ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕД
Аннотация:
В статье показана важность моделирования в школьном курсе информатики. Продемонстрированы виды моделирования и классификации моделей, показаны программные продукты и интерактивные среды для реализации компьютерного моделирования.
Abstract:
The article shows the importance of modeling in school course in Informatics. Demonstrated modeling and classification models shown software and interactive environment for the realization of computer simulation.
Ключевые слова:
моделирование; информатика; формализация; модель; математическая модель; математическое моделирование.
Keywords:
modeling; computer science; formalization; model; mathematical model; mathematical modeling.
УДК 004
Изучение моделирования является значимым аспектом подготовки школьников. Необходимо рассматривать моделирование как способ развития мышления школьника, и кроме того, как инструмент для решения различных задач. Моделирование – это важный метод научного познания. В различных предметах, помимо информатики изучается моделирование, например, в математике, физике, биологии, химии и т.д. Однако непосредственно на уроках информатики рассматриваются ступени построения модели, проверка модели, создание моделей в разнообразных компьютерных программах [1, с. 34].
Практически все темы школьного курса информатики имеют отношение к моделированию, в том числе такие, как алгоритмизация и программирование. Авторы учебников информатики полагают, что важнейшей задачей при обучении моделированию является формирование умения анализировать и строить модели. Однако данные умения нужны и в других разделах информатики, например, «Информационные процессы». Таким образом, моделирование присутствует во многих разделах курса информатики, являясь основополагающим при изучении школьного курса информатики.
В курсе информатики изучаются не только математические модели, но и информационные, к которым относятся рисунки, таблицы, программы, алгоритмы, что придает информатике межпредметный характер.
Модель – это упрощенное сходство реального объекта или процесса. Ключевым понятием в моделировании считается цель. Цель моделирования – это назначение будущей модели. Цель определяет свойства объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели. Моделировать можно как материальные объекты, так и процессы. Информационная модель – это описание объекта моделирования. По признаку представления модели делятся на табличные, графические, объектно-информационные и математические.
Формализация – это замена реального объекта или процесса его формальным описанием, т.е. его информационной моделью. Содержательная линия темы моделирования выполняет важнейшую задачу: развитие системного мышления учащихся.
Электронные таблицы - это самая распространенная и удобная инструментальная среда для решения задач математического моделирования. Математическая модель – это описание состояния поведения какой-либо реальной системы (процесса, объекта) на языке математики, т.е. с помощью формул, уравнений и других математических соотношений. Осуществление математической модели – это использование определенного метода расчетов значений выходных параметров по значениям входных параметров. Технология электронных таблиц – один из методов реализации математической модели. Существуют еще методы реализации математической модели, к которым можно отнести составление программ на языках программирования, применение математических пакетов (MathCad, Математика, 1С: Математический конструктор и др.), использование специализированных программных систем для моделирования. Созданные такими средствами математические модели называются компьютерными математическими моделями.
Взаимосвязанное обучение информатике, математике и физике дает возможность познакомить учащихся с использованием прикладных математических пакетов в качестве инструмента при решении типовых задач. Поэтому в разделе «Моделирование и формализация» проявляется метапредметная роль информатики.
Моделирование является одним из сложных разделов в школьном курсе информатики. Содержательно-структурный компонент «Моделирование и формализация» – важная составляющая дисциплины, которая постоянно усовершенствуется, вследствие чего исследование методологии ее изучения еще не завершены. На данный момент имеется большое количество методик обучения компьютерному моделированию, которые активно применяются на уроках информатики в школе [2,с. 64].
Программное и ресурсное обеспечение темы «Информационное моделирование» на ступени основного общего и среднего общего образования представлено программным обеспечением и интернет-ресурсами, в частности, ресурсами единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Одним из доступных средств моделирования является офисное приложение Microsoft Excel, так как практически во всех школах имеется пакет MS Office. Microsoft Excel – программа для работы с электронными таблицами, позволяющая анализировать большие массивы данных. В данной программе используется более 600 математических, финансовых, статистических и других специализированных функций, с помощью которых можно связывать различные таблицы между собой, выбирать произвольные форматы представления данных, создавать иерархические структуры.
