Индивидуальная рабочая программа
работы с учащимся ___________________
по математике на 2019 - 2020 учебный год
1.Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа обучения на дому по предмету «Математика» составлена на основе:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
Также использованы:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-4 классы) под редакцией Воронковой В.В., автор программы М.Н. Перова, В.В.Эк, издательство Москва «Просвещение» 2013г., допущено Министерством образования и науки РФ.
2. А. А. Хилько. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений Москва, «Просвещение», 2012г.
Цель: подготовить обучающегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в современном обществе и овладение доступными социально - трудовыми навыками.
Задачи:
·формирование доступных умственно обучающумуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских задач;
·коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом его индивидуальных возможностей;
·формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
·формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
·воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
·формирование и развитие речи учащегося;
·коррекция нарушений психофизического развития ребенка.
2.Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Рабочая программа по математике для ________________, ученика 5 класса, составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва «Просвещение» 1999 год).
Программа надомного обучения рассчитана на 62 часа в год.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить ученика к овладению профессионально – трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Практические действия с предметами, их заменителями, ученик должен учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У ребенка формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для ученика.
Основным из важных приемов обучения математике является сравнение.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках математики в нужно учить учащегося повторять речь учителя, которая является образцом для учащегося.
Рабочая программа по математике разработана с учетом особенностей познавательной деятельности (ФИО ребенка)_________________ и способствует его умственному развитию, содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня знаний, который необходим ему для социальной адаптации.
3.Соответствие программе
Курс математики имеет практическую направленность и решает задачи коррекции и развития познавательной деятельности учащихся. Он тесно связан с другими учебными предметами, готовит учеников к овладению профессионально-трудовыми знаниями, умениями и навыками. В младших классах закладываются основы математических значений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в изучении математики будет затруднено.
В процессе обучения математике у учащихся формируются вычислительные навыки, понятия о величинах, геометрических фигурах. Решение арифметических задач направлено на коррекцию наглядно-образного и словесно-логического мышления, на развитие всех психических процессов.
Тематический план определяет порядок и последовательность изучения тем по предмету.
Для обучения выбран учебник А. А. Хилько «Математика 1» (М., Просвещение,2012).
Система заданий в учебнике имеет коррекционную направленность и позволяет осуществлять:
- дифференцированный подход к обучению учащихся, как необходимое условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребёнка;
- расширение у учащегося с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира;
- использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
4.Планируемый уровень подготовки
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
- формирование пространственных представлений;
- ознакомление с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами;
- выполнение устных и письменных арифметических действий с числами в пределах 10;
- усвоение смысла отношений «больше (меньше) на …».
5.Место учебного предмета в учебном плане.
Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика 5 класса (ФИО ребенка)_________________.
Учебный план обучения на дому предусматривает 3 часа в неделю, всего 102 часа. Индивидуальная программа составлена с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы рассмотрено на МО учителей начальных классов _____ 2019г. и утверждено на педсовете _______.2019 г. Приказ № 1.
6.Индивидуализация планирования связана:
- с психолого-физиологическими особенностями ученика (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности, ограничениям возможности здоровья;
- невысокой продуктивностью работы ученика на уроках;
- необходимостью многократного повторения ранее пройденных тем;
- низкой учебной мотивацией.
7.Особенности ИРП
В ИРП некоторые темы объединены для освобождения дополнительных часов на повторение и обобщение.
8.Виды деятельности
Ученику доступны следующие виды учебной деятельности:
- устный ответ;
- работа по алгоритму;
- наблюдение.
9.Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в форме
- вопрос - ответ
- работа по картинке
- работа по индивидуальным карточкам.
10.Основные сложности
- быстрая утомляемость;
- кратковременная память;
- отсутствие систематических знаний;
- отсутствие навыков устных, письменных приемов вычислений.
11.Зона ближайшего развития
- сформировать навык работы по алгоритму;
- сформировать навыки устного счета;
12. Содержание учебного предмета.
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления.
- Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»).
- Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»).
- Составление последовательности событий.
Количественные представления.
- Нахождение одинаковых предметов.
- Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
- Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
- Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности.
- Пересчет предметов. Узнавание цифр от 1до 3.
- Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры.
- Представление множества двумя другими множествами.
- Решение задач на увеличение на одну единицу.
- Решение задач на уменьшение на одну единицу.
- Выполнение арифметических действий на калькуляторе.
Представления о величине.
- Различение по величине однородных и разнородных предметов.
- Сравнение предметов по величине.
- Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию).
- Различение по длине однородных и разнородных предметов.
- Сравнение предметов по длине.
- Различение по ширине однородных и разнородных предметов.
- Сравнение предметов по ширине.
- Различение предметов по высоте.
- Сравнение предметов по высоте.
- Различение предметов по весу.
- Сравнение предметов по весу.
- Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
- Различение круглых и некруглых геометрических тел.
