О.В. Беккер
руководитель ТПМПК МО СГО, руководитель ГМО, социальный педагог 1кк, филиал МАОУ СОШ №13
ЦППМиСП «Развитие» г. Серов
Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие успешной адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. Выготский
В условиях реализации обновленной нормативно-правовой базы, ФГОС преемственность выступает как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности. Понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению в рамках ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ.
Преемственность - это необходимое основание позволяющее обеспечить гуманный переход из садика в школу; это создание необходимых и достаточных условий для успешного освоения ребенком образовательных программ в школе; это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития ребенка. Непрерывность образования и реализация принципа преемственности – приоритетные задачи образовательной политики РФ.
Основными документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций дошкольного и начального общего образования, являются:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Федеральный закон от 24.09.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» (дополнен перечень специальных условий для обучающихся с ОВЗ);
3.ФГОС ДО, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155;
4.ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1022;
5. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержден приказом Министерства образования инауки РФ от 19.12.2014 №1598;
6. ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утверждена приказом Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 №1023;
7. ФГОС образования обучающихся с УО (ИН), утвержден приказом Министерстваобразования и науки РФ от 19.12.2014 №1599;
8. ФАООП обучающихся с УО (ИН), утверждена приказом Министерства просвещенияРФ от 24.11.2022 №1026;
Ежегодно в профессиональную деятельность педагогических работников входят новые нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие вопросы образования обучающихся с ОВЗ:
1. Федеральный закон от 24.09.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» (дополнен перечень специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью);
2.Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
3. Письмо Министерства просвещения России от 30.08.2024 №ДГ -1478/07 «Рекомендации о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода».
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ) понятием «единые образовательные программы» в Российской Федерации унифицируется процесс обучения и воспитания, в том числе обучающихся с ОВЗ. Таким образом, Минпросвещения России разработаны и утверждены ФАОП ДО, ФАОП НОО, ФАОП ООО, ФАООП УО. Одновременно согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 371 -ФЗ из законодательной практики исключается понятие «примерные образовательные программы» в части дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольника конкретные достижения в образовании в конкретном возрасте. Кроме того, не смотря на то, что дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, оно не является обязательным. Родители или законные представители ребенка могут отказаться от услуг дошкольных образовательных организаций. Все это и делает неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры не могут служить основанием для аттестации педагогических кадров; оценке качества образования; оценке как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).
Таким образом, можно сказать, что:
ü Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
ü Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования.
ü Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В связи с этим возникает необходимость конкретизировать целевые ориентиры в «Социальный портрет выпускника ДОУ» и учитывать особенности различных нозологических групп обучающихся.
Целевые ориентиры АОП выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования за счет обеспечения равных возможностей на начальных этапах обучения в общеобразовательной организации.
Развитие функционального базиса для формирования предпосылок УУД в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах является важнейшей задачей дошкольного образования.
В «Сравнительной таблице целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования» (приложение 1) указаны целевые ориентиры различных нозологий, возможных достижений ребёнка с ОВЗ на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В портрете выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС также необходимо учитывать дефицитарность зрительного, слухового восприятия и нарушения опорно – двигательного аппарата, варианты поврежденного развития (РАС), тяжелые нарушения речи. Чаще всего данная категория детей имеет статус «ребенок-инвалид», что подтверждается справкой МСЭ. Если категория «ребенок-инвалид» не установлена, то дефицитарность развития подтверждена заключениями медицинских специалистов.
На этапе завершения дошкольного образования деятельность ППк ДОУ строится следующим образом (приложение 2):
1. анализ результативности коррекционно - образовательной работы с ребенком на этапеее завершения;
2. соотнесение параметров развития выпускника (познавательная деятельность, организация и продуктивность мыслительной деятельности, коммуникация и обучаемость);
3. выработка рекомендаций для родителей и ПМПК по организации дальнейшегообучения в соответствии с требованиями ФГОС, ФАОП (при необходимости);
4. просвещение родителей о специальных условиях получения образования на уровнеНОО имеющихся в общеобразовательных организациях СГО.
При разработке рекомендаций необходимо обратить внимание на многочисленную нозологическую группу обучающихся с ЗПР и ориентироваться на современную психологопедагогическую типологию. Она выделяет три группы обучающихся с ЗПР по наиболее значимым и обобщенным психологическим качествам, феноменологию задержанного психического развития и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР при поступлении в ДОУ.
При анализе результативности коррекционно-образовательной работы на этапе ее завершения и выработки рекомендаций при определении дальнейшего обучения можно руководствоваться описанием групп ЗПР:
1. возможно указать в рекомендациях продолжение обучения по АООП НОО ЗПР,вариант 7.1 (общее интеллектуальное развитие ребенка по уровню и структуре приближено к возрастной норме). В таком случае ребенок может осваивать программу в общеобразовательном классе, в общеобразовательной школе.
2. возможно указать в рекомендациях продолжение обучения по АООП НОО ЗПР,вариант 7.2 (общее интеллектуальное развитие ребенка неравномерно по структуре, общий уровень в границах низкой нормы или ниже нормы). В таком случае ребенок может осваивать программу в отдельном классе или в школе, реализующей АООП.