Mathcad – это приложение для инженерных и математических вычислений, промышленный стандарт проведения, распространения и хранения расчетов. Mathcad является универсальной системой, т.е. может использоваться в любой области науки и техники – везде, где применяются математические методы.
КОМПАС – это система автоматизированного проектирования. При помощи системы КОМПАС можно создавать 3-мерные ассоциативные модели деталей и отдельных единиц, которые содержат оригинальные либо стандартизированные конструктивные элементы.
Blender – бесплатная программа для 3-мерного моделирования. Хитростью в данной программе является то, что во время создания 3-мерной сцены, окно утилиты можно разделить на части, каждая из которых будет представлять собой независимое окно с определенным видом 3D сцены, линейкой временной шкалы, настройками объекта. Количество таких частей ограничивается только разрешением экрана. Приложение также располагает инструментами сплайнового моделирования, а для формирования 3D-объектов используются еще кривые Безье и В-сплайны.
Компьютерное моделирование обладает рядом преимуществ только тогда, когда в полной мере задействованы вычислительные и графические возможности компьютера, что позволит реализовать многообразие возможностей соответствующего программного обеспечения.
Пример графического решения уравнения в интерактивной среде «1С: Математический конструктор»:
Сколько решений имеет уравнение log1/16x = (1/16)x? На первый взгляд графики левой и правой частей имеют только одно решение, лежащее на прямой y = x(Рис.1). Однако, используя инструменты "Изменить масштаб" и "Сдвинуть лист", вы можете увеличить картинку и откроете для себя неожиданное переплетение двух графиков, которое ведет к трем, а не одному, корням!
Рис. 1. Решение графического уравнения
Интуиция в этом случае обманывает:
если же нарисовать данные графики уравнения от руки, то мы увидим, что
уравнение имеет один корень – на пересечении обоих графиков с прямой y = x (т.е.
корень уравнения (1/16)x = x). Но нетрудно
заметить и проверить подстановкой, что числа x = 1/2 и x =
1/4 тоже являются корнями. Откуда же они берутся?
Если построить графики в «Математическом конструкторе», то программа
найдет три точки их пересечения (Рис.2), хотя в окрестности этих точек при
«нормальном» масштабе графики «слипаются». Пользуясь инструментом Изменить
масштаб можно укрупнить изображение и увидеть, каким образом графики
«переплетаются».
Рис. 2. Решение графического уравнения
Таким образом, построение простых графических моделей, таких как решение простых математических задач, уместно уже в базовом курсе информатики. Самостоятельная разработка графических моделей требует знания программирования, а это относится материалу повышенной трудности, который изучается в профильном курсе информатики или в рамках элективного курса.
Библиографический список:
1. Королев, А. Л. Компьютерное моделирование / А.Л. Королев. – М : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010 – 230 с.
2. Сафонов, В.И. Компьютерное моделирование: учеб. пособие / В. И. Сафонов. –
Мордов. Гос. Пед. ин–т. – Саранск, 2009. – 92 с.
3. Тарасевич, Ю.Ю. Математическое и компьютерное моделирование. Вводный курс:
учеб. пособие / Ю.Ю. Тарасевич. – М. : ЛИБРОКОМ, 2013. – 152 c.
Дидактическая целесообразность применения компьютерных учебников и обучающих систем
Ключевые слова: информация, компьютерные средства обучения, индивидуальный подход, инструментальные средства.
Необходимость использования персонального компьютера для осуществления учебного процесса доказывается постоянно, начиная еще с 60-х гг. прошлого века. Разработанные материалы многолетнего приме-нения идей и методов обучения с использованием компьютерных систем, проведенные в школах и профессиональных учебных заведениях, позволили говорить о качественно новом уровне развития необходимости использования (в том числе и дидактической) компьютеризации образования.
Информационная (компьютерная) технология обучения понимает под собой процесс разработки и передачи учащемуся обучающей информации при помощи компьютерных средств обучения. С помощью компьютерных средств не определяются методы, средства и содержание учебного процесса — они являются только достаточно эффективным средством учебного процесса, адекватно включающимся в учебный процесс.
