Варианты учебных программ для детей с аутизмом

  • Презентации учебные
  • Особые потребности
  • pptx
  • 18.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сравнительный анализ в форме презентации различных видов учебных программ для детей с РАС.
Иконка файла материала НА ПЕЧАТЬ варианты программ обучения для детей с аутизмом.pptx

4 варианта АООП для детей с РАС

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»
дефектолог Лазарева Л.Г.

Вариант 8.1
Реализация содержания образования
РАС приближенный к возрастной норме

Приложение N 8 к Приказу Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Вариант 8.1 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Вар.8.1.

Психолого-педагогическая поддержка таких детей предполагает:
помощь в формировании полноценной жизненной компетенции,
развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе,
поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом.

Реализация содержания образования (вар.8.1)

Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:
-удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
-коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи;
развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

Вар.8.2
РАС с ЗПР

Предполагает, что обучающийся с РАС имеет более сложную структуру дефекта, получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование.

Реализация содержания образования
Вар.8.2

Обязательным является:
организация и расширение повседневных социальных контактов,
включение специальных курсов коррекционно-развивающего направления,
особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения,
формированию жизненной компетенции, а также применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения.

Предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников , не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).

Вариант 8.3
РАС с легкой умственной отсталостью

Реализация содержания образования
Вар. 8.3

Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах, поэтапное формирование учебной деятельности.

Предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).

Вариант 8.4

На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Данный вариант предполагает:
планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду,
дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах,
в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.

Вариант 8.4

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной коммуникации.

Реализация содержания образования
Вар. 8.4

Варианты
АООП

АООП 8.1

АООП 8.2

АООП 8.3

АООП 8.4

Контингент

близко к норме

РАС+ЗПР

РАС +ЛУО

РАС +УУО (тяж.УО)

Условия организации образования

инклюзия +коррекционная работа

1-5кл. (с д/о)
6кл. (без д/о) классы(преимущественно в коррекционном классе)

1-6 классы(специальные классы и школы)

1-6 классы(коррекционный класс или в условиях надомного обучения)

Требования к результатам освоения программы

норма

приближены к норме

итоговые и поэтапные требования снижены

требования низкие и индивидуализированные

Особенности содержания программы

преобладает академический компонент

Усиление
внимания к жизненной компетенции, использованию знаний в реальных условиях

Редукция(сокращение) академического компонента, расширение области жизненной компетенции

Максимальный упор на жизненную компетенцию

Резюмируем:

Спасибо!!!