3. возможно указать в рекомендациях продолжение обучения по АООП НОО ЗПР,вариант 7.2 при условии индивидуализации специальных образовательных условий, (индивидуальный учебный план). Общее интеллектуальное развитие ребенка по уровню и структуре приближено к легкой умственной отсталости. Познавательная активность снижена, ситуационная, быстро угасает. В таком случае ребенок может осваивать программу в отдельном классе или в школе, реализующей АООП по индивидуальному учебному плану с диагностическим периодом обучения.
Необходимо отметить, что дефицитарность различных систем может сочетаться с задержкой психического развития, это необходимо учитывать ППк ДОУ при анализе результативности коррекционно-образовательной работы на этапе ее завершения и выработки рекомендаций при определении дальнейшего обучения.
Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению, особенно это важно для детей с ОВЗ.
Анализируя контингент обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии и причины обращения складывается в следующее соотношение:
1. за 2021-2022 учебный год количество выпускников ДОУ, реализующих АОПсоставляла 89 детей, из них только 35 обратились на ПМПК повторно, при переходе с одного уровня образования на другой. В 1-2 классах 81 ребенок был направлен на ПМПК впервые;
2. в 2022-2023 учебном году количество выпускников ДОУ, реализующих АОПсоставляла уже 104 ребенка, из них только 46 обратились на ПМПК повторно, при переходе с одного уровня образования на другой. В 1-2 классах 72 ребенка были направлены на ПМПК впервые;
3. в 2023-2024 учебном году количество выпускников ДОУ, реализующих АОПсоставляла уже 136 детей, из них только 52 ребенка обратились на ПМПК повторно, при переходе с одного уровня образования на другой. В 1-2 классах 94 ребенка были направлены на ПМПК впервые.
Данные мониторинга наглядно демонстрируют, увеличение количества детей имеющих трудности в освоении ООП НОО и не выявленных в детском саду, одна из причин это непонимание родителями особенностей ребенка и важности создания специальных условий обучения, в том числе и продолжение коррекционно-развивающей помощи ребенку в школе. Частой причиной отказа родителей от ПМПК обследования можно назвать отсутствие достоверной информации и понимания родителями необходимости помощи ребенку, страх родителей и непонимание что именно ПМПК имеет полномочия рекомендовать ребенку создание специальных условий.
Хочу также обратить внимание на анализ результатов ПМПК обследования детей, обучающихся в 1-3 классах в 2024 году и выданных заключений с рекомендациями на обучение: АООП НОО ЗПР вариант 7.1; АООП НОО ЗПР вариант 7.2; АООП НОО ЗПР вариант 7.2 с организацией обучения по индивидуальному учебному плану или с диагностическим периодом (повторное обследование для изменения программы при устойчивой неуспеваемости или на учебный год); АООП нарушения интеллекта; разные нозологические группы. Все обследованные на ПМПК обратились впервые, т.е. в детском саду обучались по ОП ДО.
Неподготовленность ребенка с ОВЗ, не понимание родителями необходимости продолжения обучения по адаптированной программе в школе влечет за собой негативные последствия: первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовиться не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу, требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».
Кроме того, наиболее часто встречающиеся проблемы в период адаптации детей с ОВЗ могут проявляться в виде:
• хронической неуспеваемости — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
• ухода от деятельности — проявляется у детей, обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»;
• негативистской демонстративности — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
• вербализмом — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
• проявлением «лени» — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Особенно эта поддержка важна для детей с ОВЗ, так как они нуждаются в нашей поддержке значительно больше обычных первоклассников.
Практически любой психолог, учитель скажет, что адаптация – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», многие трудности, переживаемые учениками в этот период адаптации, похожи:
- эмоциональная незрелость детей с ОВЗ ведет к слабому поддерживанию контактов (мимолетность, ситуативность, неустойчивость);
- расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т. д.) и неадекватных способов выхода из конфликтов;
- адаптивные механизмы у ребят с ОВЗ не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.
С какими проблемами сталкиваются педагоги в начальной школе при обучении ребенка с ОВЗ, и какие вопросы требуют решения уже в начале обучения.
Деятельность ППк школы на этапе начала работы с ребенком, поступившим в 1 класс:
1. просвещение родителей о специальных условиях получения образования на уровнеНОО созданных в образовательной организации;
2. анализ результатов коррекционно-образовательной работы с ребенком ДОУ, информации из «Карты развития обучающего»;
3. организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
4. создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ всоответствии с Федеральным законом от 08.08. 2024 г. № 315-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства:
1. не упустить время и начать обучение ребенка по адаптированной программе;
2. не потерять мотивацию ребенка к обучению в школе;
3. создать условия для понимания родителями особенностей ребенка и важности коррекционно-развивающей помощи в рамках адаптированной программы.
Именно организация единого образовательного пространства для детей с ОВЗ в рамках преемственности между двумя смежными звеньями в системе образования – детским садом и школой позволит решить данные проблемы.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит понастоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка с ОВЗ переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Поэтому в работе ППк школы и дошкольной образовательной организации, обеспечивающего подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе, должна существовать преемственность качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ.
Списоклитературы
1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ иначальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.
2. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемахпреемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.
3. ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты. URL:htt s://fg s.ru/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.