Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

  • Особые потребности
  • docx
  • 16.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЗПР.docx

 

Для обучающихся с ЗПР, характерны следующие особые образовательные потребности:

-     Потребность в адаптации основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

-     Потребность в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

-     Потребность в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

-     Потребность в побуждении к познавательной активности как средству формирования устойчивости познавательной мотивации;

-     Потребность в специальной психокоррекционной помощи, направленной на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

-     Потребность в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений об окружающем мире

-     Потребность в углублении общеинтеллектуальных умений (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);

-     Потребность в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);

-     Потребность в формировании и развитии целенаправленной деятельности, способности программирования и контроля собственной деятельности;

-     Потребность в осознании наглядно-действенного характера содержания образования;

-     Потребность в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

-     Потребность в учете актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечении индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

-     Потребность в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-     Потребность в увеличении сроков освоения АООП начального общего образования до пяти лет;

-     Потребность в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

-     Потребность в становлении личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработке навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

-     Потребность в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

-     Потребность в постоянном (пошаговом) мониторинге результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

-     Потребность в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

-     Потребность в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

-     Потребность в использовании преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

-     Потребность в обеспечении взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).