Индивидуальная рабочая программа
работы с учащимся В.В.
по природоведению на 2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа обучения на дому по предмету «Природоведение» составлена на основе:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
Также использованы:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией Воронковой В.В., , издательство Москва «Просвещение» 2013г., допущено Министерством образования и науки РФ.
2. «Природоведение.5класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2016 г.-176 с.
Целью: усвоение и обобщение знаний об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения необходимо решение следующих задач:
2.Общая характеристика учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа по природоведению для В.В., ученика 5 класса, составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва «Просвещение» 1999 год).
Природоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.
В процессе изучения окружающего мира, природы у учащегося формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.
Ребенок научится наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно- следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащегося играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.
Знания о природе помогает ребенку видеть прекрасное в ней, воспитывает отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.
3.Соответствие программе
Курс природоведения имеет практическую направленность и решает задачи коррекции и развития познавательной деятельности учащихся. Он тесно связан с другими учебными предметами, готовит ученика к овладению профессионально-трудовыми знаниями, умениями и навыками.
Тематический план определяет порядок и последовательность изучения тем по предмету.
Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Земля - планета солнечной системы. Сезонные изменения в природе. Наша страна. Природа нашей Родины. Человек. Охрана здоровья. Экология. Охрана природы.
Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.
В процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающегося элементарные страноведческие понятия. Обучающийся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
При изучении растительного и животного мира в разделе «Живая природа» приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающегося на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.
Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
Система заданий в учебнике имеет коррекционную направленность и позволяет осуществлять:
- дифференцированный подход к обучению учащихся, как необходимое условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребёнка;
- расширение у учащегося с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира;
- использование приобретенных знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
4. Планируемый уровень подготовки
Уметь:
Знать:
5.Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа курса «Природоведение» составлена для индивидуального обучения на дому ученика 5 класса В.В. в соответствии с учебным планом ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №23».
Учебный план обучения на дому предусматривает 17 часов учебного времени (0,5 часа в неделю). Срок реализации 1 год. Индивидуальная программа составлена с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы рассмотрено на МО учителей начальных классов _____ 2019г. и утверждено на педсовете _______.2019 г. Приказ № 1.
6. Индивидуализация планирования связана:
- с психолого-физиологическими особенностями ученика (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности, ограничениям возможности здоровья;
- невысокой продуктивностью работы ученика на уроках;
- необходимостью многократного повторения ранее пройденных тем;
- низкой учебной мотивацией.
7.Особенности ИРП
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предлагает собственный подход к структурированию учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и навыков. В течение года возможно изменение количества часов на ту или иную тему в зависимости от усвоения темы обучающимся.
8.Виды деятельности
Ученику доступны следующие виды учебной деятельности:
- устный ответ;
- работа по алгоритму;
- наблюдение.
9.Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в форме
- вопрос - ответ
- работа по картинке
- работа по индивидуальным карточкам.
10.Основные сложности
- быстрая утомляемость;
- кратковременная память;
- отсутствие систематических знаний;
- отсутствие навыков устных, письменных приемов вычислений.
11.Зона ближайшего развития
- уточнение имеющейся у обучающегося представления о живой и неживой природе;
- расширение представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатка умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
- формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека;
- учить обучающегося бережному отношению к природе.
12. Содержание учебного предмета.
Введение.
Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
1. Вселенная.
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос
2. Наш дом- Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
3. Растительный мир Земли.
Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга.
4. Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
5. Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
6. Есть на Земле страна- Россия.
Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
Материалы учебника «Природоведение.5класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2016 г.-176 с.
- индивидуальные дидактические разработки учителя;
- наглядный материал (схемы, таблицы).
Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс
(надомное обучение)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Характеристика учебной деятельности |
|
1. |
Введение |
0,5 |
что изучает природоведение |
|
|
Вселенная |
|
|
|
2. |
Небесные тела: планеты, звезды |
0,5 |
называть предметы и явления в окружающей обстановке |
|
3. |
Солнце. Солнечная система. |
0,5 |
уметь вести наблюдения |
|
4. |
Исследование космоса.
|
0,5 |
знать имена первых космонавтов |
|
|
Наш дом – Земля – 15 часов |
|
|
|
5. |
Планета Земля Природа нашей местности вокруг нас |
0,5 |
уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
|
6. |
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. |
0,5 |
уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха. |
|
7. |
Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы. |
0,5 |
знать основные формы поверхности Земли. |
|
8. |
Почва |
0,5 |
знать свойства почвы. |
|
9. |
Полезные ископаемые |
0,5 |
уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых |
|
10. |
Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф |
0,5 |
уметь определять некоторые свойства полезных ископаем |
|
11. |
Свойства воды. Вода в природе: ручьи, реки, озера, болота, пруды |
0,5 |
знать основные свойства воды, различать виды воды, знать названия вод суш |
|
12. |
Моря и океаны. Использование и охрана воды |
0,5 |
знать свойства морской воды |
|
|
Растительный мир Земли - 12 часов |
|
|
|
13. |
Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений |
0,5 |
различать живую и неживую природу, знать простейшую классификацию растений |
|
14. |
Части растения |
0,5 |
знать части растений |
|
15. |
Дикорастущие и культурные кустарники |
0,5 |
уметь называть представителей растительного мира |
|
16. |
Травы: подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения: астра, пион, роза, флокс, гвоздика |
0,5 |
знать простейшую классификацию растений знать названия растений |
|
17. |
Лекарственные растения: алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка и др. |
0,5 |
уметь называть некоторые лекарственные растения знать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за ними |
|
18. |
Охрана растений. Красная книга |
0,5 |
знать простейшую классификацию растений |
|
|
Животные и птицы |
0,5 |
|
|
19. |
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. |
0,5 |
знать простейшую классификацию животных различать животных суши и водоемов |
|
20. |
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, звери |
0,5 |
знать простейшую классификацию животных |
|
21. |
Птицы. Звери |
0,5 |
знать простейшую классификацию животных |
|
22. |
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Правила ухода и содержания. |
0,5 |
знать виды домашних животных знать правила ухода и содержания домашних питомцев |
|
23. |
Охрана животных. Заповедники и заказники |
0,5 |
уметь называть представителей животного мир. |
|
|
Человек |
|
|
|
24. |
Как устроен наш организм Как работает наш организм |
0,5 |
знать части тела и органы знать, как работают органы |
|
25. |
Здоровье человека Осанка |
0,5 |
знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания; знать правила сохранения осанки |
|
26. |
Органы чувств. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. |
0,5 |
знать основные органы чувств; уметь соблюдать правила элементарной гигиены |
|
27. |
Здоровое питание |
0,5 |
уметь соблюдать правила питания |
|
|
Есть на Земле – страна Россия |
|
|
|
28. |
Россия- Родина моя |
0,5 |
знать название своей страны знать названия некоторых народов, населяющих Россию |
|
29. |
Москва – столица России |
0,5 |
знать названия страны и столицы |
|
30. |
Санкт-Петербург |
0,5 |
знать местоположение города на карте России |
|
31. |
Растительный мир России |
0,5 |
знать основные правила охраны природы, типичных представителей |
|
32. |
Животный мир России |
0,5 |
знать необходимость бережного отношения к природе |
|
33. |
Заповедники, заказники, охрана природы |
0,5 |
знать правила поведения в природе |
|
34. |
Наш город (село, деревня) |
0,5 |
уметь работать самостоятельно |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.