«Обучение технике прыжков в высоту»
Методическая разработка
«Обучение технике прыжков в высоту»
Исполнитель:
Кузьменко Валерий Игоревич
учитель физической культуры
МБОУ Школа №10 г. Саров
2022 г
Прыжок в высоту – это координационно-сложный вид, предъявляющий высокие требования к физическим возможностям спортсменов. Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы: разбег, отталкивание, переход через планку и приземление. Показ наглядных пособий
Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка.
Средства: Показ наглядных пособий. Объяснение основных фаз прыжка. Демонстрация техники прыжка.
Длина разбега обычно колеблется от 7 до 9 шагов. Нельзя делать разбег слишком длинным, это вызовет излишнюю трату сил, а короткий разбег не позволит набрать достаточной скорости, чтобы произвести мощное отталкивание. Разбег следует выполнять свободно, с постепенным ускорением. Разбег в прыжке производится под углом к планке. Место отталкивания находится на расстоянии 60-70 см от переднего края ямы с матами. Толчок осуществляется сильнейшей, дальней по отношению к планке ногой. Если прыгун отталкивается правой ногой, то он разбегается слева, если левой ногой, то – справа.
После отталкивания прыгун совершает как бы большой шаг, оставляя толчковую ногу “висеть” внизу. Следует фаза взлета, которая заканчивается в высшей точке траектории, т.е. выше планки. С целью экономичного расположения тела для перехода через планку прыгун наклоняет туловище вперед и в сторону толчковой ноги, опуская руки вниз. Маховая нога опускается за планку носком, повернутым внутрь.
Перешагивание получается при опускании маховой ноги вниз за планку и ускоренном поднимании и переносе толчковой ноги.
Задача 2. Научить технике отталкивания.
Средства:
а) Стоя боком к гимнастической стенке на толчковой ноге, одноименной рукой взяться за перекладину на уровне груди Махи свободной ногой назад-вперед-вверх;
б) то же, но при махе назад стопу опорной ноги “взять на себя” с последующим перекатом на носок при махе вперед;
в) то же, но одноименной ноге рука выполняет маховые движения, параллельные движениям маховой ноги;
г) то же, но с отталкиванием вверх и приземлением на толчковую ногу;
д) Стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены в замах. Одновременный мах ногой и руками с последующим подскоком вверх на толчковой ноге;
е) Полуприсед на маховой, толчковая, согнутая в колене, впереди в безопорном положении, руки слегка согнутые в локтях, выведены вперед. Имитация постановки толчковой ноги с отведением рук в замах;
ж) то же, но из полуприсед на двух ногах;
з) Полуприсед на маховой, толчковая сзади. Отталкивание вперед-вверх с приземлением на толчковую ногу;
и) то же, но в ходьбе, отталкиваясь на каждый второй шаг.
Методические указания. На место отталкивания нога ставится с пятки. Мах выполняется прямой ногой, носок стопы “на себя”. Во время прыжка туловище должно быть прямое, взгляд направлен вперед-вверх.
Задача 3. Научить ритму разбега.
Средства:
а) Толчковая впереди, маховая сзади. Отталкивание с двух шагов вперед-вверх с согласованным махом ноги и руками;
б) в ходьбе отталкивание на каждый второй шаг с приземлением на толчковую ногу;
в) то же, но в легком беге;
г) Маховая впереди, толчковая сзади. Отталкивание с трех шагов;
д) отталкивание на каждый четвертый шаг в ходьбе, беге;
е) выполнение трех последних шагов разбега по отметкам;
ж) прыжок вверх с трех-пяти шагов разбега с касанием предмета, подвешенного на уровне плеч, маховой ногой;
з) прыжок через планку с пяти-семи шагов разбега способом “на взлет”.
Методические указания. Особое внимание следует обратить на ритм последних шагов. Отклонение туловища назад перед отталкиванием должно быть не следствием специального действия, а результатом более быстрого выведения таза и толчковой ноги для постановки на место отталкивания.
Задача 4. Научить переходу через планку.
Способ “перешагивание”
Средства:
а) Стоя боком к планке со стороны маховой ноги, толчковая впереди, маховая сзади. Последовательный перенос маховой, затем толчковой ноги;
б) то же, но в прыжке;
в) Маховая нога впереди, толчковая сзади. Прыжок через планку с одного шага;
г) прыжок через планку с трех-пяти шагов разбега упрощенным перешагиванием;
д) прыжок в высоту способом “перешагивание” с трех-пяти шагов разбега.
Методические указания.
В момент наивысшей точки взлета маховая нога и плечи посылаются в сторону планки, руки опускаются вниз. Приземление происходит на маховую ногу.
Задача 5. Совершенствование элементов техники в целостном прыжке.
Средства:
а) прыжки в высоту на небольшой высоте с короткого разбега;
б) прыжки в высоту на средней высоте со среднего разбега;
в) прыжки в высоту с полного разбега на высоте, близкой к максимальной.
Методические указания. При совершенствовании техники движений подъем высоты, и увеличение скорости разбега происходит постепенно. Особое внимание нужно уделить совершенствованию ритм-темповой структуры последних шагов разбега.
Список литературы:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 2008 г.
2. Быкова Т.В. Как прыгнуть выше головы. - М.: Физкультура и спорт, 2008 г.
3. Воронин В.И. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009 г.
4. Гойхманм П.Н.. Прыжок в высоту, Ленинград 1961 г.
5. Дурсенев Л.И. Техника будущего: Фосбери и Брумель. - М. Легкая атлетика. -2008 г.
6. Дьячков В.М. Прыжок в высоту - М.: Физкультура и спорт, 2005 г. -
7. Дьячков В.М., Стрижак А.П. Прыжок фосбери-флоп. - М.: Физкультура и спорт, 1975 г.
8. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2007 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.