очень важно научить ребенка выделять опорные слова, с помощью которых проще решить задачу (Например, «Стало», «Осталось», «Прилетели», «Купили»).
- Таблица умножения. При решении арифметических задач необходимо научить ребенка самостоятельно использовать таблицу умножения. Самое простое – научить использовать таблицу на обратной стороне тетради.
- Выполнение вычислений в столбик. Очень часто для успешного решения примеров требуется сразу, при переходе к вычислению двузначных чисел обучать выполнять действия в столбик. В начале обучения важно научить ребенка правильно располагать в пространстве десятки и единицы. Для этого
можно использовать специальные таблицы и пособия. (например, многоразовые карточки на печатной основе).
- Калькулятор. Допустимо использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий.
- Специализированные учебники. Для овладения программой по изучению математике используются учебники и рабочие тетради для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Материал представлен более схематично и наглядно. (учебник 5 класса. Авторы М.Н.Перова и Г.М.Капустина. Издательство Просвещение).
Задачи
Детям с РАС трудно решать задачи т.к. они плохо понимают речь. Рассмотрим одну из самых проблемных направлений учебной деятельности – формированию умения решать задачи. Вот некоторые трудности, с которыми учителя сталкиваются в процессе обучения детей-аутистов. Протестная реакция на данный вид деятельности.
Знакомство с новым учебным материалом, новой формой деятельности является для учащихся с синдромом аутизма ситуацией, способной вызвать неадекватные поведенческие проявления : вспышки гнева, самоагрессию, двигательное и речевое возбуждение и – напротив – уход в себя, отключение от действительности. Школьная ситуация может переживаться ребенком, как агрессия, как угроза его стабильности.
Порой дети – аутисты демонстративно игнорируют предложенную для решения задачу. В подобных случаях настоятельные требования педагога только усугубляют ситуацию и могут привести к отказу от деятельности в целом. С тактической точки зрения лучшее не заострять на этом внимание, и, как правило, через некоторое время ребенок сам начинает работать.
Складывается впечатление, что аутичному ребенку требуется время, чтобы «принять» этот вид задания.
Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и реакции ребенка. Вместе с тем, задачи должны отражать конкретные, хорошо понятные и привычные детям жизненные ситуации. Если понимание условия задачи затруднено, необходима иллюстрация условий задачи с помощью предметов, проигрывание, драматизация сюжета задачи вместе с ребенком. Нужно дать учащемуся возможность побыть «внутри сюжета задачи». Визуальная поддержка освобождает людей, страдающих аутизмом, от их основных проблем: абстракции и последовательности событий во времени.
В некоторых случаях задача формулируется так, что вопрос может включать в себя часть условия или вся задача излагается в форме вопроса. Например, «Сколько подарков было сначала в мешке у деда Мороза, если он раздал детям 5 подарков, а в мешке осталось 3 подарка?». Такие задачи представляют для детей – аутистов значительные трудности, могут вызвать негативные реакции. Педагогу следует отказаться от подобных формулировок на начальном этапе работы, и изменить условия так, чтобы оно включало в себя формулировки и обороты, к которым ребенок привык: Дед Мороз раздал детям 5 подарков. В мешке у него осталось 3 подарка. Сколько подарков было у деда Мороза сначала? Усложнять формулировки задач нужно постепенно, по мере развития речевых возможностей ребенка и его социализации.
Вот еще несколько простых правил, которые помогают детям - аутистам преодолеть страх перед новым видом деятельности и сводят на нет его протестные реакции:
- занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Жизнь аутичного ребенка сопровождается многочисленными страхами . Педагогический процесс должен носить не только образовательный, воспитательный, но и терапевтический характер. Постепенное избавление от страхов и, как следствие, адаптация и социализация в окружающем мире – одна из задач школьного обучения;
- урок строится по определенному, подробно «оречевленному» учителем и зрительно представленному сценарию, к которому ребенок постепенно привыкает. Стереотипная деятельность и повторяющиеся поведенческие шаблоны, которые часто заполняют жизнь ребенка, требуют особого внимания. Иногда они используются в качестве основы, опираясь на которую можно расширить круг интересов ребенка . Аутичным детям легче действовать и ориентироваться в окружающей действительности, если задан алгоритм действия. Этапы урока могут быть изображены на карточках и вывешены на доске перед началом урока. По мере завершения каждого этапа урока дети снимают с доски соответствующую карточку. Например:
- математическая разминка (устный счет, математический диктант, графический диктант…)
- проверка домашнего задания; и т.д.