- Различение некруглых геометрических тел.
- Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб». «пирамида»).
- Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, «пирамида» (треугольная призма) – треугольник, параллелепипед – прямоугольник).
- Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.
- Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
- Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).
- Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»).
- Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).
- Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»).
- Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года ученик должен:
называть:
· предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
· натуральные числа от 1 до 5 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
· число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
· геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, куб, шар);
различать:
· число и цифру;
· знаки арифметических действий;
· круг и шар, квадрат и куб;
· треугольник и прямоугольник;
· направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
сравнивать
· предметы с целью выявления в них сходства и различий;
· предметы по размерам (больше, меньше);
· два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
распознавать:
· геометрические фигуры;
моделировать:
· отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»
· ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание);
характеризовать:
· расположение предметов на плоскости и в пространстве;
· расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
· результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
· предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
классифицировать:
· распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
· предметы (по высоте, длине, ширине);
· числа (в порядке увеличения или уменьшения);
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
- материалы учебника А. А. Хилько «Математика 1» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализующих адаптированные общеобразовательные программы (М., Просвещение,2015).
- индивидуальные дидактические разработки учителя;
- наглядный материал (схемы, таблицы).
Календарно-тематическое планирование уроков математики
102 часа (3 часа в неделю)
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
|
Выявление первых счетных навыков. |
1 |
2. |
|
Свойства предметов: размер, форма. |
1 |
3. |
|
Свойство предметов. Знакомство с понятием «цвет». |
|
4. |
|
Понятия «большой – маленький». Сравнение предметов по размеру «больше – меньше», одинаковые по размеру, равные. |
1 |
5. |
|
Геометрические фигуры. Круг. |
1 |
6. |
|
Понятия «длинный – короткий». Сравнение предметов. Понятия: «длиннее – короче, одинаковой (равной) длины. |
1 |
7. |
|
Понятия «широкий – узкий». Сравнение предметов «шире – уже, одинаковой (равной) ширины». |
1 |
8. |
|
Понятия «высокий – низкий». Сравнение предметов: «выше – ниже, одинаковой (равной) высоты». |
1 |
9. |
|
Понятия «глубокий – мелкий». Сравнение предметов: «глубже – мельче, одинаковый (равной) глубины. |
1 |
10. |
|
Понятия «толстый – тонкий». Сравнение предметов по признакам: «толще – тоньше, одинаковой (равной) толщины». |
1 |
11. |
|
Понятия «тяжелый – легкий». Сравнение предметов по массе «тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести». Урок игра «В магазин». |
1 |
12. |
|
Геометрические фигуры. Треугольник. Различение геометрических фигур (круг, треугольник). |
1 |
13. |
|
Количественные понятия «много, мало, несколько». |
1 |
14. |
|
Сравнение предметов по их количеству «больше - меньше, столько же (равное количество)». |
1 |
15. |
|
Положение предметов в пространстве. Понятия «впереди – позади». Урок-путешествие |
1 |
16. |
|
Пространственные понятия «справа –слева». |
1 |
17. |
|
Пространственные понятия «вверху –внизу». |
1 |
18. |
|
Пространственные понятия «близко-далеко, ближе -дальше, здесь – там». |
1 |
19. |
|
Пространственные понятия «рядом, около, в центре, между, в середине». |
1 |
20. |
|
Положение предметов в пространстве: под, у, над, внутри, за, перед. |
1 |
21. |
|
Геометрические фигуры. Квадрат. |
1 |
22. |
|
Отношение порядка следования: «крайний, первый, последний, перед, следом за, следующий». |
1 |
23. |
|
Пространственные понятия: «перед, после, следом за, следующий за». |
1 |
24. |
|
Временные понятия. Сутки: утро, день, вечер, ночь. |
1 |
25. |
|
Временные понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день». |
1 |
26. |
|
Временные понятия «рано, поздно, давно, недавно». |
1 |
27. |
|
Понятия движения «медленно-быстро». |
1 |
28. |
|