Разработка компьютерных средств обучения целесообразно только в том случае, если применение указанных программных продуктов будет повышать эффективность учебно-познавательной деятельности обучаемого с применением технических возможностей персонального компьютера. Таким образом, обеспечение эффективного учебного процесса компьютерный учебно-методический комплекс принципиально отличается от привычных текстовых учебников и справочных пособий. Следовательно, применение в учебном процессе компьютерных средств неизменно ведет за собой нарушение средств и методов преподавания того или иного учебного курса [2, с. 142].
Целенаправленный выбор методики представления обучающей информации в компьютерном учебном пособии позволяет учителю сформировать индивидуальный подход в обучении для каждого ученика, а также, ученик, при выполнении самостоятельной работы может выбирать те разделы компьютерного учебного пособия с учетом индивидуальных интересов или необходимости повторения пройденного материала. Это определяется тем, что уровни знаний-умений-навыков учащихся различны, поэтому возникает необходимость изучения учебного материала по индивидуальной методике, соответствующей различным степеням обучаемости и последовательности изучения различных тем или целых разделов. Во всех электронных учебниках теоретический материал представлен в виде гипертекстовой структуры, это позволяет учащемуся отражать на экране нужную информацию в сжатом виде, используя только то количество гиперссылок, какое ему необходимо в данный момент: ссылки с известными определениями можно не открывать или, наоборот, воспользоваться ссылками, содержащими дополнительную информацию. В конце каждого раздела учебника даны ссылки, при нажатии на которые возможен переход к предыдущему или к содержанию учебника. Индивидуальный подход в обучении достигается благодаря тому, что каждый учащейся может самостоятельно выбрать доступный ему объем изучаемого теоретического материала, или, по необходимости, вернуться к недостаточно изученному разделу, выделяя необходимое количество времени на изучение каждого раздела.
Применение в обучении традиционных технологий основано на принципе абстрактно-логической передачи учебной информации. Тем не менее, следует помнить о том, что человек запоминает поступающую информацию в более сжатом виде, точнее в образе отдельных образов или схематичных рисунков. Именно из этого и вытекает необходимость создания методов и средств автоматизированной передачи учебной информации при помощи образных представлений. Целостное представление о предметах и явлениях, формируется путем блокового представления информации с использованием структурно-логических схем (СЛС). Использование в учебном компьютерном материале структурно-логических схем позволит учащимся с образным (синтетическим) стилем мышления сформировать мельчайшие детали полученной в целом информации и, наоборот, учащимся с аналитическим стилем мышления увидеть общее, опираясь на частное. Информационная реализация структурно-логических схем помогает представлять ее детальные моменты непосредственно на экране монитора или проектора. При нажатии кнопки мыши на какой-либо определенный элемент структурно-логической схемы, в отдельно открывающемся окне появляется его краткое описание. Для реализации указанного выше способа обязательно применение инструментальных средств представления получаемой информации, в том числе различные программы и технологические средства (Internet Explorer, Macromedia Flash, Lotus Notes и др.).
Структурно-логические схемы в электронном учебном пособии могут представлять собой текстовографические схемы, на которых получаемая информация визуально сжата до очень малых размеров, заключающихся в использовании символьных ассоциацией и выделения главной мысли. Тестовые вопросы по изучаемым разделам могут или включаться в структуру электронного учебного пособия, или могут быть вынесены в конец учебника отдельным разделом. Очень часто, вопросы для самоконтроля вынесены в отдельный компьютерный задачник, включающий в себя также и некоторые задачи практических занятий. Последний подход является наиболее продуктивным, потому как он дает возможность самостоятельного выбора порядка и времени работы над электронным пособием, чередования изучения теоретического материала и контроля усвоенных знаний. Опыт использования компьютерных средств обучения показывает, что использование электронных обучающих систем с уже заранее разработанным сценарием и обязательным проведением контроля в определенных местах, является скорее недостатком, который, как правило, лишает учащегося проявления инициативы.
Экспериментальные исследования эффективности применения различных компьютерных средств обучения показали, что использование гиперссылок и структурно-логических схем помогает обобщить и систематизировать полученные знания по изучаемой учебной дисциплине, выявить физические и математические закономерности изучаемых явлений, определить необходимый объем изучаемого теоретического материала, сокращая при этом время изучения и запоминания. Помимо этого обеспечивается обобщение или, наоборот, развертывание и классификация полученной информации с учетом увиденного крупного блока учебной дисциплины в целом, без ее деления на кадры или разделы. В этом и проявляется действие принципа индивидуализации учебного процесса.
