1. Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа обучения на дому по предмету «Профильный труд» составлена на основе:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
3. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7,9,32).
Также использованы:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией Воронковой В.В., издательство Москва «Просвещение» 2013г., допущено Министерством образования и науки РФ.
Цель: подготовить обучающегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в современном обществе и овладение доступными социально - трудовыми навыками.
Целью обучения по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала» является формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний, выработка общетрудовых умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовка учащихся к профессиям обслуживающего труда.
Одной из основных задач является социальная адаптация и интеграция учащихся, практическая подготовка их к самостоятельной жизни и труду.
2.Общая характеристика учебного предмета «Профильный труд»
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для В.В., ученика 5 класса, составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва «Просвещение» 1999 год).
Программа предназначена для учащегося, который в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом и овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобными профессиями по уровню сложности. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Практическое обучение осуществляется на дому.
При работе по настоящей программе придерживаюсь принципа доступности обучающимся сложности и объема учебного материала. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она, как и другие программы, направлена на всестороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает трудовое, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь такого уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
3.Соответствие программе
Курс профильный труд имеет практическую направленность и решает задачи коррекции и развития познавательной деятельности учащегося. Он тесно связан с другими учебными предметами, готовит ученика к овладению профессионально-трудовыми знаниями, умениями и навыками. Основная идея состоит в том, что содержание данного курса предусматривает формирование общетрудовых умений на уровне доступном данному контингенту обучающихся, а так же обучение обучающихся знаниям и умениям по курсу «Профильный труд», умения и навыки, полученные на занятиях помогут ребенку в повседневной жизни.
4.Планируемый уровень подготовки
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
- овладение трудовыми навыками и умениями;
- воспитание интереса к труду, стремления использовать приобретенных навыков в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
- формирование пространственных представлений;
- ознакомление с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами;
5.Место учебного предмета в учебном плане.
Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика 5 класса В.В.
Учебный план обучения на дому предусматривает 1 час в неделю, всего 34 часа. Индивидуальная программа составлена с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы рассмотрено на МО учителей начальных классов _____ 2019г. и утверждено на педсовете _______.2019 г. Приказ № 1.
6.Индивидуализация планирования связана:
- с психолого-физиологическими особенностями ученика (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности, ограничениям возможности здоровья;
- невысокой продуктивностью работы ученика на уроках;
- необходимостью многократного повторения ранее пройденных тем;
- низкой учебной мотивацией.
7.Особенности ИРП
В ИРП некоторые темы объединены для освобождения дополнительных часов на повторение и обобщение.
8.Виды деятельности
Ученику доступны следующие виды учебной деятельности:
- устный ответ;
- работа по алгоритму;
- наблюдение.
9.Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в форме
- вопрос - ответ
- работа по картинке
- работа по индивидуальным карточкам.
10.Основные сложности
- быстрая утомляемость;
- кратковременная память;
- отсутствие систематических знаний;
- отсутствие навыков устных, письменных приемов вычислений.
11.Зона ближайшего развития
- формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
12. Содержание учебного предмета.
1. Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения на занятиях труда.
2. Уборка пришкольной территории:
- подметание дорожек с твердым покрытием, сгребание, переноска мусора;
- уборка газонов;
- уборка спортплощадки и других участков прилегающей к дому территории;
- очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.
3. Работа с бумагой:
- бумага: виды, назначение;
- измерительная линейка: устройство, назначение, правила пользования;
- клей: назначение, свойства;
- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;
- изделия: аппликации «Жилая комната», «Школа»;
- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.
4. Работа с тканью:
- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы;
- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении;
- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом;
- утюжка изделия.
5. Работа с картоном и бумагой:
- картон: применение и свойства;
- обои: применение и свойства;
- изготовление шаблонов заданной ширины, разметка деталей из бумаги;
- раскрашивание пола, оклеивание стен обоями, приклеивание аппликаций.
6. Ежедневная уборка полов в комнате:
- пол: виды, средства для мытья;
- рабочая одежда: хранение, уход;
- уборочный инвентарь: назначение, пользование, хранение;
- подготовка к сухой и влажной уборке пола, протирка пола шваброй, прополаскивание тряпки;
-обработка уборочного инвентаря после работы, укладывание на хранение.
