Обучение навыкам самостоятельной деятельности детей с РАС
Оценка 4.8

Обучение навыкам самостоятельной деятельности детей с РАС

Оценка 4.8
Особые потребности +2
docx
дефектология +1
Детсад—4 кл
05.12.2022
Обучение навыкам самостоятельной деятельности детей с РАС
Обучение навыкам самостоятельной деятельности детей с РАС
Обучение навыкам самостоятельной деятельности детей с РАС.docx

Проблемы самостоятельности у аутичных детей очень неоднородны, так как проявляются в разных областях жизни ребенка.

У большинства детей с аутизмом возникают трудности в самостоятельном выполнении конкретных видов деятельности (например, в самообслуживании – они не могут сами умыться, одеться, убрать за собой постель; могут быть проблемы с выполнением учебных заданий).

Часто ребенка с аутизмом нельзя занять никакими видами деятельности, которыми может самостоятельно заниматься обычный ребенок. Предоставленные сами себе, дети с аутизмом погружаются в стереотипии, манипулируют предметами.

 

 

Три основные группы проблем самостоятельности детей с РАС:

 

1. Эмоциональная зависимость от другого человека.

 

2. Трудности планирования, организации и контроля деятельности.

 

3. Недостаточность мотивации.

 

 

Все эти трудности могут встречаться в той или иной степени одновременно у одного ребенка, поэтому важно понять, какая причина является основной.

 

 

Многие аутичные дети не могут быть самостоятельны т.к. у них имеются трудности планирования, организации и контроля деятельности. В таких случаях ребенку необходима помощь именно в самой деятельности.

Используйте вынесенные вовне средства планирования, организации и контроля. Логика построения такой работы будет следующая:

 

• выбор деятельности, в которой ребенок успешен и которая ему нравится;

• выбор адекватной и понятной ребенку схемы деятельности, которой он может овладеть для самостоятельного использования;

• организация пространства и материалов для деятельности;

• обучение в данных конкретных условиях;

• постепенный уход взрослого — ребенок сам осуществляет деятельность, пользуясь схемой в данных условиях;

• перенос в новые условия;

• внесение изменений в схему;

• внесение неожиданных изменений в ситуацию;

• отказ от схемы.

 

Таким образом, обучение осуществляется путем вынесения во вне приемов организации собственной деятельности. Во многих случаях удается в той или иной степени интериоризировать эти приемы так, чтобы дети могли выполнять что-либо без опоры на эти организующие моменты.

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учитель-дефектолог

Мерзлякова Н.И.

 

 

Проблема самостоятельности детей с РАС является одной из наиболее актуальных и рассматривается в рамках многих коррекционных подходов. Одной из основных задач коррекционной работы является преодоление их отгороженности ребенка с РАС от окружающего мира. Когда эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком уже установлен, сформированы навыки учебного поведения, перед специалистами и родителями возникают новые сложные задачи. Обычно на этом этапе коррекционной работы становится возможным обучение различным видам деятельности и развитие самостоятельности.

 

Я сам!

Необходимо сначала определить, выпадение какого именно фактора приводит к трудностям самостоятельной деятельности.

Многие дети с аутизмом несамостоятельны из-за эмоциональной зависимости от другого человека. Как правило, это связано с симбиотической привязанностью к родителям. Ребенок начинает воспринимать ситуацию как безопасную и комфортную, только если испытывает поддержку со стороны другого.

Например, при выполнении какого-либо задания ребенку нужна помощь не в содержательном плане, не по ходу выполнения задания, а важно само присутствие взрослого. Ребенок сразу замечает, если взрослый выходит из комнаты.

Прежде всего, ребенок не должен оставаться без эмоциональной поддержки в освоении навыка самостоятельной деятельности. Нельзя резко переходить к самостоятельному выполнению даже простейших заданий. Обычно таким детям не говорят, что они должны делать что-то сами (поскольку это увеличивает их тревожность и сопротивление).

Одной из возможных стратегий может быть работа по типу десенсибилизации: выбирается наиболее простое задание; взрослый находится рядом, когда ребенок делает это задание и постепенно раз от раза все дальше удаляется от ребенка; в какой-то момент, когда ребенок уже не так сензитивен к отдалению от другого, можно «подстроить» ситуацию, когда взрослый должен срочно выйти (набрать воды в банку для рисования красками, принести что-то и т.п.).

Иногда проблема эмоциональной зависимости столь глубока, что требуются дополнительные приемы работы: ролевые игры, различные варианты психодрамы и т.п. Главное – это наличие эмоциональной поддержки, постепенность и преимущественное использование привычных для ребенка спонтанных и игровых ситуаций для преодоления трудностей самостоятельности.

В настоящее время широко используются схемы в виде так называемых расписаний.

Первый этап – расписание с использованием предметов; сама форма пространственной организации задания подсказывает, что нужно сделать. Ребенок должен усвоить стереотипный алгоритм задания. Важно, чтобы он удерживал программу, концентрировал внимание.

Второй этап – расписание с использованием символического обозначения тех заданий, которые ребенку нужно выполнить. Обычно используются геометрические фигуры, фотографии, картинки или карточки с надписями. В применении расписания моделируются все основные этапы деятельности (кроме мотивации и эмоциональной оценки):

• планирование – либо в виде фотографии (предмета, надписи) уже задано, что делать, либо ребенок выбирает из нескольких альтернатив;

• организация – в пространственном расположении заданий, в форме организации каждого задания;

• контроль – в виде логической законченности каждого задания, в виде внешнего поощрения, в виде самостоятельного поощрения ребенка.

Для организации самостоятельного расписания удобно использовать тетрадь с железными кольцами, в которую вместо бумажных страниц вставляют пластиковые файлы. На каждой странице находится изображение задания или какой-либо операции.

Ребенка физически направляют открыть расписание, показать указательным пальцем на изображение задания и т.д.

Предлагается избегать словесных инструкций, используя для обучения только физическую помощь. Это связано с тем, что наша цель – самостоятельное использование ребенком расписания. Мы хотим, чтобы запускающим стимулом для его поведения были не наши инструкции, а схема, представленная в виде расписания.

Самостоятельная деятельность у аутичного ребенка бывает затруднена из-за недостаточной целенаправленности и мотивации. В таких случаях помогает поиск деятельности, смысл и результат которой ребенок понимает и стремится к доведению этой работы до конца. Можно учить ребенка делать любимый бутерброд, который он потом съест за завтраком, собирать картинку, которая ему понравится. Поначалу важно использовать короткие, четкие задания, которые ребенок может делать полностью самостоятельно.


 

Проблемы самостоятельности у аутичных детей очень неоднородны, так как проявляются в разных областях жизни ребенка

Проблемы самостоятельности у аутичных детей очень неоднородны, так как проявляются в разных областях жизни ребенка

Необходимо сначала определить, выпадение какого именно фактора приводит к трудностям самостоятельной деятельности

Необходимо сначала определить, выпадение какого именно фактора приводит к трудностям самостоятельной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022