Использование автоматизированного учебного пособия как элемента компьютерной обучающей системы, включающей в себя компьютерный учебник и компьютерный задачник, проектируемых с учетом дидактического, методического и психологического принципа обучения, делает возможным существенного повышения эффективности учебного процесса.
Разработка компьютерных учебных пособий не сведено только к отражению текста и регистрации правильных ответов на тестовые вопросы. Работа с электронным учебным пособием рассматривается педагогом как деятельность, направленная на развитие у учащихся познавательных, эмоционально-мотивационных и во-левых процессов [3, с. 184].
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно сформулировать основные плюсы и минусы применения в учебном процессе компьютерных средств обучения.
Главными преимуществами электронного учебного пособия можно назвать следующие ключевые моменты:
1. применение визуальных технических средств;
2. оснащение теоретического материала динамическими иллюстрациями;
3. возможность самостоятельного моделирования;
4. тестирование или какая-то другая проверка полученных учащимися знаний;
5. организация самостоятельной работы учащихся с электронным пособие;
6. работа с гипертекстовыми ссылками;
7. организация виртуальных лабораторных работ.
Необходимо указать также и те недостатки, которые не позволяют найти широкого применения электронным учебным пособиям:
1. отсутствие единой концепции, лежащей в основе разработки электронного учебного пособия;
2. большая часть электронных учебных пособий представлена в виде упрощенных популяризаторских справочников, которые, по понятным причинам, не могут стать полноценным источником получения системных, углубленных знаний;
3. не всеми хорошо воспринимается текст на экране монитора;
4. заранее продуманная по типу печатного издания подача теоретического материала, при этом учащиеся обязаны действовать по уже определенной жесткой схеме, тем самым, сковывая их самостоятельную деятельность [1, с. 82]. 302 Инновационные педагогические технологии
Литература:
1. Гаркин, И. В. Современные подходы к преподаванию информатики при помощи компьютерных технологий //
Информационные технологии, 2008, № 6. — с. 447.
2. Кручинина, В. В., Импольский С. З. Программные средства для создания электронных учебных пособий //
Материалы конференции «Новые информационные технологии в школьном образовании» — Новосибирск:
2005. — с. 234.
3. Преподавание информатики в старшей школе: Методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. — 2-е
изд. — М., 2004. — с. 540.
4. Основы создания компьютерных обучающих и тестирующих систем: Сборник научных трудов / Под ред. Иван-ченко А. И. и др. — Новочеркасск, 2011. — с. 199.
5. Соколов, А. В. Разработка компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. — Самара: СГАУ,
2005. — с. 137.
Интерактивные методы обучения на уроках информатики
как одно из средств развития обучающихся
В настоящее время интерактивные технологии открывают уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования.
Основной задачей образования становится создание условий для развития обучающего, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.
Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Цель — вооружить знаниями обучающихся посредством интерактивных методов обучения в информатике.
Термин «интерактивные методы» (от английского языка) означает «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а «интерактивное обучение» — это обучение, построенное на взаимодействии.
Интерактивные методы обучения предполагают сообучение, причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей.
Однако не следует считать, что интерактивные методы обучения — это нечто принципиально новое. По существу, это обращение к богатейшему опыту отечественной педагогики, его модернизация. Так разработку интерактивных методов можно найти в трудах В. А. Сухомлинского, в творчестве учителей — представителей «педагогики сотрудничества» — Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова и других.
Надо отметить, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой создаются комфортные условия обучения, такие, что ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а это делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность. Также интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения.
В современное время применение интерактивных технологий становятся актуальной составляющей в любом образовательном процессе, в том числе и в преподавании информатике. Для этого на уроках организуются индивидуальная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с компьютером, с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Интерактивные методы позволяют учащимся:
1) учиться формулировать собственное мнение,
строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию;
2) моделировать различные социальные ситуации
и разрешать их совместными усилиями;
3) развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы
и многое другое.
Отмечу, что использование тех или иных методов зависит от цели занятия, опытности участников и их вкуса.
Многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов.