Сравнение по возрасту: «старше- моложе». |
1 |
29. |
|
Геометрические фигуры. Прямоугольник. Различение геометрических фигур. Обобщение изученного материала. |
1 |
30. |
|
Число и цифра 1 . Соотношение количества предметов с цифрой «1». |
1 |
31. |
|
Число и цифра 2.Соотношение количества предметов с цифрой «2». |
1 |
32. |
|
Порядковые числительные: первый, второй. Отрезок длинной 2 клетки. |
1 |
33. |
|
Повторение. Числовой ряд: 1, 2. |
1 |
34. |
|
Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение количества предметов. Знак «=». |
1 |
35. |
|
Сравнение числа 1 и 2. Сравнение количества предметов. Знаки «<», «>». |
1 |
36. |
|
Понятие знаков «+» и «-». |
1 |
37. |
|
Решение примеров в пределах 2. Точка. Прямые и кривые линии. Различение их. Вычерчивание прямой линии по линейке. |
1 |
38. |
|
Число и цифра 3. |
1 |
39. |
|
Состав числа 3. Прямой и обратный счет. |
1 |
40. |
|
Числовой ряд: 1,2,3. Счет предметов. |
1 |
41. |
|
Сравнение чисел в пределах 3. Порядковые числительные: первый, второй, третий. |
1 |
42. |
|
Число 3. Решение примеров на нахождение суммы. |
1 |
43. |
|
Решение примеров на нахождение остатка. |
1 |
44. |
|
Решение примеров на нахождение суммы и остатка. |
1 |
45. |
|
Знакомство со структурой задачи. Решение задач на нахождение суммы. |
1 |
46. |
|
Решение задач на нахождение остатка. |
1 |
47. |
|
Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. |
1 |
48. |
|
Число и цифра 0. |
1 |
49. |
|
Решение примеров и задач с нулем. |
1 |
50. |
|
Число и цифра 4. Соотношение количества предметов с цифрой «4». |
1 |
51. |
|
Числовой ряд от 1до 4. Место числа 4 в числовом ряду. |
1 |
52. |
|
Состав числа 4. Прямой и обратный счет. Решение примеров и задач с изученными числами. |
1 |
53. |
|
Сравнение чисел в пределах 4. Сложение и вычитание в пределах 4 |
1 |
54. |
|
Счет предметов. Порядковые числительные Сравнение количества предметов. |
1 |
55. |
|
Решение задач на нахождение суммы и остатка. |
1 |
56. |
|
Составление и решение задач по рисункам, решение примеров. |
|
57. |
|
Квадрат. |
|
58. |
|
Повторение числового ряда от 1 до 4. |
1 |
59. |
|
Повторение изученного материала |
|
60. |
|
Повторение числового ряда от 1до 4. |
1 |
61. |
|
Число и цифра 5. Образование числа. |
1 |
62. |
|
Соотношение количества предметов с цифрой, в пределах 5. |
1 |
63. |
|
Порядковые числительные в пределах 5. Соотношение количества предметов с цифрой. |
1 |
64. |
|
Сравнение чисел в пределах 5. Знаки «<», «>». |
1 |
65. |
|
Состав числа 5, решение примеров. |
1 |
66. |
|
Сложение и вычитание в пределах 5. |
1 |
67. |
|
Таблица сложения в пределах 5. Решение примеров. |
1 |
68. |
|
Таблица вычитания в пределах 5. Решение примеров. |
1 |
69. |
|
Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. |
|
70. |
|
Решение примеров и задач с числами в пределах 5. |
1 |
71. |
|
Составление примеров на сложение и вычитание в пределах 5. |
1 |
72. |
|
Счет предметов. Порядковые числительные Сравнение количества предметов. |
1 |
73. |
|
Действия с числами в пределах 5. |
1 |
74. |
|
Число и цифра 6. Образование числа. |
1 |
75. |
|
Числовой ряд от 1 до 6. Прямой и обратный счет. |
1 |
76. |
|
Сравнение количества предметов. Состав числа 6. |
1 |
77. |
|
Составление примеров на сложение и вычитание в пределах 6. |
1 |
78. |
|
Счет предметов. Порядковые числительные Сравнение количества предметов. |
1 |
79. |
|
Число и цифра 7. Образование числа. |
1 |
80. |
|
Сравнение количества предметов. Числовой ряд 1 - 7. |
1 |
81. |
|
Сравнение чисел в пределах 7. |
1 |
82. |
|
Состав числа 7. |
1 |
83. |
|
Счет предметов. Порядковые числительные Сравнение количества предметов. |
1 |
84. |
|
Прямоугольник |
1 |
85. |
|
Сложение и вычитание в пределах 7. |
1 |
86. |
|
Повторение числового ряда 1-7. |
1 |
87. |
|
Счет предметов. Порядковые числительные Сравнение количества предметов. |
1 |
88. |
|
Число и цифра 8. Образование числа. |
1 |
89. |
|
Число и цифра 8. Образование числа. |
1 |
90. |
|
Сравнение чисел в пределах 8. Знаки «=», «>», «<». |
1 |
91. |
|
Состав числа 8. |
1 |
92. |
|
Решение примеров с числом 8. |
1 |
93. |
|
Круг. |
1 |
94. |
|
Число и цифра 9, образование числа. Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные. |
1 |
95. |
|
Сравнение чисел в пределах 9. |
1 |
96. |
|
Состав числа 9. |
1 |
97. |
|
Составление примеров на сложение и вычитание в пределах 9. |
1 |
98. |
|
Треугольник |
1 |
99. |
|
Число 10. Счет в пределах 10. Понятие «1 десяток». |
1 |
100. |
|
Состав числа 10. |
1 |
101. |
|
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10. |
1 |
102. |
|
Повторение |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.