Подобная предсказуемость предстоящего урока помогает ребенку настроиться и выдержать «испытание» неизвестным;
При обучении аутичных детей используется эмоциональная система отметок. Учитывая индивидуальные особенности детей, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность, целесообразно отказаться от стандартной системы оценки деятельности учащихся. Нужна система оценок, позволяющая подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребенка и отразить некачественно выполненное задание. Можно изготовить специальные штампы – отметки: «улыбка», «серьезное лицо», «грустное лицо». Такие «отметки» придают эмоциональную окрашенность оценке деятельности ребенка и повышают его учебную мотивацию. Кроме «отметок» можно пользоваться и другими способами поощрить достижения детей. Это может быть красивая наклейка, картинка – штамп, маленький подарок. После окончания выполнения все детские работы вывешиваются или ставятся на «выставку» (доска, учительский стол). Каждая работа рассматривается всеми детьми, в каждой нужно найти что-нибудь хорошее. Постепенно дети не только учатся оценивать свои работы и сравнивать их с работами других детей, но и начинают замечать различные эмоциональные состояния других людей, анализировать и ориентироваться на них. Очень важно, чтобы ребенок твердо усвоил, что за хорошую работу, поведение, общение его ждет поощрение, а за плохую – наказание. Причем наказанием может быть не только штампик - «грустное лицо», но и отсутствие подарка, и расстроенный учитель. Очень важно, чтобы учитель спокойно и четко обсуждал вместе со всеми детьми отметки, объяснял, почему каждый ребенок получил ту или иную оценку;
Не нужно использовать слишком много форм деятельности и новых слов на одном уроке. «Повторение, не повторяясь» - словесные штампы и вариативность постепенно усложняющихся заданий в рамках одной и той же, привычной аутичным детям формы работы. Новые формы деятельности и новые формулировки вводятся постепенно, только после того, как ребенок уже освоил и привык к уже данным.
Использование алгоритма при решении задач
Принцип использования алгоритма для решения задач широко распространен в педагогической практике при работе с различными категориями учащихся. Учащимся школ VIII вида необходим детально прописанный алгоритм с обязательной помощью со стороны взрослого. В то время как для детей – аутистов алгоритм необходим, в первую очередь, для снижения уровня страха перед проблемами, которые могут возникнуть при выполнении данного вида деятельности за счет структуризации деятельности. При этом данная категория детей не требует столь развернутой поддержки со стороны учителя, как дети со сниженным интеллектом.
Эффективным средством для преодоления трудностей принятия алгоритма работы над задачами является опорная карточка-план . Педагог может формировать и видоизменять карточку, ориентируясь на привычки и вкусы, на уровень восприятия и усвоения учебного материала, а также не степень «развернутости» поддержки, необходимой каждому ученику. Таким образом, иногда даже в условиях одного класса педагогу приходится работать с несколькими различными вариантами карточек-опор. Приведем пример одной из них:
1. Читаю |
Рисунок книги |
2. Условие - желтый |
Полоска желтого цвета |
3. Вопрос – розовый |
Полоска розового цвета |
4. Данные |
Кружок, в который обводятся данные |
5. Наименование |
Рисунок карандаша, проводящего линию |
6. Краткая запись |
I - } II - |
7. Решение |
+ - |
8. Ответ |
Ответ: |
Как видно из примера, алгоритм задан двумя способами: в виде текста и в виде пиктограмм, потому что даже читающие дети легче запоминают материал и охотнее пользуются рисованными опорами.
Начиная знакомство с задачей нужно не только иллюстрировать ее с помощью предметов или рисунков, но и «проигрывать» с детьми. Для лучшего понимания задачи чтение и инсценировка могут быть неоднократными. Однако, нередки случаи, когда многократные повторения вызывают у детей-аутистов сильное раздражение и отказ от деятельности.
Работа над усвоением алгоритма решения задачи с использованием карточки-опоры проводится регулярно и очень подробно до тех пор, пока учащиеся не усвоят его и не научатся выполнять эти действия самостоятельно. Каждый этап сверяется с карточкой, и после окончания решения задачи проверяется, все ли пункты были выполнены.
Пример:
Задача: В гараже стояло 5 легковых машин. 2 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?
Педагог вместе с детьми работает по следующей схеме:
- Прочитайте первое предложение, выделите его маркером желтого цвета. Повторите предложение. О чем говорится в этом предложении? (О машинах). Подчеркните это слово.
- Что машины делали? (…Стояли). Подчеркните это слово.
- Сколько машин стояло в гараже? (5) Обведите эту цифру в кружок.
- Прочитайте второе предложение, выделите его маркером желтого цвета. Повторите предложение. О чем говорится во втором предложении? (О машинах). Подчеркните это слово.
- Что машины сделали? (…Уехали). Подчеркните это слово.
- Сколько машин уехало? (2) Обведите эту цифру в кружок.
- Вы выделили условие задачи. Прочитайте его. Повторите условие задачи, показывая его на машинках.
- Прочитайте последнее предложение. Выделите его маркером розового цвета. Это вопрос задачи.
- Повторите вопрос. Что нам с вами нужно найти?
- Какое слово в вопросе подсказывает нам действие? Подчеркните его. Над словом поставьте соответствующий арифметический знак (осталось).
- Прочитайте еще раз условие. Есть ли в нем слово, которое также помогает нам правильно выбрать арифметическое действие? Назовите и подчеркните его (уехали).
Эффективной основой для преодоления проблем пояснения при решении задач является визуализация, проигрывание, драматизация описанных в задаче действий.
Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Зная общие
закономерности развития детей с РАС и имея в копилке «набор» приемов для
работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.