К основным интерактивным методам относятся:
Творческие и самостоятельные задания. Примерами
таких заданий могут служить: подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках. На уроках информатики обучающиеся нередко выступают с мини докладами. Ежегодно учащиеся представляют свои исследовательские проекты на конференциях различных уровней, что является публичной презентацией результатов их творческой и инновационной работы.
Также полезно практиковать выставки творческих работ обучающихся: сказок, буклетов, ребусов, рисунков, плакатов. Важно, чтобы эти выставки соответствовали изучаемым темам. Применение подобных методов способствует мотивации учащихся, повышению их ответственности, позволяет им прочувствовать результат своего труда, соединить обучение с интересными событиями.
Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). При такой форме работы полезны оце-ночные листы (самооценка, оценка группы, оценка учи-теля). Также на уроках учащиеся защищают групповые проекты, результатом выполнения которых являются презентации, буклеты, видеоролики.
Обучающие игры относятся к основным приемам на интерактивных занятиях. В эту категорию входят ролевые игры и имитации.
В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию.
Указанные игры способствуют:
—развитию воображения и навыков критического мышления;
—опробованию на практике линии поведения другого человека;
—применению на практике умения решать проблемы.
Имитацией называются ролевые игры с использованием (имитацией) известных, устоявшихся процедур, например таких, как судебный процесс. На уроках информатики можно проводить «Суд над Интернетом», «Суд над компьютерным вирусом», «Суд над компьютерными играми». Учащиеся сами выбирают роли, подбирают материал для выступлений. Часто между стороной защиты и стороной обвинения завязывается жаркая дискуссия.
Образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примерами могут служить игра по типу брейн-ринга, игры с понятиями, словами, кроссворды.
Как правило, такие игры нацелены на усвоение информации и на развитие навыков мышления.
Проведение различных соревнований, конкурсов, состязаний, олимпиад — хороший инструмент для мотивации учащихся и организации внеаудиторных мероприятий. Во время предметной недели будут интересны
игры-соревнования: «Счастливый случай», «Турнир компьютерных знатоков», «КВН», «Своя игра» и другие, конкурсы кроссвордов, видеороликов, презентаций.
Сильный эффект на учащихся оказывает использование в преподавании мотивов сказок. Например, при из-учении темы «Модели и моделирование» можно использовать сказку-переделку на основе «Аленького цветочка», после прослушивания и обсуждения которой учащиеся приходят к выводу, что один объект может иметь не-сколько различных моделей.
В современном мире при стремительном развитии и совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, в качестве интерактивных методов обучения можно рассматривать компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, блоги педагогов.
Например, на уроках информатики можно использовать обучающие программы: «Мир информатики», «Вы-числительная математика и программирование», «Клавиатурный тренажер» и другие.
Использование «интерактива» в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют развивать у обучающихся критическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения и навыки, устанавливать эмоциональные кон-такты между учащимися, обеспечивать воспитательные задачи, в результате чего и происходит творческое само-развитие обучающихся.
Литература:
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 28..
2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с
3. Сластёнин, В. А. Педагогика / В. А. Сластёнин. — М.: Школа-Пресс, 2000.
Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе
Современный этап развития общества характеризуется повсеместным внедрением современных информационных технологий во все сферы человеческой жизни: науку, технику, экономику, социальную сферу и образование. У обучающегося в высшем учебном заведении должна формироваться и развиваться личность. Студент получает навыки, вернее «привычку» учиться постоянно, совершенствовать свои знания, умения и навыки. Модель «студента обучающегося» в отличие от «студента обучаемого», требует разработки новых подходов к обучению. Образовательная сфера становится все более интерактивной, поскольку прогрессивные интерактивные методы обучения год за годом приобретают все большую популярность и завоёвывают основные позиции в образовательном процессе. Одной из современных разработок в области новых подходов к обучению являются интерактивные методы обучения. Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Познание осуществляется в форме совместной деятельности студентов. Все участники когнитивного процесса обмениваются информацией, взаимодействуют друг с другом, решают проблемы, оценивают собственное поведение и действия других, моделируют ситуации. В процессе коммуникации создаются условия комфортного обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.