7. Уборка территории от снега и льда:
- асфальтовые и бетонные покрытия: основные свойства, инструменты для уборки;
- движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, приемы уборки,
- безопасное обращение с инструментами;
- расчистка дорожек от снега.
8. Уход за комнатными растениями:
- комнатные растения, названия, светолюбивые и теневыносливые растения;
- полив цветов: требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы;
- обрезка и сбор сухих листьев, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков;
- опрыскивание и полив растений.
9. Работа на участке:
- дачный участок: подготовка почвы для посадок (теория);
- разница в обработке почв;
- сельхозинвентарь: виды, назначение, техника безопасности при работе;
- сгребание мусора с клумб и дорожек;
- рыхление почвы граблями, рыхление междурядий на посадках.
13.Ожидаемые результаты
Учащийся должен знать:
- последовательность уборки территории в разное время года;
- правила санитарии по уходу за полом с различным покрытием;
- правила личной гигиены;
- устройство и назначение хозинвентаря, утюга;
- правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;
- виды бумаги и их применение;
- правила ухода за комнатными растениями;
Учащийся должен уметь:
- убирать территорию в разное время года;
- выполнять ежедневную уборку помещений с различными видами половых покрытий;
- ухаживать за комнатными растениями;
- пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшие геометрические построения, выполнять аппликацию по шаблону и образцу;
14.Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
─Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;
─Дидактический материал по главным темам курса;
─Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);
─Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Профильный труд» 5 класс
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Дата |
Вводное занятие |
|
||
Беседа о труде и рабочих профессиях |
1 |
|
|
Правила поведения на рабочем месте |
1 |
|
|
Рабочее место и правилами ухода за ним |
1 |
|
|
Инструктаж по технике безопасности |
1 |
|
|
Уборка пришкольной территории |
|
||
Правила безопасности при уборке территории |
1 |
|
|
Хозинвентарь: устройство, назначение |
1 |
|
|
Приемы работы хозинвентарем |
1 |
|
|
Подготовка хозинвентаря к хранению |
1 |
|
|
Безопасное пользование хозинвентарем |
1 |
|
|
Спецодежда: виды, назначение |
1 |
|
|
Подметание дорожек с твердым покрытием |
1 |
|
|
Сбор и переноска мусора |
1 |
|
|
Уборка газонов |
|
||
Уборка спортплощадки |
1 |
|
|
Очистка уборочного инвентаря, хранение |
1 |
|
|
Работа с бумагой |
|
||
Правила работы с бумагой, ножницами, клеем |
1 |
|
|
Бумага, виды (писчая, цветная), назначение |
1 |
|
|
Измерительная линейка. Разметка деталей |
1 |
|
|
Клей. Ножницы канцелярские: устройство, пользование |
1 |
|
|
20. |
Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки) |
1 |
|
21. |
Обои: назначение, виды. Оклеивание макета стен обоями |
1 |
|
|
Ежедневная уборка полов в комнате |
|
|
22. |
Ежедневная уборка пола Пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом) |
1 |
|
23. |
Средства для мытья полов с различным покрытием |
1 |
|
24. |
Рабочая одежда: хранение, уход (халат, головной убор) |
1 |
|
25. |
Протирка пола тряпкой со шваброй |
1 |
|
26. |
Обработка уборочного инвентаря после работы Укладывание уборочного инвентаря для хранения |
1 |
|
|
Уборка территории от снега и льда |
|
|
27. |
Правила безопасности при уборке территории Асфальтовое и бетонное покрытия: свойства |
1 |
|
28. |
Инструменты для уборки: движок, скребок, лом |
1 |
|
|
Уход за комнатными растениями – 13 ч |
|
|
29. |
Комнатные растения: названия. Светолюбивые и теневыносливые растения |
1 |
|
30. |
Полив цветов. Требования к воде Периодичность и приемы полива цветов |
1 |
|
31. |
Приспособления для опрыскивания. Опрыскивание и полив растений |
1 |
|
32. |
Чистка и промывка поддонов. Обтирание цветочных горшков |
1 |
|
33. |
Правила обрезки растений. Обрезка и сбор сухих листьев |
1 |
|
34. |
Правила поведения летом на дачном участке |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.