В процессе диалогового обучения студенты учатся мыслить критически, анализируют обстоятельства и полученную информацию; решают сложные проблемы, принимают продуманные решения, участвуют в дискуссиях, учатся общаться с другими людьми. На занятиях организуются как парная, так и групповая форма работы, ролевые игры, применяются исследовательские проекты, проводится работа с документами и источниками информации, используются творческие работы. Преподавателю в образовательном процессе отводится функция помощника в работе и, вместе с тем, он побуждает студентов к самостоятельному обучению.
Интерактивные занятия:
- пробуждают у студентов интерес к образовательному процессу и когнитивной деятельности;
- каждый обучающийся принимает активное участие в образовательном процессе;
- происходит эффективное усвоение учебного материала студентами;
- участники образовательного процесса учатся формировать собственное мнение и отношение к действительности и ко всему происходящему вокруг них;
- формируются жизненные навыки;
Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:
1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний.
2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что служит эмоциональным толчком к дальнейшей поисковой активности участников образовательного процесса, побуждает их к конкретным действиям. Что касается самого процесс обучения, то он становится более осмысленным.
3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к другим участникам коммуникативного процесса.
4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.
5. Использование интерактивных технологий обучения позволяет осуществлять контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях общения более гибко и гуманно.
6. Результат для каждого обучающегося.
- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; - развитие личностной рефлексии;
- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
- развитие толерантности.
7. Результат для учебной микрогруппы:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
8. Результат для системы «преподаватель — группа»:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- многомерное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во в не учебных ситуациях [4].
К наиболее часто используемым методам и технологиям можно отнести следующие:
- Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы.
- Кейс-технологии. К ним относятся:
- метод ситуационного анализа;
- ситуационные задачи и упражнения;
- анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);
- метод кейсов;
- метод инцидента;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование; · метод ситуационно-ролевых игр.
- Игра - Тренинг - Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [2].
В Томском Политехническом Университете в процессе обучения студентов дисциплине «Иностранный язык» активно и достаточно успешно используется один из интерактивных методов обучения, базирующийся на образовательной платформе Moodle.
Платформа Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда (англ.). Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения [7].
Курс «Иностранный язык» (английский), размещенный на платформе Moodle, позволяет студенту выполнять задания различного вида: задания на работу с текстом, просматривать видеофайлы, выполнять всевозможные задания вопросно-ответного характера, подстановочного типа, задания на выборку правильного ответа, на соотнесение частей предложения и т. д. [3, c.38]. Особая роль в процессе обучения иностранному языку (в частности английскому) отводится проектной деятельности. Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы [2].
Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения, выполняющего четыре главные функции:
- познавательную, - регулятивную;
- ценностно-ориентационную;
- этикетную.
Проектная методика — это практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях коммуникативного процесса. Они предполагают индивидуальную, групповую и коллективную деятельность с обязательным “выходом на публику” [5]. Проектная методика занимает немаловажное место в формировании коммуникативных компетенций будущего выпускника, поскольку студент в процессе подготовки проекта (проект может быть как индивидуальным, парным или групповым) раскрывает индивидуальные творческие способности, нейтрализует влияние языковой барьера и раскрывается творческий и профессиональный потенциал будущего инженера.
Таким образом, интерактивные методы обучения мотивируют студентов к учебно-профессиональной деятельности и повышают собственную активность обучающихся. Интерактивный способ ведения образовательного процесса позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что повышает качество подготовки будущих специалистов и делает их конкурентоспособными на мировом рынке труда.
Литература:
1. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. Научно-методический электронный журнал. — URL:http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-vuze-kak-pedagogicheskaya-innovatsiya (дата обращения 06.04.2015).
2. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. — № 2 URL: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie %20 %20expertov/2012n2a1.pdf (дата обращения 06.04.2015).
3. Муратова Е. Н., Сенцов А. Э. Сопоставительный анализ ключевых слов, обслуживающих понятие «народ», во французской, русской и английской лингвокультурах // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 37–40.
4. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. — М.: Академия, 2008.
5. Тарабукина А. И. Проектная методика в обучении английскому языку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». ИД «Первое сентября». 2003–2015 URL: http://festival.1september.ru/articles/414956/ (дата обращения 09.04.2015).
6. Тумакова Н. А., Захарченко Е. А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 629–633.
7. Moodle // Материал из википедии —
свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle (дата
обращения 09.04.2015).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.